Анализ рынков

Кредиты импульсного клика

Кредиты импульсного клика

Рублевый кредит под 70% годовых выглядит, прямо сказать, не самым симпатичным предложением. Тем не менее на рынке онлайн-кредитования такое считается в порядке вещей, а сам рынок при этом не то чтобы стремительно, но растет.

Предложение для ленивых: находишь товар в интернет-магазине, кладешь в корзину, в качестве способа оплаты выбираешь "купить в кредит" и заполняешь заявку с указанием личных данных. Через пять минут приходит SMS или e-mail с сообщением "кредит одобрен". Вот и все: на следующий день курьер привозит товар и кредитный договор, а вместо денег увозит копию вашего паспорта. Ничего, что процент по этому кредиту составляет 70% годовых - втрое выше обычной ставки по потребкредиту. Любимый банкирами сорт покупателя - импульсивный и не умеющий считать - смещается в интернет, и банкиры меняют дислокацию POS-кредитования, преследуя его по пятам. Неприятность для банкиров, впрочем, заключается в том, что этот покупатель зачастую не очень-то с ними честен. 

Простор для жуликов

В качестве отдельной услуги банки начали развивать онлайн-кредитование чуть больше двух лет назад. Сначала интернет-покупки в кредит стали предлагать крупные офлайновые магазины, у которых уже было партнерство с банками по POS-кредитованию. Потом в борьбе за клиента за ними потянулись и интернет-магазины. Их партнерами стали банки, активно развивающие потребительское кредитование,- Альфа-банк, Хоум Кредит Банк, ТКС-банк, "Русский стандарт" и ОТП-банк. 

Сегодня эти банки называют онлайн-кредитование "одним из самых перспективных направлений развития". Пока что доля онлайн-кредитов у них невелика - от 2% до 5% от общего объема потребительских кредитов, но интерес к ним достаточно ощутим. В Хоум Кредит Банке отмечают, что темпы роста онлайн-кредитования опережают в разы темпы роста потребительского офлайн-кредитования. "Ренессанс Кредит" ежемесячно принимает порядка 1 тыс. заявок на выдачу заемных средств в интернет-магазинах. Средняя сумма по кредиту - 15 тыс. руб. 

Но радоваться большому количеству такого рода заявок банкам, может быть, и не стоило бы: очень уж онлайн-кредитование располагает к жульничеству. 

"Вариантов для мошенничества при онлайн-кредитовании много,- рассказывает зампред правления банка "Витас" Сергей Сергеев.- Самое очевидное - использование поддельного паспорта. Злоумышленник, имея копии нужных страниц, может указать в заявке данные чужого паспорта. Если бы процедура проходила в банке, квалифицированный сотрудник сличил бы фото с оригиналом. Но в данном случае эта процедура ложится на плечи курьера, который совершенно не заинтересован в том, чтобы выявлять такие правонарушения". 

Не очень высокое качество заемщиков, оставляющих заявки на онлайн-кредиты, отмечают и в банке "Ренессанс Кредит". 

"Как и любое направление, которое находится на начальном этапе развития, онлайн-кредитование привлекает к себе внимание недобропорядочных граждан",- признает вице-президент, директор департамента управления рисками банка "Ренессанс Кредит" Екатерина Резникова. Поток неблагонадежных клиентов в банке рассчитывают отсечь за счет анализа "всех возможных параметров". Однако в некоторых случаях при оформлении онлайн-кредита банк даже не требует справки о доходах. 

Как сообщили в интернет-магазине All-texnika.ru, отказы от банков получают примерно 30% онлайн-заявок. Самая частая причина - отсутствие российской прописки. В магазине BeCompact.ru называют более скромную цифру - 10%, но и процент товаров, проданных в кредит, у них ниже. 

На грани

Развитие онлайн-кредитования тормозят не только недобросовестные заемщики. "Главным сдерживающим фактором является законодательство, заточенное под классический офлайн-банкинг,- считает управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов.- Онлайн-кредитование вступает в неявный конфликт с законом о защите персональных данных, согласно которому обрабатывать персональные данные, оставленные в анкете, можно только с письменного согласия, а электронно-цифровая подпись пока находится еще только в проекте. Так что в соответствии с нынешним законодательством необходимо личное присутствие". По словам Грибанова, банки стараются обойти эту норму разными путями, в частности передавая договор с курьером, но в целом выходит не слишком эффективно. 

Тем не менее высокие риски POS-кредитования в интернете компенсируются высоким процентом по таким продуктам в сравнении, например, с кредитными картами. Процентная ставка по онлайн-кредитам может достигать 70% годовых, по кредитным картам она редко превышает 30%. 

В целом предложения банков по онлайн-кредитованию идентичны предложениям POS-кредитования в офлайне, разница только в количестве одобренных заявок. "В онлайн- и офлайн-кредитовании на аналогичные группы товаров банк предлагает единые кредитные программы",- рассказывает начальник управления альтернативной дистрибуции кредитной организации Хоум Кредит Банка Михаил Петров. Такая же ситуация и в "Ренессанс Кредите". "Ставки по кредитам в онлайн-магазинах так же, как и в точках офлайн-торговли, зависят от различных параметров: размера первоначального взноса, периода погашения,- поясняет вице-президент и начальник управления потребительского кредитования "Ренессанс Кредита" Николай Тепляков.- Самой большой популярностью пользуется кредит "Доступный". Он имеет следующие параметры: первый взнос - 10%, ставка по кредиту - 39% годовых, срок - 12 месяцев".

Считается, что покупатели интернет-магазинов скорее найдут устраивающий их кредит, если площадка предлагает на выбор сотрудничество с несколькими банками. Так, например, магазин BeCompact.ru имеет соглашения с четырьмя банками, Newmans.ru - с двумя. Для банка же, естественно, предпочтительней, чтобы интернет-магазин сотрудничал только с ним и предложение для клиентов было бы безальтернативным. Для этого банк создает отдельный сайт-агрегатор. Например, ТКС-банк собрал все интернет-магазины, с которыми он сотрудничает, на сайте Kupivkredit.ru.

В качестве аргумента в пользу "моногамного" сотрудничества в Хоум Кредит Банке называют в первую очередь "более высокий уровень одобрения кредитных заявок". Для интернет-магазинов, впрочем, этот аргумент является не слишком весомым: проблемы недобросовестных заемщиков их не очень-то трогают, а покупатель, с их точки зрения, всегда должен иметь выбор. К тому же интернет-магазин генерирует дополнительный трафик на сайт банка и должен получать за это свою комиссию. Вот почему, например, магазин All-texnika.ru сейчас работает с одним банком, но в ближайшее время планирует расширить число банков-партнеров до четырех.  

Мотив для магазина

Онлайн-кредиты наиболее востребованы покупателями при заказе бытовой техники, электроники и мобильных телефонов. "Онлайн-кредитование в данном случае полностью вписывается в общий для офлайн-кредитования тренд",- отмечают в Хоум Кредит Банке. 

Но есть в этом списке и магазины, которые торгуют другими видами товаров и услуг. Например, первым партнером "Ренессанс Кредита" стал интернет-магазин "Садовник". Сейчас в банке отмечают также успешное сотрудничество с сетью турагентств "Блюскай". Реклама кредитных продуктов на сайте - почти эталон: на крупном баннере с рекламой тура указана цена в кредит: Таиланд за 289 руб. в день, Египет за 149 руб. в день. По мнению представителей банка, именно так нужно рекламировать онлайн-кредитование. 

Однако даже если на сайте магазина есть реклама или хотя бы страница с информацией о кредите, онлайн-кредитование все равно пока занимает незначительную часть в общем объеме продаж. "С помощью онлайн-кредита у нас совершают примерно 5% покупок,- рассказал один из менеджеров магазина BeCompact.ru, где услуга действует уже более двух лет.- Причина такого низкого показателя - в большом проценте отказов банка. Отклоняют около 10% заявок". 

В магазине All-texnika.ru картина другая. Примерно половина покупок - это онлайн-кредиты. Но, как уточнили в магазине, это потому, что их магазин изначально позиционирует себя как "продающий в кредит". 

Следует отметить, что у многих экспертов рост этого направления кредитования вызывает недоумение. В интернете, казалось бы, делают покупки люди продвинутые и бережливые. Заместитель председателя правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко, например, считает, что не только онлайн-кредитование, но и POS-кредитование в принципе будет вытеснено с рынка универсальными кредитными картами, которыми можно оплачивать множество покупок, а не единовременно один товар в конкретной точке продаж. Тем не менее на деле пока можно констатировать победу интернета над финансовой грамотностью: отправлять в сеть данные с кредитки многие считают делом настолько опасным, что готовы скорее заплатить втридорога. 

17.05.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

  • Общая Теория Рекламы: «Примечания и Дополнения». (768)
    Примечания и дополнения: «…». Цитата:Цитата: Russian ambassador to U.S. "concludes" term, Russian ...
  • Общая Теория Рекламы: «Фанаты и Жизнь». (358)
    Фанаты и Жизнь: «…». Цитата: Meet the motorway service station superfans who are passionate about pit stops ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, соратникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Дураки» и «Дороги». (229)
    «Дураки» и «Дороги»: «расширение к посту №151849». В предыдущем посте №151849 было показано, что ...
  • Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик». (134)
    «Варвар» и «Еретик»: «вором у вора?». Цитата: ФАС признала необоснованным повышение МТС тарифов на связь, ...
  • *
    Цитата: [url=https://img0.joyreactor.cc/pics/post/full/RIP-Джон-Амос-8614430.jpeg] Источник ...
  • Мифы и Правда о Бренд-Менеджерах (20)
    Сегодня снова наткнулся на эту статью, хотя читал лет десять назад! Названия брендов поменялись а смысл тот ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, сторонникам, однополчанам ... ...

на правах рекламы

06.10.2024 - 01:02
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация