Имиджмейкер

Охота на менеджера

Охота на менеджера

Садист-начальник, сродни нелюбимой теще, сколько жалоб, слез, ненависти он вызывает, героем скольких анекдотов является!
Счастлив тот, кому повезло. А, как правило, везет. Изверги встречаются редко. Но, уж если "посчастливилось" работать под началом монстра, хлебнете лиха. Причем, не обязательно от начальника. Функции мучителей нередко берут на себя соседствующие субъекты, занимающие ту же иерархическую нишу, что и вы.

Ветеранам офисных войн посвящается...

Конторская травля называется английским словом Моббинг (от англ. mobbing - притеснять, грубить, нападать) - целенаправленное преследование или несправедливое отношение к работнику со стороны коллег или руководства.

Моббинг бывает вертикальным, когда притесняет начальник, и горизонтальным, когда на потраву выходят коллеги по комнате или коридору, те, с кем вы еще недавно делили дежурный обеденный бутерброд. 

Зачем им это нужно? Попробую ответить на этот вопрос, а потом дать несколько вполне дельных советов, как организовать оборону и перейти в контрнаступление по всем фронтам.

Прежде всего, моббинг всегда имеет своего агрессора-организатора, который, как правило, является и исполнителем. Обычно считается, что организованной травлей агрессор решает свои сугубо личные проблемы, не связанные с жизнью компании и приносит ее, компанию, в жертву своим собственным, шкурным интересам. Но, это не всегда так. Нередко, в основе моббинга лежит извращенное понимание ценностей компании и своих связанных с ними служебных обязанностей, моббинг в данном случае неформальная инициатива, когда, как в поговорке: заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.

Далее. Моббинг может быть и неосознанным, и в этом случае он преподносится, как стиль руководства. Такой вот стиль, что поделаешь!

Но, вернемся к мотивации мучителя. Что им движет? Зачем тратить силы и время на доведение коллеги или подчиненного до суицидальных мыслей?

Садистов-извращенцев в расчет не берем. Заинтересовать они могут разве что медиков.

Вот шесть основных причин моббинга. На самом деле их больше, но эти, с моей точки зрения, являются базовыми.

1.     Самоутверждение. Мучитель сам является жертвой. Жертвой собственных комплексов, отсутствия способностей или объективных неудач, как в личной жизни, так и в процессе прошлого или настоящего служебного существования. Унижением себе подобного он завоевывает авторитет в собственных же глазах. Жесткая, авторитарная власть, реальная она или мнимая, повышает вес, позволяет на время забыть о своей ущербности. В качестве примера, могу привести историю, рассказанную нашим сотрудником. Одним, быть может, самым прекрасным для него утром сотрудник наткнулся в Интернете на резюме своего когда-то бывшего начальника. В фирме, откуда герой повествования когда-то уволился, начальник этот занимал вполне ответственную должность особы приближенной к самому первому лицу. Некоторых своих подчиненных он травил ежеминутно, причем, делал это с какой-то садистской изощренностью. Рассказчик поведал мне о том, что приходил к месту своей работы за полчаса до ее начала и все это время гулял вокруг здания, выкуривая полпачки сигарет, заставляя себя войти вовнутрь, сесть за опостылевшее рабочее место и встретиться глазами со своим мучителем.          Но, месть, сладкая месть… Инквизитора уволили. Однако эйфорию у жертвы вызвало даже не это. Поводом для радости стали: удивительно низкий, мизерный оклад, которого вожделел соискатель, и содержание графы "Образование". Изверг, оказывается, имел в кармане лишь диплом техника с печатью какого-то глубоко периферийного училища. И всё. Мотивация былых экзекуций перестала быть столь загадочной.

2.     Имитация эффективного начальствования с обязательным привлечением внимания вышестоящих звеньев. Агрессор постоянно боится потерять место или впасть в немилость и, зачастую, имеет на это все основания. Шаткость своего положения периодически укрепляет театральными представлениями, героем которых сам же и является. Амплуа – жесткий, и потому незаменимый, охочий до дела, ночами не смыкающий глаз руководитель, умеющий согнуть бездельников в бараний рог, заставить лодырей и неумех эффективно трудиться, и никакого, заметьте, мягкотелого либерализма! С какими мерзавцами приходится работать, ваша светлость, но ничего, ужо я их шпицрутенами сечь буду до полусмерти. Не беспокойтесь, вашество, план перевыполним.

3.     Подростковая специфика по принципу: "Свой-Чужой". В особых разъяснениях не нуждается. Относится, прежде всего, к горизонтальному моббингу. Формы реализации самые разные, от кнопки на стуле, до полной дискредитации жертвы в глазах руководства. Этот тип издевательств чаще всего встречается в т.н. "женских" коллективах, но и т.н. "мужчины" не обходят стороной сей вид самоудовлетворения. Возраст-то пубертатный.

4.     Дедовщина. Агрессор или сам в свое время пережил вивисекцию, или является "ветераном", стоявшим у истоков дела, когда жертва еще под стол пешком ходила, а родная фирма ютилась в сарайчике-развалюхе. А теперь этот молокосос пришел на все готовое и имеет наглость прямо смотреть "дедушке" в глаза, не делая необходимых реверансов.

5.     Банальное средство "уйти" сотрудника, уволить которого не за что.

6.     Этническая экзотика. Знакома многим служащим российских представительств некоторых зарубежных, как правило, восточных или юго-восточных, компаний. Описывать поле битвы не буду, несравнимо лучше меня это уже сделала Амели Нотомб в своей книге "Страх и трепет". Книга эта, а чаще всего ее удачная экранизация, является для многих офис-менеджеров настольной. 

Теперь несколько слов о том, как бороться со всем этим безобразием. Как не испугаться охотников и благополучно вырваться за развешанные ими красные флажки.

Прежде всего, отметим, что, как это не прискорбно, но в любой корпоративной культуре уже заложена поправка на моббинг, на нивелирование его последствий.  Моббинг учитывается, в качестве постоянного, негативного фактора во всех  шаблонах и клише заморского корпоративного существования, активно перенимаемых нашими бизнесменами. Просто не все об этом догадываются.

Компенсация за постоянный стресс, связанный, в том числе, и с моббингом, компенсируется не только периодическим повышением зарплаты, но и всем комплексом корпоративных мероприятий, от совместных вечеринок, теннисных кортов, плавательных бассейнов и массовых выездов на природу, до коллективных поздравлений или праздничных подарков.

Первыми всю опасность последствий моббинга осознали, видимо, японцы,  заслужившие широкую известность выставлением затравленным подчиненным чучел начальников на свободное избиение.

Так что же делать жертве?

1.     Понять причину издевательств (см. выше), отнести ее к одному из перечисленных вариантов или их комбинаций. Выявив для себя причину, намного легче справиться с ситуацией, потому что она становится предсказуемой и, соответственно, подконтрольной.

2.     Не волноваться, ни в коем случае не трепать себе нервы, они у вас не железные.

3.     Напротив, сделать все, чтобы испортить нервы обидчику. Ваше железное спокойствие действует на него удручающе. Травить вас становится неинтересно.

Обязательно, и это главное, обратиться к представителю службы персонала вашей организации. Бороться с моббингом - его прямая обязанность. И, прошу вас, никаких детских заблуждений о недопустимости "доносительства"! "Ябедничание" - иногда становится насущной жизненной необходимостью, условием выживания. И это – тот самый случай!
Кузнецова Анна РА "Старый город"
для Advertology.Ru

13.02.2007

на печать


Комментарии

prnatali
13.02.2007 10:24 | сообщение #1
 

С моббингом достаточно часто приходится встречаться в настоящее время, и не всегда знаешь, что это такое и как с этим бороться. В какой-то мере знакомы с этим со школы, в какой-то - с ВУЗа. А тут, казалось бы, взрослые люди, и снова здорово. Как верно подметил автор, сначала необходимо проанализировать ситуацию, и лишь затем строить план действий. По моему мнению, данный план сводится главным образом к профессиональной работе и психологической устойчивости. Потому что моббингеры (если их так можно назвать) чаще всего люди неустойчивые в психологическом плане и не имеющие твердых профессиональных знаний.

ГРУСТНАЯ
13.02.2007 14:49 | сообщение #2
 

Моббинг неискореним! Обижен
Как производное от социального общества.
Все попытки его уничтожения утопичны, как светлое демократическое будущее стран третьего мира.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.11.2024 - 08:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация