Какими качествами должен обладать идеальный исполнитель онлайн-исследований?
Островки спокойствия в нашей непростой экономической жизни все же есть. Зайдите в любую крупную интернет-компанию, и вы не увидите там ни суетливости, ни разговоров на повышенных тонах. Все как всегда - уверенные в себе люди в одеждах свободного покроя заняты своими делами. Почему кризис обошел эту зону стороной?
Считается, что в Интернете все конкретнее и дешевле, а потому привлекательнее для тех, кто распоряжается бюджетами. Не только рекламными, но и, например, исследовательскими. Однако, хотя «виртуальные ресечеры» даже в условиях кризиса отнюдь не сидят без дела, говорить о прорыве пока рано. Что больше мешает его появлению: «родовое проклятие» (новый метод, есть сомнения и т.п.) или отсутствие каких-то важных опций в бизнес-моделях участников рынка?
Чтобы учесть специфику темы, мы предложили экспертам расположить в порядке убывания значимости одни и те же факторы и оформили их ответы в виде заполненной анкеты. Высший балл - 5, низший - 1.
Екатерина Ильвовская, директор по маркетингу, IBS
- Есть ли у Вас опыт использования онлайн-исследований?
- Да, мы проводили их и планируем продолжать эту практику.
Факторы, характеризующие работу исполнителя |
Степень важности |
Комментарий |
Степень автоматизации софта, возможность работы со сложными анкетами |
5 |
|
Каким образом гарантируется надежность данных? |
5 |
Пожалуй, самый важный фактор. Как иначе доверять данным и сделанным на их основе выводам? |
Универсальность компании, возможность проводить комплекс необходимых для проекта исследований разными способами |
4 |
Это важно, так как желательно иметь бОльший опыт и кругозор, нежели только проведение интернет-исследований |
Порядок рекрутирования панелистов |
4 |
|
Величина панели |
3 |
|
Высокая степень специализации компании на онлайн-исследованиях, например, «делает только поле, но анкеты не составляет» |
2 |
Это не очень важно, т.к. зачастую задача состоит не только из проведения полевых исследований, но и из помощи в их обработке и интерпретации для конкретного проекта заказчика |
Возможность визуализации анкеты («виртуальная полка» и т.п.) |
1 |
|
Порядок и величина вознаграждения респондентов |
1 |
|
Мария Власенко, Руководитель Управления по маркетинговым коммуникациям департамента маркетинга, КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК
- Есть ли у Вас опыт использования онлайн-исследований?
- Нет. Наш банк вообще редко проводит исследования, ориентируясь, во-первых, на интуицию и, во-вторых, на ситуацию на рынке, которую «услышали/увидели» самостоятельно. Кроме того, при принятии стратегических решений надо учитывать деятельность конкурентов, а тут онлайн-исследования точно не помогут.
Факторы, характеризующие работу исполнителя |
Степень важности |
Комментарий |
Величина панели |
5 |
Разве компания не работает с той панелью, которая нужна заказчику???? |
Порядок рекрутирования панелистов |
5 |
Это дает возможность хоть как-то контролировать качество полученных данных |
Каким образом гарантируется надежность данных? |
5 |
Понятно, что гарантировать что-то сложно, но... хотя бы на бумаге и на словах это должно звучать хоть чуть-чуть убедительно |
Универсальность компании, возможность проводить комплекс необходимых для проекта исследований разными способами |
5 |
Это важно. Если руководитель, который ставит задачу исследовательской компании - экспат, да еще и с небольшим опытом, компания должна сама ему все объяснить и предложить все возможные способы исследований в зависимости от целей, бюджета и ЦА |
Степень автоматизации софта, возможность работы со сложными анкетами |
4 |
Да, в некоторых случаях это жизненно необходимо - если задаются сложные вопросы или очень важна степень конфиденциальности |
Возможность визуализации анкеты («виртуальная полка» и т.п.) |
4 |
|
Порядок и величина вознаграждения респондентов |
4 |
Да, безусловно, организационный момент очень важен. |
Высокая степень специализации компании на онлайн-исследованиях, например, «делает только поле, но анкеты не составляет» |
3 |
Для нас важнее, чтобы компания имела опыт подобных исследований и знала все тонкости и нюансы, а ее специализация может быть общей - как полевые, так и он-лайн. Наверное, даже лучше, если подрядчик один, можно совмещать те и другие, проверять, комбинировать... |
- Не хотите ли Вы дополнить свои ответы?
- Иногда компании, к сожалению, не могут сделать самопрезентацию, говоря - мы можем все (вопрос «Что именно» вызывает ступор), а также общаться на английском. Часто с этим сталкиваемся.
Василий Пономарев, заместитель директора департамента стратегического развития, "Детский мир - Центр"
- Есть ли у Вас опыт использования онлайн-исследований?
- Я активно использую механизм on-line опросов на своем сайте, это позволяет получить более быстрые, достаточно точные, т.е. коррелирующие с продажами результаты, хотя и весьма неглубокие в силу технических причин. Как всегда, а в кризис особенно, необходимо понять, в чем причина того или иного поведения покупателей - того, как они голосуют своими деньгами. В рознице, да и в общем в любом бизнесе, есть как внутренние причины - для нас это прежде всего ассортимент, цены, в меньшей степени коммуникации. Нельзя не согласиться с тезисом о нерепрезентативности выборки. Но сделав для себя вывод о ключевых сходствах и отличиях в модели покупательского поведения посетителей сайта от ЦА, можно экстраполировать результаты опроса.
Факторы, характеризующие работу исполнителя |
Степень важности |
Комментарий |
Универсальность компании, возможность проводить комплекс необходимых для проекта исследований разными способами |
5 |
|
Порядок рекрутирования панелистов |
4 |
Эти факторы влияют на качество данных, и являются крайне существенными для решения задач исследования |
Каким образом гарантируется надежность данных? |
4 |
|
Величина панели |
4 |
|
Степень автоматизации софта, возможность работы со сложными анкетами |
3 |
|
Возможность визуализации анкеты («виртуальная полка» и т.п.) |
3 |
|
Порядок и величина вознаграждения респондентов |
2 |
|
Высокая степень специализации компании на онлайн-исследованиях, например, «делает только поле, но анкеты не составляет» |
1 |
Онлайн-исследования не являются чем-то сугубо специфическим, это просто еще один инструмент маркетинговых исследований, и важна не узкая специализация исполнителя, а как раз возможность, умение исследователя предложить комплекс мер для решения проблемы клиента. |
Иное (тут надо вписать что именно) |
5 |
Бренд (TNS или Nielsen - это уже в определенной мере гарантия адекватности и качества) |
- Не хотите ли Вы что-нибудь добавить?
- Брендирование в этой сфере де-факто существует. Например, участие в проекте таких компаний как TNS Россия или Nielsen могут быть в определенной мере гарантией адекватности и качества результатов.
Наталья Калгина, руководитель отдела маркетинговых исследований, АКВИОН
- Есть ли у Вас опыт использования онлайн-исследований?
- Да, мы проводим онлайн-опросы. Большую часть количественных исследований и часть качественных мы перевели в онлайн из-за сравнительной дешевизны метода, его больших возможностей и скорости получения результатов. От полного перехода в онлайн, по крайней мере в количественных исследованиях, нас останавливает недостаточная репрезентативность инструмента из-за пока еще низкого проникновения интернета.
Факторы, характеризующие работу исполнителя |
Степень важности |
Комментарий |
Степень автоматизации софта, возможность работы со сложными анкетами |
5 |
Софт исполнителя должен иметь как можно больше возможностей для построения сложных анкет (например, задавать условия переходов на следующий вопрос, ротацию вариантов ответов, иметь большое разнообразие шаблонов для вопросов) и желательно давать возможность смотреть предварительные результаты исследования. У онлайн-исследований хватает недостатков, чтобы не до конца использовать их главные преимущества: скорость и широкие возможности в конструировании опросов. |
Возможность визуализации анкеты («виртуальная полка» и т.п.) |
5 |
Позволяет многие исследования перенести в онлайн, существенно снизив их стоимость и даже расширив возможности. Кроме того позволяет сделать опрос более легким и интересным для респондента, а нам получить полноценный отклик от него. Но здесь надо сопоставлять возможности с реальным опытом исполнителя и ценами. Исполнитель может заявить о массе опций, но потом окажется, что конкретно эту опцию он готов разрабатывать только персонально под нас, и стоить она будет соответственно. |
Величина панели |
4 |
Если исполнитель нам нужен только для одного исследования, то его панель не должна быть меньше определенного минимума (в разбивке по регионам или социальным группам, если нужно), который легко рассчитать. Если она больше, то не важно, насколько она больше. Но, если исполнитель выбирается на серию проектов по одному бренду или категории, то становится принципиальным вопрос ротации респондентов. И здесь чем больше панель - тем лучше. |
Высокая степень специализации компании на онлайн-исследованиях, например, «делает только поле, но анкеты не составляет» |
3 |
У специализированных компаний, как правило, стоимость услуг ниже. При этом нас устраивает минимум, который дает практически любая компания имеющая дело с онлайн-исследованиями: программирование анкет и поле. Мы же многие этапы (включая разработку анкет и аналитику) проводим самостоятельно. Поэтому работаем с узкоспециализированными компаниями.
|
Порядок рекрутирования панелистов |
3 |
Чем сложнее человеку со стороны попасть в панель, тем лучше. Идеально, если онлайн-панель набирается каким-нибудь offline-методом. В противном случае, в панели будет высока доля подростков, которые искажают свой возраст, респондентов под несколькими аккаунтами, маркетологов и т.д. |
Каким образом гарантируется надежность данных? |
2 |
Для исполнителя будет плюсом, если он какими-либо методами отсеивает недобросовестных респондентов из панели, а также контролирует качество заполнения анкет респондентами в ходе исследования. Например, сопоставляет ответы на типовые вопросы в разных опросах одного и того же респондента, следит за временем заполнения анкеты. Надежность данных в смысле безопасности для нас непринципиальна. Мы понимаем, что защиты от копирования содержимого анкеты не существует, а приватность результатов практически всегда гарантирована. |
Универсальность компании, возможность проводить комплекс необходимых для проекта исследований разными способами |
1 |
Не важно. Возможно, это имеет значение для тех компаний, которые ставят исполнителю задачу и в итоге желают получить результат, оставляя выбор методов и инструментов за исполнителем. |
Порядок и величина вознаграждения респондентов |
1 |
Если подрядчик дает нам нужное количество заполненных анкет при разумных прочих показателях (response rate, время заполнения, адекватность ответов на открытые вопросы), то система мотивации панелистов - сугубо его дело. Кроме того, в любой панели респонденты делятся на два типа: одни участвуют ради вознаграждения, другим просто интересно. Порядок и величина вознаграждения влияют на соотношение этих двух типов в панели. При этом у нас нет однозначной уверенности, что первый тип лучше второго, или наоборот. |
Алексей Попов, директор по стратегическому планированию агентства «Естественно», Media Arts Group
- Есть ли у Вас опыт использования онлайн-исследований?
- Нет, но очень хочу его получить. Часто приходится работать с электронными анкетами (например, в условиях проведения Choice-Based Conjoint исследований по-другому никак нельзя), часто приходится делать CAPI, в том числе выбирая для этого в качестве точки проведения интервью различные интернет-кафе, но полноценного онлайн-исследования я пока в России организовать не смог. На самом деле, никто пока не показал мне полноценной российской интернетовской Access панели. А без неё все разговоры об онлайн-исследованиях очень красивые и притягательные, но совершенно нереалистичные.
Факторы, характеризующие работу исполнителя |
Степень важности |
Комментарий |
Универсальность компании, возможность проводить комплекс необходимых для проекта исследований разными способами |
5 |
Очень важно, поскольку в любом исследовании должна быть заложена возможность верификации данных иными способами и методами. А если компания упёрта исключительно в виртуальный мир, то с ней очень легко получить математически точные, но совершенно нереальные цифры типа «доля мужчин - 120%». |
Порядок рекрутирования панелистов |
4 |
Важно. Панель должна быть живая и независимая, а не просто дружеская тусовка с какого-то популярного чата. В противном случае её ценность будет даже ниже опроса интервьюером своих родственников |
Каким образом гарантируется надежность данных? |
4 |
Это вопрос? :-) Если нет, то да - хотелось бы иметь рычаги оффлайновой проверки фактов проведения интервью |
Величина панели |
4 |
Важно. Для частных подвыборок иногда требуется наложить слишком много ограничений, и есть риск получить ничтожно малое количество людей на «клетку». Например, одиноких матерей 25-35, владельцев подержанных Volvo S40 на Урале в малой панели может вообще не оказаться, а они бывают нужны |
Высокая степень специализации компании на онлайн-исследованиях, например, «делает только поле, но анкеты не составляет» |
3 |
Специализация - это не узкое ограничение себя какой-то областью. Специализация - это выполнение каких-то работ на постоянной и профессиональной основе, а не «до кучи» или «чтобы как у всех». |
Степень автоматизации софта, возможность работы со сложными анкетами |
3 |
Важно, но не принципиально. Любую сложную анкету в подавляющем большинстве случаев можно изложить в простой форме |
Возможность визуализации анкеты («виртуальная полка» и т.п.) |
2 |
Это бывает нужно в довольно немногих случаях тестирования новых продуктов, цен или сценариев. |
Порядок и величина вознаграждения респондентов |
2 |
Для заказчика это любопытно, но не очень важно. Достаточно, чтобы это не выдавалось рисечером респонденту как викторина, где тот должен дать «правильные» ответы и выиграть главный приз. Всё остальное не ведёт к системным смещениям ответов. |
Специально для Advertology.Ru
10.02.2009
Комментарии
Написать комментарий