Анализ рынков

Закупки закончились – началась жесткая экономия

Закупки закончились – началась жесткая экономия

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств Romir Scan Panel, в сентябре текущего года повседневные расходы россиян снизились относительно августа на 0,7%, что с учетом месячной инфляции (0,6% по данным Росстат) обернулось реальным падением покупательской активности на 1,3%. Годовой рост, хоть и составил 14,4%, не смог перекрыть показатель накопленной с сентября прошлого года инфляции в 15,7%. 

Таким образом, уже три месяца подряд повседневные расходы россиян остаются на уровне ниже показателей двухлетней давности. В сентябре средний чек показал снижение, и индекс упал, хотя цены в среднем выросли на 0,4%, а без учета все еще доступных сезонных овощей и фруктов – на 0,7%. Это говорит о том, что россияне от оптимизации и закупки запасов перешли к стратегии жесткой экономии. Лидерами в этом вопросе стали жители мегаполисов и крупных городов, которые сократили в сентябре свои расходы почти на 8%. При сокращенных расходах на 7,5% прожили сентябрь и представители низкодоходной группы.

В предыдущие годы в сентябре активность потребителей и соответственно их повседневные расходы начинали оживляться после летних каникул. Исключением стал прошлый год, когда в сентябре индекс ощутимо просел из-за стресса потребителей в связи с введением продуктовых санкций.

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – сентябрь 2015.

100% = январь 2012 года. Источник: холдинг Ромир, Romir Scan Panel, сентябрь 2015.

В годовом выражении индекс покупательской активности прибавил 14,4%, немного не дотянув до размера накопленной с сентября прошлого года инфляции в 15,7%, согласно отчету Росстата. Таким образом, и в разрезе года сентябрьское потребление показало падение на 1,3%. Уже третий месяц подряд индекс покупательской активности, «очищенный» от инфляции, показывает значения ниже не только прошлого, но позапрошлого года. Россияне экономят. И с каждым месяцем все сильнее и жестче.

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – сентябрь 2015.

100% = январь 2012 года. Источник: холдинг Ромир, Romir Scan Panel, сентябрь 2015.

Летом в связи с продуктовой дефляцией, образовавшейся на фоне сезонного снижения цен на фрукты и овощи, россияне, по всей вероятности, практиковали закупку по привлекательным ценам. Средний чек в летние месяцы почти не менялся, а повседневные расходы чуть-чуть, но подрастали. В сентябре же и средний чек показал снижение, и индекс упал, хотя цены в среднем выросли на 0,4%, а без учета все еще доступных сезонных овощей и фруктов – на 0,7%. Это говорит о том, что россияне от оптимизации и закупки запасов перешли к стратегии экономии.

Города 

Наиболее ощутимую экономию в расходах в сентябре продемонстрировали жители миллионников и крупных городов с население от 500 тысяч до миллиона. Жители этих типов городов сократили свои повседневные траты почти на 8% по сравнению с предыдущим месяцем. Может быть, многие жители крупных городов и мегаполисов все-таки решили отдохнуть в сентябре и уехать из дома. Так как в июле и августе они явно от отдыха отказались, наращивая свое домашнее потребление.

И, наоборот, жители малых городов страны с населением от 100 до 500 тысяч человек в сентябре активно включились в потребление в каналах торговли после летнего затишья, когда два летних месяца их расходы оставались неизменно минимальными, видимо, за счет потребления личных урожаев. Рост их расходов в сентябре составил 7,6%, а в годовом выражении – 18,6%.

Тенденции покупательской активности в обеих столицах оказалась разнонаправленными. Так, москвичи прервали летний режим экономии и показали в сентябре рост расходов на 2,5%. Хотя в разрезе года рост оказался минимальным – всего 4,2%. В прошлом же году падение расходов сентябре относительно санкционного августа составило 5,5%. Таким образом, текущая ситуация выглядит не так удручающе.

Отметим, что в целом повседневные расходы москвичей имеют широкую маржу для маневра в силу высокого ассортимента, широкого ценового диапазона и развитой торговой инфраструктуры. Поэтому вариантов для экономии у столичных жителей достаточно. В силу этих факторов москвичам удается удерживать свои расходы в узде.

Второй месяц подряд фиксируется снижение расходов в Питере: 1,7% в августе относительно июля и 0,9% в сентябре по сравнению с предыдущим месяцем. Хотя в годовом выражении расходы жителей Северной столицы выросли на 14,9%, немного не дотянув до уровня официальной инфляции. В целом уровень расходов жителей Санкт-Петербурга в текущем году ощутимо выше показателей прошлого года. И поэтому они стараются дальнейший рост сдерживать, прикрывая кошельки.

Доходные группы 

В сентябре представители низкодоходной группы сократили свои расходы кардинальным образом – на 7,5%. Если все летние месяцы их расходы практически не менялись, то в сентябре они реально придержали кошельки. Хотя в разрезе года экономии у этой группы потребителей не получилось. Рост их расходов относительно сентября прошлого года составил 16,6%, что превзошло уровень накопленной за период инфляции.

Среднедоходная группа сменила плюс в объемах расходов на минус, потратив в сентябре на 1,4% меньше, чем в августе. В годовом выражении расходы среднего класса, правда, все равно заметно выросли – на 12,3%, но уступили уровню инфляции.

Зато высокодоходная группа в сентябре продолжила наращивать потребительские обороты. Если в июле они продемонстрировали убедительный спад расходов, видимо, в связи с поездками в отпуск, то в августе они легко эту экономию компенсировали, потратив на 2,4% больше, чем месяцем ранее. А в сентябре рост их расходов вообще оказался равен 7,8%. Такой рост они демонстрировали, например, в октябре и ноябре прошлого года после санкционного шока в сентябре. В годовом выражении в сентябре расходы высокодоходников увеличились почти на 15%.

08.10.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 05:46
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация