"На месте PepsiCo я бы испугался"
Слухи о возможной покупке Danone американским гигантом PepsiCo вызывали приступ патриотического гнева у французских политиков, включая президента Жака Ширака, и профсоюзных деятелей, бросившихся на защиту символа национальной промышленности. Предполагаемые действия производителя Pepsi Cola вновь вызывают к жизни призрак глобализации, который преследует французский истэблишмент. Там полагают, что американский капитализм угрожает национальной идентичности.
Исполнительный директор и председатель правления Danone Франк Рибу (Franck Riboud) уже заявил, что считает слухи о поглощении обоснованными и намерен бороться за независимость своей компании. Чтобы предотвратить приход PepsiCo, которая, как утверждают, пригласила Morgan Stanley и UBS в качестве консультантов, Рибу заручился поддержкой президента, премьер-министра и министерства финансов Франции. Впрочем, предполагаемое поглощение Danone уже и так стало вопросом государственной важности. Жак Ширак, личный рейтинг которого после провала Европейской конституции на референдуме 29 мая и поражения Парижа в борьбе за проведение Олимпиады-2012 упал до минимальной отметки за все время его президентства, увидел в предполагаемом противостоянии Danone и PepsiCo возможность восстановить народное доверие и 21 июля заявил: "Приоритетной задачей Франции является защита конкурентоспособности промышленности и усиление национального бизнеса". А премьер-министр Доминик де Вильпен (Dominique de Villepin) пообещал, что будет защищать интересы Франции, поскольку Danone является жемчужиной в короне национальной промышленности, подчеркнув приверженность делу "французских рабочих, промышленности и науки".
Говоря о Danone как флагмане национальной промышленности, политики вновь разыгрывают карту протекционизма, ранее заставившего иностранных инвесторов потерять интерес к инжиниринговой группе Alstom и фармацевтической компании Aventis, которых решительно защищал Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), бывший тогда министром финансов. Жесткая реакция также обусловлена поглощением компании Pechiney со стороны Alcan. Эта специализирующаяся на производстве алюминия группа боролась против поступившего из Канады предложения, но затем приняла его. После этого новые владельцы закрыли некоторые подразделения, что только подогрело во Франции опасения насчет роста безработицы.
Однако стремление французских политиков взять ситуацию под контроль может сыграть негативную роль. Можно, в частности, вспомнить, что именно поддержка Ширака, благодаря которой Ноэль Форжар (Noel Forgeard) возглавил аэрокосмическую группу EADS, в конечном итоге привела к назначению в Airbus исполнительного директора-немца. В результате получилось, что Париж навредил сам себе, спровоцировав напряженность в совете директоров компании.
Седрик Лубутен (Cedric Louboutin), аналитик Fideuram Wargny, отметил в своем исследовании: "Создается впечатление, что кампания, развернутая СМИ и политиками вокруг слухов о намерениях PepsiCo, искусно направляется с целью воспрепятствовать любым попыткам враждебного поглощения". По мнению аналитика, акционерам PepsiCo невыгодно приобретать компанию, менеджмент которой отклонил их предложение",- заключил эксперт и посоветовал инвесторам закрывать позиции. Другой аналитик заявил: "Реакция политиков придает слухам основания. Она свидетельствует об агрессивности защиты. На месте PepsiCo я бы испугался".
Ситуация вокруг Danone получила такой резонанс, поскольку речь идет об известнейшей компании, пусть и испортившей себе в последние годы имидж закрытием заводов и сокращением рабочих мест. Принадлежащие компании брэнды близки и понятны всем французам, которые с младенчества потребляли продукты Danone: детское питание Bledina, печенье LU, десерты и йогурты Danette, продвигаемые при помощи назойливого рекламного джингла, бутилированную воду Evian.
Бизнес-элиту многое связывает с главой Danone Франком Рибу, сыном покойного Антуана Рибу (Antoine Riboud), одного из отцов французской промышленности, построившего свою империю на основе производителя стеклотары BSN и ставшего пионером враждебных поглощений, приобретя в 1968 году компанию Saint-Gobain. Антуан Рибу, бизнесмен левых взглядов, близкий, по слухам, к экс-президенту страны Франсуа Миттерану, сравнивал свою компанию ни много ни мало с кафедральным собором в Шартре, чьи изумительные витражи и устремляющиеся ввысь башни являются шедевром средневековой французской архитектуры. Прибегая к подобным аналогиям, он давал понять, что его компанию, как и собор, нельзя купить. Рибу-младший также не остался безучастным: "Я буду сражаться за независимость Danone",- заявил он на днях в интервью.
Возглавляемый коммунистами профсоюз CGT уже призвал к национализации Danone, и к нему присоединились консервативные профсоюзы фермеров. А Николя Саркози, занимающий сейчас пост министра внутренних дел Франции и являющийся самым популярным национальным политиком, сказал 21 июля: "Если будет сделана попытка враждебного поглощения Danone, власти вместе с основными акционерами (к которым относится французский сберегательный банк - Caisse des Depots et Consignations) должны предпринять все возможное, чтобы помешать этому". Министр финансов Тьери Бретон (Thierry Breton) добавил: "Франция - не Дикий Запад, эта страна управляется в соответствии с принципом главенства закона. И если попытка поглощения произойдет, правительство обеспечит полное соблюдение закона".
Danone - компания французского типа, в которой интересы сотрудников и других сторон прочно защищены юридически. При этом французское законодательство предусматривает защиту, отсутствующую в законах США и Великобритании. Неявное противостояние этих систем мы как раз сейчас и наблюдаем.
25.07.2005
Еще статьи по теме
- PepsiCo с марта возобновит производство Pepsi в России под брендом Evervess - 31.01.2023
- Сладкоежка, спортсмен или киноман? - в Чудо-днях есть место и подарок каждому члену семьи! - 15.12.2021
- #ЩедрыйВторник. Результаты социально ориентированной кампании Lay`s в поддержку людей с интеллектуальными нарушениями - 30.11.2021
- Чудо, что мы разные! - 27.10.2021
- #ЗаПравоНаСчастье: с какими результатами завершилась ежегодная кампания в поддержку детей с особенностями развития - 27.09.2021
- "Пятёрочка" и Pepsico передали привет всей стране - 20.08.2021
- "Вместе мы - польза!": в трёх городах на Волге пройдут меро-приятия по очистке береговой линии - 18.08.2021
- Люди с нарушениями развития и интеллекта и их друзья поделятся своими историями в эфире телеканала СТС (2) - 02.08.2021
- "Делись улыбками вместе с Lay’s": как запустить цепочку добра - 06.07.2021
- Футбол вкуснее с "Lay’s" и "Pepsi": масштабная национальная кампания в поддержку футбольного сезона. - 03.06.2021
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий