Лето-банк обзавелся "микродочкой"
В наиболее рискованные сегменты розничного кредитования устремились даже госбанки. Лето-банк, входящий в группу ВТБ, создает свою микрофинансовую организацию (МФО) «Лето-деньги». Выход на микрофинансовый рынок государственных компаний может привести к ужесточению правил игры на нем для всех остальных игроков, опасаются эксперты.
В пятницу вечером ВТБ 24 раскрыл сущфакт о приобретении 100% акций акционерного общества «Лето-деньги». Владеть акциями ВТБ 24 будет не напрямую, а через две свои «дочки» — розничный Лето-банк (99,9%) и компанию «Бизнес-финанс» (0,1%). Сама компания «Лето-деньги» зарегистрирована 5 ноября. Как пояснили “Ъ” в Лето-банке, на базе компании «Лето-деньги» планируется создать МФО, но в таком качестве она пока не зарегистрирована в реестре МФО, который ведет ЦБ.
Лето-банк запущен группой ВТБ летом 2012 года. Банк занимается необеспеченным кредитованием граждан с доходами ниже среднего уровня. 100% акций Лето-банка владеет ВТБ 24. Кредитный портфель Лето-банка на 1 октября составлял 45,5 млрд руб.
Решение об учреждении розничной МФО в Лето-банке объясняют потребностью клиентов в продуктах, которые по своей экономической сути ближе к микрозаймам, а также в связи с пересмотром рисковой политики банка. «Мы создаем эту структуру для тех заемщиков, которым необходимы те продукты, которые не представлены сейчас в линейке продуктов Лето-банка, а также не проходят по нашим требованиям, — отмечает зампред Лето-банка Александр Самохвалов. — Мы могли бы предложить таким заемщикам, например, займы с лимитом до 50 тыс. руб., а также небанковские продукты — Pay Day Loans (займы до зарплаты.— “Ъ”)»,— отмечает господин Самохвалов.
Действия ЦБ по охлаждению рынка необеспеченного розничного кредитования начиная с 2013 года, в частности по неоднократному повышению коэффициентов риска по дорогим кредитам и норм резервирования по необеспеченным ссудам, привели к тому, что розничные банки были вынуждены пересмотреть свою рисковую политику. Кроме того, с середины ноября ЦБ по закону «О потребительском кредите» будет рассчитывать среднее значение полной стоимости кредита (ПСК). Отклонение от него по закону не может превышать 30%. «Все банки-монолайнеры делают предварительные прогнозы по доле клиентов, которых они больше не смогут кредитовать после ограничения ПСК»,— отмечает замдиректора группы “Рейтинги финансовых институтов” S&P Сергей Вороненко. Для МФО ограничение ПСК тоже будет действовать, однако поскольку среднее значение ПСК рассчитывается на основе данных участников рынка, то среднее значение, а значит, и максимальное, будет существенно больше, чем у банков. Соответственно, те ставки, по которым будет уже невозможно кредитовать банку, будут вполне допустимы для МФО, и продолжать кредитовать «выпадающих» клиентов можно будет с ее баланса, поясняет господин Вороненко.
Кроме того, МФО также можно было бы использовать для улучшения баланса Лето-банка. Если на 1 января доля просрочки в его розничном портфеле составляла 3,8% по РСБУ, то на 1 октября — уже 13%. Перед банком была поставлена задача оперативно снизить долю просрочки до 8%. В такой ситуации по мнению экспертов кредитование наиболее рискованных заемщиков по высоким ставкам логично выделять в отдельную структуру.
Остальные лидеры рынка необеспеченного кредитования не спешат следовать примеру Лето-банка. Предправления «Ренессанс Кредита» Алексей Левченко заявил “Ъ”, что банк не планирует создавать МФО. В «Русском стандарте» и ОТП-банке отказались от комментариев. Запущенная весной акционерами ХКФ-банка МФО пока работает в пилотном режиме. По мнению экспертов, не исключено, что частные банки опасаются возможной реакции со стороны ЦБ на использование регулятивного арбитража. «Если крупные частные игроки создадут МФО и объемы их кредитования станут значительными, это привлечет внимание ЦБ»,— отмечает гендиректор «Эксперт-РА» Павел Самиев.
На рынок МФО выход госбанка окажет влияние, считают эксперты. По мнению гендиректора МФО «Городская сберкасса» Андрея Демченко, имея доступ к материнскому фондированию, такая компания сможет предложить клиентам более низкие ставки и, заняв большую долю рынка, влиять на расчет ПСК как крупный игрок в сторону снижения, а значит, снижать ставки придется и всем остальным игрокам.
Advertology.Ru
10.11.2014
Еще статьи по теме
- ВТБ создал бесконечную елку достижений - 04.12.2023
- Как МФО проверяют заемщиков? - 27.02.2023
- Большое обновление: Pinkman завершил редизайн сайта ВТБ - 01.02.2023
- Каждая вторая МФО рассчитывает увеличить количество первичных клиентов - 05.07.2022
- Совместное предприятие ВТБ и Ростелекома войдет в капитал рекламной платформы MediaSniper - 27.04.2021
- Клиенты ВТБ и Почта Банка смогут высадить лес в национальных парках онлайн - 16.10.2020
- Банк ВТБ запустил творческий проект "Команда ВТБ: Арт. Спорт. Хайп" - арт-истории о спорте, культуре и искусстве - 26.06.2020
- Антон Лапенко выживает в автоматизированном лесу с ЭкоМультикартой ВТБ Mastercard - 22.06.2020
- Банк ВТБ проведет рекламную кампанию в соцсетях с персонажем-талисманом - 14.04.2020
- ВТБ и Почта Банк объединяют программы лояльности - 03.02.2020
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий