Статьи

Стартаперы расшифровали геном Анны Чапман в обмен на пиар

Стартаперы расшифровали геном Анны Чапман в обмен на пиар

Основатели компании «Генотек» решили сделать бизнес на том, что в России никогда не выходило за пределы научных лабораторий, — на расшифровке генома. Они смогли сделать генетический тест доступным по цене, но столкнулись с новой проблемой — рекламное продвижение. Чтобы раскрутить бренд, «Генотек» предлагает знаменитостям бесплатно пройти такое исследование, но из сотни звезд согласились только пятеро. Среди смельчаков оказалась «шпионка» Анна Чапман.

Выпускники МГУ Валерий Ильинский и Артем Елмуратов решили продавать расшифровки генома в России, вдохновившись историей успеха Энн Войжитски (супруга одного из основателей Google Сергея Брина). Ее компания 23andMe уверено занимает эту нишу в Америке.

В российских лабораториях же доступны только ПЦР-тесты, которые дают пациенту ответ «да» или «нет» о предрасположенности к конкретному заболеванию. Ильинский и Елмуратов продают услугу секвенирования генома, т.е. составляют полный генетический «портрет» человека. По итогам расшифровки клиент получает информацию обо всех известных современной науке предрасположенностях к заболеваниям. В России такие исследования Минздрав классифицирует как научную деятельность, а в США генетические тесты — уже высокодоходный бизнес.

Локализация западной модели оказалась непростой задачей — генетические анализы были очень дороги. Полное секвенирование генома обойдется желающим увидеть свой генетический «портрет» как недорогая иномарка или швейцарские часы. Чтобы снизить цену, основатели «Генотека» разработали пакеты генетических исследований, которые могут выявить риски к определенным болезням — например, к инфаркту или диабету. К тому же они договорились о скидках с поставщиками оборудования («Генотек» заказывает приборы для анализа ДНК по оптовому прайсу) и разработали особый софт для обработки статистики о генах.

Целевой аудиторией «Генотек» определил обеспеченных россиян, готовых заплатить за то, чтобы узнать, например, о своей предрасположенности к какому-либо виду спорта или определить качество своей памяти. И отладив технологии (на это ушло более 1,5 млн долл. собственных средств), предприниматели решили сконцентрироваться на маркетинге, опять взяв за основу западный формат.

«В 2010 году компания Cofactor Genomics проанализировала геном Оззи Осборна, это вызвало огромный ажиотаж, — рассказывает Артем Елмуратов. — Выяснилось, например, что легендарный музыкант легко переносит алкоголь, а среди его генов много тех, которые совпадают с генами неандертальца. Мы тоже решили провести тесты для звезд в надежде, что это подстегнет спрос на рынке». Российским «селебритиз» предложили пройти тест бесплатно, хотя, по словам Валерия Ильинского, американские компании при проведении промоушн-акций берут не менее 1,5 тыс. долл. за расшифровку всей генетической цепочки.

Предприниматели стали искать известных людей через знакомых и на мероприятиях для инвесторов. Из составленного Елмуратовым и Ильинским списка сотни знаменитостей только пятеро откликнулись на предложение расшифровать геном, ими оказались лидеры венчурного рынка. «Мы понимали, что наша цель — состоятельная аудитория, а бизнесмены и предприниматели на стартап-рынке — только ее часть. Но мы решили попробовать», — говорит Валерий Ильинский.

Венчурным инвесторам и предпринимателям «Генотек» предложил комплексное исследование «Мой геном», которое выявляет 120 предрасположенностей к заболеваниям и 14 интересных деталей о генах человека. Такой тест прошли в том числе разведчица и издатель российской газеты об инновациях Venture Business News Анна Чапман, руководители Бизнес-инкубатора МГУ Юрий Митин и Михаил Хомич, основатель и управляющий партнер венчурного фонда Almaz Capital Partners Александр Галицкий и его коллега, директор московского офиса фонда Ирина Горячева. Некоторые из тех, кто решил не раскрывать свое имя, задумались над тем, чтобы «подарить» новую услугу друзьям. Бесплатные тесты для инвесторов обошлись компании в общем счете более чем в 120 тыс. руб. 

Известность на венчурном рынке, по признанию руководителей стартапа, помогла им в привлечении денег. По словам Елмуратова, девять из десяти пресс-секретарей московских венчурных фондов знают о том, чем занимается «Генотек». Этим летом компания привлекла инвестиции от пула бизнес-ангелов и венчурного фонда. Глава одной из инвестиционных компаний, пройдя генетический тест за деньги, согласился на переговоры об инвестициях в 1 млн долл., которые «Генотек» планирует потратить на традиционный маркетинг (наружную рекламу и интернет-продвижение).

Историю «Генотека» Дарья Комарькова, директор по маркетингу Бизнес-инкубатора МГУ (где долгое время «обитал» бизнес Ильинского и Елмуратова), считает классическим примером развивающего маркетинга для нового продукта.

«Главная задача для инновационной компании — познакомить будущих клиентов с продуктом, объяснить, что это и как работает. Я бы посоветовала «Генотеку» сделать ролик о том, как происходит оказание их услуг. Реклама от лидера мнений или звезд — тоже отличная идея, так как это позволяет использовать доверие потребителей к известным для них людям и ассоциировать его с рекламируемым продуктом».

Спустя год Елмуратов и Ильинский решили еще раз зайти в ту же реку — и стали искать в Интернете помощников известных актеров, спортсменов и писателей. Елмуратов вспоминает, как ему удалось дозвониться оппозиционеру Эдуарду Лимонову — тот к расшифровке своего генома отнесся с подозрительностью и принял предпринимателей за сотрудников спецслужб.

До конца осени тест пообещали опробовать один из предпринимателей списка Forbes, российские рок-музыканты и одна из олимпийских чемпионок. Имена Елмуратов и Ильинский раскрывать не торопятся — ждут подходящего момента. Новый виток пиар-акции обойдется компании в 200 тыс. руб. «По итогам этого этапа работы со звездами мы решим, будем ли продолжать такой пиар, — говорит Артем Елмуратов. — Предугадать эффект от него сложно — это то же, что пытаться рассчитать «выхлоп», который должен принести вирусный ролик в YouTube. Но все же мы не жалеем, что решились на эксперимент».

Елена Касимова, директор по стратегии и инвестициям фонда «Биопроцесс Кэпитал Партнерс»:

Стартап с продуктом, неизвестным аудитории, должен сконцентрироваться на общеобразовательной работе. Например, компания могла бы развесить плакаты о новом способе обследования в платных клиниках или рассказывать о генетической совместимости «половинок» на сайтах знакомств. Это бы привело массового потребителя. Для продвижения в верхнем сегменте подошла бы реклама в бизнес-журналах, а также участие в закрытых мероприятиях для московской элиты.

Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ:

Особенности вывода на рынок высокотехнологических сервисов состоит в том, что новые технологические разработки, как правило, продвигаются несколькими компаниям — и на рынке выигрывает та компания, которая сможет привлечь внимание большего числа потенциальных потребителей. Для того, чтобы компания получила устойчивый приток клиентов, необходимо решить в короткий промежуток времени несколько задач, причем одновременно. Первое — информировать о наличии такого сервиса, для этого подходят звезды, известные спортсмены. Второе — формирование аргументов в пользу выбора сервиса, тут уже следует привлекать экспертов (врачей, психологов, педагогов).

Максим Гирин, преподаватель по маркетингу программ MBA в РЭА им. Г.В. Плеханова:

Работа со звездами удобна для маркетологов — популярность звезды может компенсировать отсутствие креатива в рекламе. Звезда делит свой имидж с продвигаемым товаром, что повышает его привлекательность на рынках массового спроса. В случае с «Генотеком» ребята не поняли простой истины — что звезда должна нравится целевой аудитории, а не им самим. Восхищаясь известными игроками венчурного рынка, они не сконцентрировались на поиске, скажем, звезд реалити-шоу — хотя это и есть кумиры их целевой аудитории в массовом сегменте.

rbcdaily.ru
Advertology.Ru

11.09.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

09.11.2024 - 01:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация