Времена бурного роста ритейла в России прошли
Ритейл в России в ближайшее время уже не будет расти прежними темпами; причинами этого участники рынка называют общие экономические условия, неблагоприятное законодательство и нехватку квалифицированного персонала - сообщает аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young в своем «Обзоре розничной торговли за 2011 год». Негативную роль играет также усиливающаяся конкуренция.
Обзоры розничной торговли Ernst & Young проводит раз в два года. Компания отмечает, что недовольство опрошенных ритейлеров по поводу законодательства возросло с 43% в 2009 году до 53% в 2011 году. Большинство респондентов (57%) ожидают дальнейшего ужесточения требований законодательства, регулирующего розничную торговлю.
С завершением острой фазы финансового кризиса внутренние проблемы компаний заметно изменились. Если раньше основное беспокойство вызывали снижение покупательского спроса и высокие процентные ставки, то сейчас на первое место вышли проблемы кадров и недвижимости (рост арендных ставок и недостаток качественных объектов для открытия новых магазинов). 47% опрошенных Ernst & Young предпринимателей жалуются на нехватку квалифицированного персонала.
Несмотря на это, большинство компаний-участников исследования планируют дальнейшее увеличение количества магазинов и выход в новые регионы. Наиболее популярными направлениями для географической экспансии стали Москва (86%), Уральский (77%) и Центральный (69%) федеральные округа.
По мнению некоторых аналитиков, российский рынок практически закрыт для новых участников. Сети, уже закрепившиеся на рынке, имеют достаточно прочные позиции и не намерены пускать новые компании на свою территорию. Кроме того, цена выхода на рынок путем приобретения других сетей существенно выросла. При этом темпы роста замедляются, и в целом привлекательность российского розничного рынка снижается.
Так, по оценке A.T. Kearney, Россия опустилась на 14-е место (со второго в 2009 году) в ежегодном рейтинге стран, наиболее привлекательных для осуществления инвестиций в секторе розничной торговли. Индикатор темпов развития рынка розничной торговли, учитывающий рост продаж, а также количество и качество торговых площадей, снизился с 51 в 2009 году до 31 в 2010 году. В настоящее время первые места занимают Бразилия, Уругвай, Чили и Индия.
На сегодняшний день наиболее существенным фактором, оказывающим положительное влияние на привлекательность российского рынка, остаются неуклонно возрастающие доходы населения. Правда, это омрачается снижением численности самого населения, а также наблюдающейся в последнее время стагнацией реальных располагаемых доходов.
За 9 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года оборот розничной торговли вырос с 5724 млрд рублей до 6559 млрд (продовольственные товары) и с 6040 млрд рублей до 7083 млрд (непродовольственные).
Следует отметить, что рост оборота розничной торговли произошел на фоне рекордно низкого уровня инфляции, который по итогам 2011 года составил 6,1%.
В значительной мере это стало следствием того, что в 2011 году был собран большой урожай и цены на многие категории продовольственных товаров были снижены.
Согласно прогнозам Министерства экономического развития, рост оборота розничной торговли в 2012 году ожидается на уровне 5,5%.
2011 год был отмечен несколькими крупными сделками на рынке слияний и поглощений, которые привели к росту консолидации рынка (приобретение группой компаний «Дикси» сети «Виктория», X5 Retail Group - сети «Остров» и «Седьмым континентом» - сети «Мосмарт»).
Также в 2011 году наконец была достигнута договоренность о приобретении 44% акций сети «Лента» пулом инвесторов в составе ЕБРР, TPG и ВТБ, поставившая точку в конфликте между акционерами, длившемся более года.
Аналитики ожидают, что ключевые сделки по слияниям и поглощениям в ближайшее время будут осуществляться в основном между российскими игроками. Вероятность покупки российских сетей иностранными стратегическими инвесторами на сегодняшний день невысока.
В законодательном плане 2011 год не принес компаниям розничной торговли решения проблем, которые давно стояли перед отраслью. В области налогового администрирования и антимонопольного регулирования продолжает наблюдаться тенденция вмешательства государства в отношения между поставщиками и ритейлерами, считают эксперты.
Что касается общего состояния налогового администрирования в 2011 году, то существенную долю компаний продолжают проверять в рамках налоговых проверок каждые два-три года. Наиболее распространенными налоговыми обязательствами, начисленными согласно решениям по итогам проведенных налоговых проверок, являются НДС и налог на прибыль.
Финансовое положение сетей по сравнению с кризисным 2009 годом улучшилось. Ни один из участников опроса 2011 года не отметил снижения выручки, хотя, видимо, некоторым сетям приходится жертвовать рентабельностью для поддержания роста продаж.
Однако макроэкономическая статистика говорит о том, что темпы роста замедляются. Население России стареет и сокращается, что в совокупности с зависимостью уровня потребления от цен на энергоносители затрудняет долгосрочное прогнозирование развития отрасли.
Все участники опроса единодушны во мнении о росте конкуренции. Большое количество респондентов ожидают усиления конкуренции и на поле «иностранные vs российские ритейлеры», и в среде российских компаний, а также между федеральными и региональными игроками.
После поглощения сетей «Виктория» и «Копейка» на рынке розницы осталось восемь крупных игроков федерального уровня: шесть российских сетей (Х5, «Магнит», «Дикси», «Лента», «Седьмой континент» и «О'Кей») и две иностранные («Ашан» и «Метро/Реал»). Скорее всего, иностранные сети будут расти, вытесняя региональных игроков. Российские операторы могут продвигаться в регионы и путем приобретения локальных компаний.
Что касается планов на будущее, 46% участников исследования указали расширение географии присутствия в качестве одной из основных стратегических задач. Не планируют географическую экспансию всего 7% респондентов.
По мнению аналитиков рынка, основным направлением развития розничной торговли в ближайшем будущем станет движение из крупных городов в более мелкие, а также из уже хорошо освоенных центральных регионов в другие. Ведь во многих регионах сетевая розница пока совсем не присутствует, что связано с проблемами логистики, отсутствием подходящих объектов недвижимости и невысокой покупательской способностью населения.
Несмотря на мнение аналитиков, наиболее популярным направлением географической экспансии для участников нашего исследования остается Москва. По-видимому, высокие доходы населения и развитая инфраструктура все еще перевешивают фактор насыщения московского рынка.
Наиболее популярным видом финансирования развития по-прежнему является банковский кредит. Однако по сравнению с 2009 годом в 2011 году значительно возросла доля компаний, которые планируют использовать и другие источники финансирования наряду с банковским кредитованием (43% в 2011 году по сравнению с 19% в 2009 году). К другим источникам финансирования относятся выпуск облигаций (30%), размещение акций на бирже (около 25%) и привлечение финансового инвестора (23%).
14.02.2012
Комментарии
Написать комментарий