Интервью

Леонид Шварцман: "Прототип попугая из "38 попугаев" - Ленин"

Леонид Шварцман: "Прототип попугая из "38 попугаев" - Ленин"

Накануне 95-летия выдающийся художник-мультипликатор рассказал о том, как создавал свои шедевры.

5 сентября, в день рождения города, будут чествовать не только Москву, но и  Леонида Шварцмана. И это неудивительно. Шварцман — легенда не только российской, но и мировой мультипликации. Именно ему, создателю образов Котенка по имени Гав, Крокодила Гены и Чебурашки, вручала премию «Голливуд — детям» сама Одри Хепберн. 

В маленькой уютной квартирке Леонида Ароновича огромное количество живых цветов на подоконниках, множество Чебурашек на стенах и книг на полках. За обязательным чаепитием, принятым в семье Шварцманов, Леонид Аронович признался:

Я стал тем, кто я есть, благодаря трем вещам. Мечте, чуду и Диснею. 

Сколько мультфильмов должен посмотреть человек, чтобы влюбиться в анимацию? Один. В детстве я не видел мультфильмов.  Их не показывали. Впервые я познакомился с мультипликацией летом 1945 года. Мне было 25 лет, я приехал сдавать экзамены во ВГИК. Тогда в кинотеатре «Москва» я и увидел фильм «Бэмби» — одну из лучших картин Диснея... Она меня потрясла. Помню, как зрители от хохота буквально сползали с кресел. И тогда я понял, что пойду на отделение мультипликационного кино. 

Из всех моих друзей, получивших повестку в мае 1941 года, не выжил никто. Все одноклассники — молодежь первого призыва — погибли в первые дни войны. И я должен был погибнуть с ними. Я тоже получил повестку в мае 1941 года... Помню тот день, как собрал чемоданчик и отправился в военкомат на Васильевском острове. Там было много молодых ребят. Их вызывали, вызывали, вызывали. И вот — комната опустела, я остался один. Я подошел к окошку, спросил: «А как же я?» И мне ответили шепотом: тихо, браток, не шуми, мы потеряли твое дело, найдем — вызовем, а пока иди домой...

Я только потом понял, что в тот день произошло чудо.

Детьми мы мечтали о велосипеде. Я родился в Минске, это был еще маленький городок, где каждый знал друг друга по имени. Мы ходили в гости и большой гурьбой дефилировали по улице Карла Маркса — «школьной улице», как мы ее называли, — вслед за теми счастливцами, у которых был велосипед. 

А в 8-м классе у нас появилась художественная школа. Ею стал руководить выпускник еще Императорской академии художеств в Петербурге — Валентин Викторович Волков. И тогда у всех ребят, которые у него учились, появилась другая мечта — поступить в Ленинградскую академию художеств. 

Так в 1938 году мы с моим другом и однокашником Левой Мильчиным поехали в Ленинград. Правда, ни он, ни я не поступили...

Наша мультипликация много взяла от диснеевских фильмов. Вначале мы снимали актеров на кинопленку, а потом мультипликаторы переносили их игру и узловые движения на бумагу и делали сцены. Так что у всех моих героев были прототипы. Например, у попугая из мультфильма «38 попугаев» — Ленин. Мы снимали его со всеми ленинскими повадками. А для Старухи Шапокляк я взял кое-что от своей тещи...

Мой любимый персонаж — это не Чебурашка, а Удав из мультфильма «38 попугаев». Вообще-то я не люблю змей — ни живых, ни рисованных. Поэтому над Удавом бился страшно долго и безуспешно. Удав получался злой и малопривлекательный. Чуть ли не каждый день я ходил в зоопарк и, как бы это мне ни было неприятно, рисовал, рисовал и рисовал с натуры. Я многое понял про змей. Даже этот особенный змеиный прикус — когда нижняя губа заходит на верхнюю. Но образ сложился лишь тогда, когда я забыл про реальность. Вытянул удаву морду, сделал нос, нарисовал веснушки и бровки домиком. А еще — я расцветил его цветочками... Вот тогда и вышел этот персонаж, удав-мыслитель, удав-философ, которого я считаю своей большой удачей.

У первого Чебурашки не было больших ушей. Я нарисовал нормальные аккуратные ушки, как у медвежонка. Ведь и у Успенского об ушах ни слова не было сказано... Всего-то и написано, что Чебурашка — мохнатый зверек с круглой заячьей головой, с большими глазами, как у филина, и маленьким медвежьим хвостиком... Но в процессе работы уши становились всё больше и больше, пока не разрослись до неимоверных размеров и сползли по бокам головы. 

А к моменту съемок у Чебурашки отвалились хвостик и ножки, как у обезьянки. Потому что когда мультипликаторы стали работать, они сказали, что с ножками работать неудобно. Пришлось оставить только ступни. Получился Чебурашка, который напоминал не зверенка, а маленького человеческого детеныша с удивленным трогательным взглядом. Кстати, Чебурашку очень любят японские женщины и ласково называют его Чеби.

Теперешние фильмы — другие. Они жестокие, недобрые. Поэтому я по-прежнему люблю наши старые мультики, сделанные в лучшие годы «Союзмультфильма». Именно потому они так трогают душу, что сделаны с юмором и добротой. Это самое главное.

Заканчивая рассказ, Леонид Шварцман вспомнил еще одну, четвертую, главную вещь в своей жизни. 

— Это юмор. Конечно же, юмор. Я столько прожил на свете, что могу сказать наверняка: в быту, в жизни и в литературе — это самое редкое и ценное качество, без которого и жизнь достойно не проживешь и, конечно, мультипликатором не станешь. 

КСТАТИ

5 сентября с 12 до 18 часов в Зеленом театре на ВДНХ покажут лучшие мультфильмы мастера — «Котенка по имени Гав», «Крокодила Гену», «Чебурашку», «Варежку» и «38 попугаев».

Известия
Advertology.Ru

02.09.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.11.2024 - 14:46
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация