Анализ рынков

POS-кредиты пропустят сезон

POS-кредиты пропустят сезон

В августе, впервые с начала года, рынок POS-кредитов перестал показывать отрицательную динамику. По итогам месяца объем кредитов на приобретение товаров в торговых сетях остался неизменным — 229 млрд руб., в то время как за первые семь месяцев он сократился более чем на 15%. Впрочем, участники рынка называют такую стабилизацию мнимой, обеспеченной всплеском розничных продаж после отпускного сезона, а не усилиями банков. Не ждут участники рынка роста в этом сегменте даже по итогам года — риски и давление ЦБ слишком велики.

Согласно данным аналитического агентства Frank Research Group (FRG) на 1 сентября, объем кредитов на приобретение товаров в торговых сетях (POS-кредитов) по итогам августа составил 229 млрд руб., не изменившись по сравнению с июлем. С начала года в этом сегменте наблюдалась отрицательная динамика: за семь первых месяцев объем POS-кредитов сократился на 36 млрд руб., или на 15,7%.

Стоит отметить, что рынок POS-кредитования сильнее остальных сегментов подвержен сезонным колебаниям. Традиционно кредитование в торговых сетях сокращается в течение первых четырех месяцев года, но уже с мая начинается рост, и к августу банки обычно компенсируют это сокращение. Так, например, на начало 2013 года объем POS-кредитов составлял 238 млрд руб., к маю он сократился до 229 млрд руб., а уже к 1 сентября составил 241 млрд руб. Аналогичная динамика наблюдалась и в 2012 году. При этом начиная с осени рынок POS-кредитования показывает резкий рост, достигая максимальных темпов в декабре. Так в 2013 году в сентябре—декабре рынок увеличился на 10%, или 24 млрд руб., до 265 млрд руб.

В текущем году традиционную динамику значительно изменили действия ЦБ (повышение норм резервирования по необеспеченным кредитам) и возросшие риски на фоне высокой закредитованности населения. В этом году банки в полной мере ощутили на себе последствия кредитного бума 2012 года (рынок розничного кредитования вырос за год на 39,4%), когда многие заемщики обзавелись несколькими кредитами. По данным Национального бюро кредитных историй, сейчас около 10 млн человек обслуживают одновременно более одного кредита. В условиях ухудшающейся макроэкономической ситуации заемщики не справляются с ростом кредитной нагрузки, что приводит к росту просрочки. С начала года, по данным ЦБ на 1 сентября, объем просроченных розничных кредитов увеличился на 38,1%, до 608,4 млрд руб. Особенно пострадали банки, специализирующиеся на потребительском кредитовании, в том числе и на POS-кредитах. Многие из них из-за больших отчислений в резервы завершили первое полугодие с убытками (см. “Ъ” от 9 сентября и 2 октября).

Опрошенные “Ъ” лидеры рынка POS-кредитования, несмотря на стабилизацию рынка в августе, не ждут ее дальнейшего улучшения. «То, что в августе объем POS-кредитов перестал падать, вряд ли стоит относить к заслугам банков, активизации кредитования не было, рынок поддержал всплеск розничных продаж, который традиционно происходит в августе, когда люди возвращаются из отпусков и деловая активность растет,— говорит директор департамента потребительского кредитования ХКФ-банка Александр Антоненко.— Немаловажную роль в росте розничных продаж обеспечивает подготовка к школьному сезону». «Не думаю, что по итогам года мы увидим рост рынка, сейчас банки занимаются оптимизацией рисков и расходов и сокращают присутствие в сетях»,— добавляет он. По его словам, ХКФ-банк, например, в рамках оптимизации отказался от продаж POS-кредитов на 6 млрд руб. по сравнению с прошлым годом (портфель POS-кредитов ХКФ-банка теперь составляет 57,4 млрд руб.). По мнению старшего вице-президента Альфа-банка Дмитрия Жиздюка, на текущий момент падение рынка замедлилось, но реальных предпосылок, позволяющих говорить о переломе тенденции, нет. «POS-рынок очень сезонный, обычно во второй половине года мы видим рост продаж, но сейчас относительно тех же месяцев прошлого года рынок продолжает снижаться»,— говорит он. По оценкам коммерческого директора FRG Сергея Земелькина, сейчас выдачи POS-кредитов на 20% ниже, чем годом ранее. «Конечно, какой-то рост ближе к концу года будет наблюдаться, но не факт, что его будет достаточно, чтобы компенсировать уже происшедшее сокращение рынка и показать рост по итогам года»,— считает он.

Ксения Дементьева, Валерия Францева (Коммерсантъ) Advertology.Ru

06.10.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.01.2025 - 07:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация