Проверь себя. Стимулирование сбыта - товары с лотка
Мнение экспертов
Номер варианта |
Вариант решения |
Дмитрий Тюрин |
Юрий Отян |
1 |
Эскалация стимулирования. В случае успеха первой кампании другие производители начнут копировать этот прием, что нежелательно для производителя. |
3 |
2 |
2 |
Ослабление торговой марки. При чрезмерном объеме стимулирования имидж торговой марки ослабевает, она может перейти в разряд "дешевых". Таким образом, стимулирование может войти в противоречие со стратегией позиционирования бренда |
2 |
5 |
3 |
Снижение продаж этого товара в других торговых точках. Если во время мероприятий по стимулированию производится много покупок, потребители могут изменить свое поведение и начнут откладывать покупки до следующего выгодного предложения |
1 |
1 |
4 |
Затрудненное сравнение цен. Повсеместная практика стимулирования сбыта затрудняет определение "справедливой цены" и сравнение цен, что приводит к снижению ценовой чувствительности потребителей |
2 |
4 |
5 |
Акция не эффективна. Она слабо влияет на уровень продаж – ведь поблизости мало магазинов |
1 |
1 |
Дмитрий Тюрин, к.э.н., директор по маркетингу сети кинотеатров "Киномакс", Москва
- В этой акции нет, по сути, ничего нового. Для вычисления факта "успеха" у конкурентов должны быть: а) данные о продажах данной марки в динамике, б) хорошие маркетинговые исследования, чтобы вычислить все факты данных акции и контролировать их периодичность и активность.
- Все понимают, что в период акции цена на товар ниже обычной. Опасность ослабления торговой марки может быть серьезной скорее для продукции в премиум- ценовом диапазоне.
- Такой мелкий товар в локальных местах и в узком ассортименте не может влиять на общую ситуацию со сбытом торговой марки
- Описанная опасность актуальна, скорее, для товаров, позиционирующихся в премиальном сегменте.
- Эта акция и не должна увеличивать сбыт в ближайшем магазине. У нее другие задачи – стимулирование дегустации товара, создание его узнаваемости. Если товар понравится потребителям, они охотнее начнут покупать именно его в других точках
Юрий Отян, руководитель группы исследований рынка компании "Ультра Стар" (средства мобильной связи, системы безопасности, автомобильные охранные системы), Санкт-Петербург
- Это требует от конкурентов затрат. Если хотят – пусть копируют.
- Опасность весьма реальна. Здесь главное – не перестараться. Вероятно, имеет смысл дополнить стимулирование акциями для поддержания имиджа марки, заодно и известность марки повысим.
- Снижение продаж в других торговых точках произойдёт, но очень незначительное, т.к. это товар мгновенного спроса: увидел – купил. Такие покупки не откладываются.
- И пусть приводит. Здесь опасно другое – чтобы "неверно определённая справедливая цена" не сбила имидж в категорию "дешёвый".
- Продажи будут расти с ростом известности марки. При этом необходимо обеспечить максимально широкое распределение товара: от прикассовой зоны супермаркетов – до ларьков на "народных тропах" и лучшее место на полке.
Как легко видеть, эксперты сходятся во мнениях не по всем вопросам. И это чрезвычайно характерная ситуация. Расширение "величины выборки", т.е. опрос большего числа экспертов, делу не поможет: расхождения останутся. Суть расхождений – в разной оценке экспертами тех или иных рисков, использование разного "набора рисков". Они (риски) весьма индивидуальны, привязаны к ситуации. Вывод прост: малейшее ее изменение ведет к необходимости полного пересмотра прошлых оценок.
В конечном итоге, наша задача – описать основные значимые факторы. Их сила будет меняться в зависимости от ситуации – иногда очевидным образом, иногда нет. Опираясь на мнение классика маркетинга (Ж.-Ж. Ламбен. Менеджмент, ориентированный рынок. Стратегический и операционный маркетинг. "Питер", 2005, с. 690), попробуем расширить перечень аргументов в пользу того или иного варианта решения. Читатель может самостоятельно судить о том, какие из них, а также из указанных экспертами, надо использовать в похожих случаях.
- Защититься от копирования невозможно, но выполнение конкурентами аналогичных приемов продвижения не принесет большого вреда заказчикам данной акции. К тому же данные об эффективности такого рода акций никогда не бывают доступны, что уменьшает возможность того, что конкуренты примут решение о копировании на этом основании.
- Такая опасность действительно есть. Однако она не слишком велика в данном случае, поскольку доля охваченной акцией аудитории невелика в сравнении со всей целевой аудиторией.
- Предсказуемость того, что промоутеров с дешевым продуктом можно встретить на определенном месте в определенное время (вспомним, что длительность акции весьма велика) – это плохо. Именно это делает их в глазах "постоянных прохожих" (таких немало у метро), практически "маленьким дешевым ларьком". Это ведет лишь к финансовым потерям за счет продаж по сниженным ценам, при том, что основная цель акции не достигается.
- Локальное снижение цен действительно приведет к тому, что покупатели, привыкшие к пониженным ценам, могут отказываться от покупок этого товара только потому, что "они видели дешевле". Правда, есть значительный процент любителей "специальных предложений", на которых последствия этого рода не скажутся.
- Уровень проникновения рассматриваемых товаров (шоколадки) очень высок, они есть практически во всех торговых точках, реализующих данные товарные категории. Поэтому смысл данной акции, в отличие от рядовой дегустации в магазине, не только в том, чтобы товар попробовали и купили (пробная покупка), но и в ценовом стимулировании продаж, т.е. "в снижении цены, ограниченном во времени и пространстве".
А судьи кто?
Дмитрий Тюрин, к.э.н., директор по маркетингу сети кинотеатров "Киномакс", Москва Юрий Отян, руководитель группы исследований рынка компании "Ультра Стар" (средства мобильной связи, системы безопасности, автомобильные охранные системы), Санкт-Петербург
Занимал руководящие посты в области маркетинга и развития в сферах FMCG (Гуд Фуд, Бриджтаун Фудс, Брит, БДЛ-холдинг), промышленного маркетинга (Русский Алюминий, Союзнихром), рынка банковских услуг (СБС-АГРО).
Имеет богатый опыт выполнения индивидуальных проектов по маркетинговому аудиту компаний и подготовки бизнес-планов проектов развития.
Общий стаж работы в маркетинге – 10 лет.
С марта 1994 года по октябрь 2000 года - руководитель отдела маркетинга компании. В связи с изменением структуры компании, с октября 2000 года по настоящее время – руководитель группы исследований рынка Департамента розничных продаж.
Основные функции: мониторинг внешней среды компании (в том числе полевые исследования), внутренний маркетинг и аналитика, изучение поведения потребителей.
29.12.2005
Комментарии
Написать комментарий