Каждый 10-й российский бренд отмечает рост выручки и оборота по итогам первого полугодия 2023 года
34% опрошенных игроков фэшн-рынка России продают свои товары только онлайн. 42% модных брендов России трансформировали маркетинговые стратегии
Fashion Factory School и Яндекс презентуют результаты совместного исследования посвященного изменениям на локальном фэшн-рынке, а также популярным маркетинговым инструментам 2023-го года. Исследование было проведено в рамках подготовки Yandex Fashion Day.
В исследовании приняли участие 250 респондентов, среди них: владельцы, руководители, топ и маркетинг-менеджеры российских модных брендов и компаний. Опрос был проведен на базе исследовательской онлайн-панели и среди выпускников Fashion Factory School. В экспертных интервью приняли участие представители 12 STOREEZ, Ekonika, TOTTI, Perfeqtue.
В 2023 году каждый 10-й бренд отмечает позитивные изменения в ведении бизнеса. Эти изменения проявляются в увеличении прибыли, росте оборота, появлении новых поставщиков, т.е. в наиболее чувствительных для бизнеса вопросах, на которых отразился кризис 2022 года. Также респонденты отмечают появление новых каналов продаж.
«2022 поставил перед локальным фэшн-бизнесом довольно много вызовов. Однако предприниматели не только нашли способы их преодоления, но и возможности для роста, в некоторых случаях — кратного. Уместна аналогия: российская модная индустрия похожа на феникса. Он снова переродился и стал еще ярче: бренды подхватили тенденцию импортозамещения и держат высокую планку качества продукта.
Мы фиксировали активный спрос на образовательные курсы по запуску модных брендов и получению профессий в сфере моды с III квартала 2022 года. К тому времени появилась ясность относительно дальнейшего вектора развития индустрии, а также четко обозначились пустующие ниши, в которых сосредоточено больше всего возможностей. Во-вторых, не стоит забывать, что в кризис выгоднее всего инвестировать в образование. Особенно в случае, если индустрия полностью перестраивается и кратно растет. Менеджеры видят эту тенденцию, получают дополнительное образование и переходят в перспективную отрасль», — комментирует PR Lead Fashion Factory School Настя Федорова.
Ключевые задачи, которые ставят перед собой команды российских фэшн-брендов с начала 2023 года: привлечение покупателей (71%) и повышение узнаваемости (49%). Это связано с блокировкой привычного для брендов таргетинга и других рекламных инструментов. На расширении ассортимента сфокусированы 35% респондентов. В основном это бренды, которые чувствуют себя достаточно устойчиво и готовы попробовать занять пустующие ниши. Увеличить и удержать долю рынка хотят 26% и 24% респондентов соответственно.
«Предприниматели столкнулись со значительными переменами как в средствах продвижения бренда, так и в каналах продаж. На этом фоне 80% fashion брендов продолжают выбирать e-commerce для реализации своих товаров. Для продаж в интернете чаще всего используются соцсети, маркетлейсы и собственные онлайн-магазины брендов. Бизнес очень оперативно реагирует на вызовы и находит новые решения стоящих перед ним задач», — комментирует менеджер по маркетинговым исследованиям Яндекс Валентина Самсонова.
42% компаний в 2023 году трансформировали свои маркетинговые стратегии и добавили в них новые инструменты. Среди них перформанс-реклама, прямые скидки и промомеханики, контент-маркетинг и партнерские программы и органическое продвижение. Выбор инструментов зависит от оборота бизнеса: чем выше обороты бизнеса, тем шире омниканальность.
Согласно исследованию самыми популярными маркетинговыми инструментами в 2023 году являются прямые скидки/скидки от суммы покупки (61%) – они характерны для всех категорий бизнеса, промомеханики (38%), перфоманс-реклама (32%), бесплатная доставка (31%), органическое продвижение и Смм-рассылка (30% и 29% соответственно), контент-маркетинг (23%), партнерские программы с другими компаниями (22%), ретаргетинг (20%) и ивент-маркетинг — 11%.
«Мы тестируем разные способы продвижения и сейчас используем все: от блогеров до direct-маркетинга и контекстной рекламы. Но самым эффективным инструментом для нас оказалось seo-продвижение сайта и контекстная реклама», – комментирует основательница бренда Totti Ирина Полыковская.
«Мы расширили каналы онлайн-присутствия (добавили маркетплейсы) и усилили сервис онлайн. Сейчас сплит каналов изменился – ключевые иностранные игроки с рынка ушли, стало сложнее наращивать охваты в social media, хотя telegram и расширил рекламные инструменты, этого недостаточно, чтобы перекрыть отток из-за отключения запрещенных социальных сетей. В портфеле бренда появились новые инструменты, например, наружная реклама. Также делаем больший упор на PR- и оффлайн-активации (оффлайн опыт покупателя, актуальный для нашего рынка)», – комментирует директор по электронной коммерции 12 STOREEZ Светлана Варцаба.
34% респондентов продают свои товары только онлайн. В первую очередь, это характерно для брендов с оборотом до 6 млн. рублей. 45% — миксуют онлайн и оффлайн-каналы. Это свойственно брендам с оборотом от 6 млн. рублей. 20% — продают только офлайн. Этой стратегии придерживаются бренды всех категорий.
Собственный магазин — самый популярный инструмент оффлайн-продаж (65%). 25% респондентов предпочитают арендовать рейлы в универмагах. 18% — ярмарки и мероприятия.
Среди каналов онлайн-продаж лидируют социальные сети (74%), а собственные онлайн-магазины брендов делят второе и третье место с маркетплейсами (59% и 58% соответственно). Топ-рекламных онлайн-каналов в 2023 состоит из социальные сети, блогеры, маркетплейсы, поисковая выдача, целевые коммуникации, наружная реклама, телеграм-реклама, баннерная реклама, мессенджеры.
Респонденты также отмечают важную роль, которую будет играть искусственный интеллект и другие технологии в фэшн-бизнесе уже в самое ближайшее время.
«Все, что касается искусственного интеллекта и 3D технологий, также будет влиять на фэшн-сегмент. Речь о дижитал-коллекциях, дополненной реальности, аватарах брендов и кампейнах, сгенерированных AI. Важно прочувствовать и понять, что дает больший эффект на нашу аудиторию и будет иметь на нее wow-эффект, повышать лояльность», – комментирует директор отдела маркетинга бренда Ekonika Ирина Зуева.
30.08.2023
Комментарии
Написать комментарий