Lightgraffiti – не фотошоп!

Михаил Чуркин, молодой художник из Санкт-Петербурга, с 2007 года специализируется на новом в нашей стране направлении lightgraffiti, на момент нашей встречи участник двух выставок и создатель первых в России коммерческих работ в этом стиле. Лауреат (два первых места!) конкурса Summer ArtWeek'09 в номинации «Профи».
Мы познакомились на «Фестивале новой культуры», который проходил в ЦДХ с 22 по 24 января и где Михаил давал мастер-классы. Специально для читателей Advertology.Ru - интервью с художником.
Как вы начали рисовать светом? Посмотрели на зарубежные работы и решили попробовать?
Нет, к экспериментам с светом меня подтолкнула работа фотокором в клубах. Дело в том, что для качественных фотографий в клубах нужна длинная выдержка, так как в клубах темно, постоянные провалы, фотографии недоэкспонированы. И для того, чтобы снимок получился, на матрицу должно попасть достаточное количество света. И я уже не в клубе, а у себя дома решил исследовать, сколько же нужно этого света. Я стал увеличивать выдержку и заметил, что свет в моей комнате, который двигался, оставлял на снимке следы. И решил рисовать светом осознанно.
И как происходит съемка?
Я настраиваю камеру, определенным образом, и рисую источником света перед объективом.
А чем рисуете?
Инструментарий очень обширен: от гологеновых ламп, фонарей, диодов, ксеноновых ламп, лазеров, фейерверков, бенгальских огней, до вспышек и прожекторов. Все, что источает свет, я использую и комбинирую.
У вас есть нечто подобное каллиграфии...
Да, я недавно познакомился с Жюльеном Бретоном (Julien Breton), и на меня очень сильно повлияло его творчество. Каллиграфия - это красиво, лаконично, аккуратно, выразительно - идеальный рисунок. И захотелось что-то попробовать именно написать... А не нарисовать.
Фотошопом пользуетесь?
Принципиально нет. Все, что вы видите - точное изображение на матрице. Отсутствие вмешательства - это, пожалуй, самое интересное в лайтграффити. Все-то думают, что перед ними компьютерная графика, какие-то новые технологии обработки изображения, коллаж...А на самом деле это световой перформанс, который весьма зрелищно выглядит и на фотографии.
А в процессе съемки собирает, наверное, любопытную аудиторию? Или никто внимания не обращает на человека, пляшущего с фонариком в темноте?
Со стороны все это выглядит очень необычно, и за время съемок я собирал и милицию, и МЧС, и туристов... Когда человек видит, как кто-то хаотично, но упорно, в одной и той же позе, машет фонарем или бенгальским огнем, ему любопытно подойти и спросить, что же человек делает. Я отвечаю, и некоторые остаются, чтобы посмотреть. Как-то на Красной площади я снимал, как из брусчатки вырастает цветок. Обернулся и увидел, что человек 20-30 стоят полукругом - как в цирке - и наблюдают.
И какова реакция?
Когда зрители видят всю эту беготню с фонарями, они принимают все за чистый перформанс, а когда узнают, что все было затеяно лишь для одной-единственной фотографии, часто разочаровываются. Но потом любопытствуют и просят показать, что же получилось. И когда я показываю результат, они понимают, насколько лайтграффити сложное искусство.
Вы выбираете разные интерьеры. Какая архитектура вас привлекает? Особенно учитывая, что вы - петербуржец...
Да, архитектура вдохновляет! У меня в коллекции есть несколько проектов. Например, форты. Они разбросаны по всей Ленинградской области. Это 28 объектов - разная архитектура и разные ландшафты. Особенно мне нравятся заброшенные, брутальные, те, что выбиваются из современной застройки. С помощью света я стараюсь показать их по-новому. Например, силовая подстанция «Красное знамя» Эриха Мендельсона: у нас здание заброшено, а в Германии оно считается до сих пор одним из лучших творений архитектора. Архитектура хорошо взаимодействует со светом.
А как насчет воды? Она отражает свет, и, наверное, весьма привлекательный объект для лайтграффити?
Воды в Питере много, но около нее довольно холодно - все-таки север... Больше 30 минут не проработаешь. Лайтграффити - это физическая работа, прежде всего... С водой работы есть, но их пока немного.
И сколько в среднем времени занимает процесс съемки?
Сама непосредственная съемка - от 30 секунд до, скажем, 10 минут. Вот эту фотографию из светящихся окон я делал 10 минут: надо было подниматься с этажа на этаж...
А я думала, вы тут целую команду расставили...
Нет, я снимал один: дом аварийный, света нет, опасно, лучше самому.
Хорошо, 30 секунд, 10 минут - это сам процесс. А подготовка?
Довольно долгая: перед съемкой все нужно держать в голове, продумать не только каждое движение, но и подобрать инструментарий. И когда я смотрю на чужие работы, я могу сказать, каким цветом, светом, носителем был сделан этот рисунок, и как он был снят. Поэтому перед съемкой у меня в руках оказывается карандашный эскиз работы. Таким образом, лайтграффити состоит из подготовительного процесса, съемочного и корректировка задуманного кадра непосредственно на площадке.
Какая техника нужна для лайтграффити?
Главное, чтобы присутствовали три вещи: ручной режим выдержки, контроль диафрагмы и регулировка ISO - светочувствительности. Все это позволяет настроить камеру на определенные условия.
Я смотрю, вы оперируете довольно простыми, лаконичными образами. Их требует сам свет или все же объект освещения? Или это свет авторского «я»?
Для меня световой образ - это такой специфический символ, который фокусирует все внимание. Иногда он возникает в сознании, а иногда его требует архитектура здания. Свет будто бы завершает конструкцию. Или вдруг захочется выхватить какой-то фрагмент и показать его по-новому.
Наверное, вас вдохновляет какая-то древняя символика? Или все происходит интуитивно?
О разных религиях я люблю читать. Люблю Индию, Японию, культуру Майя, Средиземноморья... Но не до такой степени, чтобы я стал что-то копировать. Но это откладывается в голове и живет там. Скажем, в моей так называемой каллиграфии есть что-то от японских иероглифов, и от арабского письма... Но все же самое сильное вдохновение оказывает либо архитектура, либо какие-то вещи из собственной жизни: сходил на выставку, пообщался с каким-то человеком, увидел какой-то предмет...
Расскажите о коммерческих проектах
Их уже несколько. Самый первый - для dj и промоутера Сергея Демидова - я делал ему для виниловой пластинки «яблочко». Затем была серия постеров для dj Lady Waks. Потом - проект для Location Hostel. Он находится в 5 минутах от 12 петербургских достопримечательностей. И задача была - обыграть эти 12 исторических памятников. И я снял их сквозь призму лайтграффити. Это логотип Location Hostel и небольшой световой перформанс. Он концентрирует внимание на себе, но, присмотревшись, ты уже понимаешь, где находишься - у Исаакия, у Зимнего и так далее.
Все-таки логотип рулит в лайтграффити-рекламе? Или клиент уже может заказать что-то большее? Вообще как дела с рыночной нишей?
Рынка для лайтграффити-адвертайзинга сейчас по сути никакого нет. Нет никаких принципов работы в этом жанре. Мне приходится ориентироваться на западные методы работы креативных студий. Я снимаю несколько вариантов света - яркого, контрастного, пульсирующего, прерывистого... И даю клиенту примерно 100 фотографий. И из этих 100 он сам отбирает 50, затем из этих 50 - 25, их 25 - 10 , и уже из этих 10 я смотрю, что можно сделать. И мы обговариваем с клиентом тот абстрактный продукт, который мне предстоит реализовать.
А крыша у клиента не едет - после такой самостоятельной работы?
Нет, ведь они должны думать о будущем продукта, и должны мне доверять. Именно так я доказываю клиентам, что лайтграффити-реклама - честная работа, не фотошоп, а настоящий хэнд-мейд-арт. И это их очень мотивирует!
А я думала - продажи их мотивируют... Где вы таких клиентов берете?
Хотите верьте, хотите нет, но когда эти люди кладут в рекламное портфолио вместе с роликами и принтами лайтграффити, интеллектуальный потенциал их рекламы в глазах профессиональных рекламистов и даже в бизнес-кругах резко возрастает. А значит, улучшается и их собственный имидж: люди видят: в рекламу вложена душа и креатив!
Значит (я резюмирую) у вас самая дорогостоящая сейчас реклама в Питере?
Ой, не скажите, вся реклама стоит дорого. Да, лайт-граффити стоит денег - за идею, за технику, за исполнение. Но сегодня цена лайтграффити примерно равна цене за хорошее рекламное фото плюс небольшой гонорар за эксклюзив. Лайтрайтеров сейчас в России наберется от силы человек пять. Я имею в виду тех, кто в состоянии справиться с коммерческим проектом...Но поднебесных цен никто не назначает.
А можете вы как-то охарактеризовать или классифицировать ваших клиентов? Что это за тип компаний?
Это не компании, это люди. Те, кто приходит, смотрит и говорит: wow, unbelievable! С этого, как правило, и начинается диалог. Я бы сказал, мои клиенты - это бизнесмены, побывавшие за границей и хотя бы немного знакомые с жанром лайтграффити или готовы на нестандартный подход в рекламе, т.к. у нас уже все рекламные ходы избиты и не имеют привлекательной новизны. На Западе такая реклама работает недавно и развивается мощно.
А вы не пробовали сами выехать за рубеж - поучиться?
Нет, я самоучка. И я вам больше скажу: в этом жанре техники до сих пор изобретаются! Вот, скажем, профессионально плавать можно четырьмя способами: бобслеем, кролем, брассом и на спине. Ими плавают все спортсмены мира. А в нашем деле до сих пор придумываются способы съемки. Мне кажется, никуда не надо ездить, надо лишь включить свое воображение, И если твой способ съемки у тебя же приживется и начнет давать результат, значит, ты профессионал. При этом любой способ лайтграффити чрезвычайно легко раскусить и перенять. Поэтому стили гуляют по разным странам, улучшаются, модернизируются и изменяются.
То есть, глядя на фотографию вы легко считываете любой секрет...
Не секрет, а технику - как она сделана, какими источниками света, сколько было потрачено секунд, какой камерой пользовался фотограф, по какой траектории двигался. Но саму красоту, разумеется, повторить невозможно!
Advertology.Ru
28.01.2010
Комментарии
Написать комментарий