Анализ рынков

Что будет с маркетологами и пиарщиками

Что будет с маркетологами и пиарщиками

Нестабильности в российской экономике, связанные со снижением курса рубля по отношению к зарубежным валютам, а также общемировая стагнация экономики оказывают существенное влияние на отечественный рынок труда. Коммуникационная группа iMARS совместно с HR бюро Big Fish Recruitment постарались разобраться, насколько это повлияет на рынок труда в области маркетинговых и PR-коммуникаций.

Проведённые опросы сотрудников компаний таких отраслей как транспорт, металлургия, энергетика, банковский сектор, киноиндустрия, FMCG, органы государственной власти и профессиональное сообщество показали, что рынок труда маркетинговых коммуникаций считается одним из самых конкурентных. Если 7-10 лет назад количество специалистов в этой сфере не превышало 2-3 тысяч человек, то сейчас рынок труда многократно расширился, но все равно остается «перегретым» по многим направлениям. Например, последние несколько лет одной из самых востребованных профессий остается digital-маркетолог, а вот спрос на политический PR многократно отстает от предложения. 

Средний возврат специалистов на рынке труда в сфере маркетинговых коммуникаций составляет 23-30 лет – middle персонал и 28-36 лет – руководящее звено.

Если в 2011-2012 гг. рынок труда маркетинговых коммуникаций постепенно поворачивался в сторону кандидата, то сейчас происходит резкий разворот в сторону работодателя. Кроме того, если в указанный выше период времени кандидаты охотно меняли направление деятельности, то сейчас многие предпочитают оставаться в том функционале, где они обладают наибольшим опытом. Такие кандидаты не делают ставку на повышение заработной платы, а хотят, как минимум, сохранить свою стоимость на рынке труда на ближайшие 1-2 года. 

Вместе с тем можно отметить, что самая востребованная работодателями профессия по состоянию на февраль 2015 г. - Business development - у многих кандидатов, имеющих эту экспертизу, теперь далеко не всегда вызывает желание оставаться в ней. Многие хотят отойти от поиска и привлечения новых клиентов, а также развития новых продуктов к ведению текущих проектов агентства/компании, т.к. боятся, что в кризисные времена не будут такими же успешными в продажах. Со стороны работодателей интерес к функциям Business development только увеличивается, и способность привлечь в компанию новых клиентов (новые контракты) приветствуется даже на позициях, не подразумевающих такого функционала, таких как Project Director, Account Director и даже Strategic Director. Поэтому, чем шире функционал и зону ответственности готов на себя взять потенциальный кандидат, тем больше у него шансов получить предложение о работе. 

По словам Партнера, Директора по развитию бизнеса iMARS Communications Владимира Ступникова, текущая экономическая ситуация для большинства работодателей характеризуется одним словом – неопределенность. Но та же самая неопределенность заставляет их перегруппироваться и переосмыслить то, что они делают и как это делают, а также то, как они собираются реагировать на все внешние факторы. «Тренд 2015 года в агентском бизнесе, на который мы обратили внимание, можно охарактеризовать следующим образом. На протяжении последних лет многие агентства инвестировали в собственный персонал для построения единой и эффективной команды. Непростые времена заставляют смотреть шире, потому что сейчас необходимо выстраивать долгосрочные и эффективные отношения с клиентами, которых не так много и каждый из которых на вес золота. С этой целью необходимо инвестировать средства не только в профессиональное обучение сотрудников, но и в обучение клиентскому сервису. По-настоящему сильные бренды также видят в сложившейся ситуации возможность для инвестиций в самых талантливых специалистов, на которых делается ставка как особо важных сотрудников», - добавляет Владимир Ступников.

Среди кандидатов отмечается четкий тренд ухода от проектной работы на фрилансе, которая сильно набирала популярность в последние 3 года, к постоянной занятости в штате компаний, дающей стабильность в виде фиксированной зарплаты и уверенность в завтрашнем дне. При этом кандидаты, работающие на фрилансе более полугода, сильно проигрывают в глазах работодателя. Это обусловлено тем, что последние опасаются того, что человек, который работает в свободном графике, с трудом вольется в рабочий ритм офиса, ведь нет никакой гарантии, что он не уволится из компании в самый неподходящий момент.

В 2014 г. сфера маркетинговых коммуникаций была одной из наиболее востребованных среди соискателей и работодателей, стабильно входя в пятерку самых популярных отраслей поиска персонала. В среднем на одно предложение со стороны работодателей приходилось пять – семь резюме соискателей (для примера: на наименее востребованные рабочие специальности приходилось 0,8 – 0,9 резюме на одну вакансию). 

Что касается зарплатных ожиданий, то здесь ситуация неоднозначная. С одной стороны повышенное внимание соискателей к маркетинговым коммуникациям, а также заинтересованность работодателей в наиболее квалифицированных сотрудниках, положительно влияла на рост. Так, если в целом повышение заработных плат на рынке труда (соотношение 2014 г. к 2013 г.) составило около 5 %, то рост заработных плат наиболее квалифицированных специалистов в области маркетинговых коммуникаций превышал 6,4 %.

С другой стороны, в большинстве случаев с начала 2014 г. и вплоть до середины лета 2014 г. роста заработных плат для данной категории специалистов не наблюдалось. Небольшой рост отмечался лишь с июля 2014 г. до декабря 2014 г. (не более 2%), за чем последовало резкое падение в абсолютном выражении, вернувшее уровень заработных плат специалистов сферы маркетинговых коммуникаций к уровню декабря 2013 г.

«Ситуация на рынке труда сегодня не такая драматичная, как может показаться на первый взгляд. Кризис – хороший тренажер для упражнений в расстановке приоритетов и умению анализировать. Если какое-то направление рынка стагнирует, то где-то обязательно начинается рост. Даже если сокращения маркетинговых бюджетов продолжатся, до нуля они все равно не сократятся, - отмечает Екатерина Ламинина, управляющий партнер Big Fish Recruitment. - Да, увеличится конкуренция, и изменятся требования к кандидатам, но вакансии все равно будут открываться, т.к. работа никуда не исчезнет и ее все равно надо будет кому-то выполнять. Нужно держать руку на пульсе и следить за трендами. Например, узкоспециализированные профессионалы, владеющие редкой востребованной технологией или продуктом (такие как RTB, CPA и т.д.) в стабильные времена могли рассчитывать на практически такие же зарплаты, как у опытных менеджеров и руководителей, потому что за ними гонялся весь рынок. Сейчас же выиграют те, кто владеет максимально широким опытом и обширными знаниями и не боится брать на себя дополнительную ответственность. Даже руководящие позиции сегодня зачастую включают в себя и «работу руками», т.к. компании в первую очередь сокращают менеджеров среднего звена, чьи обязанности можно переложить на плечи коллег или их руководителей. Чем больше функций вы можете выполнять, тем больше вы будете востребованы. Обычная картина сегодняшних дней, когда на позиции руководителя клиентского отдела работодатель хочет видеть кандидата, имеющего также опыт реализации проектов и работы с подрядчиками, а если он еще и новых клиентов сможет привести, то получит огромное преимущество. Если же вы – сильный сейлз, то вам вообще нечего опасаться, т.к. ваша профессия востребована всегда и везде, а особенно сейчас, когда вопрос привлечения «живого бизнеса» в компанию актуален, как никогда».

Январь 2015 г. по основным показателям не отличается от аналогичного периода 2014 г. Как и прежде маркетинговые коммуникации входят в пятерку наиболее востребованных специальностей среди работников. Количество резюме на одну вакансию немного скорректировалось в сторону роста и составляет восемь – девять. Связано это с тем, что ряд компаний в условиях финансовой нестабильности все-таки начал сокращение сотрудников, в том числе, специалистов сферы маркетинговых коммуникаций.

Рост количества резюме на одну вакансию произошел за счет наиболее молодых специалистов в возрасте 22 – 25 лет, либо не имеющих опыта работы, либо обладающих незначительным опытом – от одного года до трех лет. В данную категорию попали не только сокращенные специалисты, но и те, кто закончил ВУЗ в 2014 г., и поиск работы начал только с 2015 г.

В январе 2015 г. отмечается незначительный рост заработных плат по отношению к декабрю 2014 г. (в среднем на 0,3 – 0,5 %). Происходит это из-за повышения нагрузки (сферы ответственности) на наиболее опытных специалистов, которых сокращения не затронули. Как следствие, работодатели стремятся с одной стороны, снизить расходы на персонал, и с другой - повысить производительность за счет оставшихся специалистов.

11.02.2015

на печать


Комментарии

Михаил
12.02.2015 9:28 | сообщение #1
 

Почему увольняют рекламщиков?

В недавние «жирные» и благостные времена, которые, с мелкими оговорками, наблюдались некоторый период времени назад, мы привыкли получать свои законные 2% прибыли (купил за рубль, продал за три) и не слишком «парились» о такой фигне как «подумать о потом». Ну и правильно! Чего париться, если хватает?
Но тут вдруг внезапно (как снег в конце ноября) и не обращая внимания на камлания антиглобалистов о том, что экономика у нас глобальна, она таки оказалась действительно глобальна. О как!
И если в 2008 году весь праздник начался из-за парочки мексиканских донов Хуанов, которые запив пейот текилой решили, что «… ну её нафиг эту ипотеку вместе с банками и платежами» то теперь всё оказалось гораздо «интеллигентнее» и круче.
И теперь мы хлебаем своё счастье ситечком.
Пообщавшись с парочкой таких «отхлебнувших» я задумался: а почему одними из первых с теплых мест выпирают, как правило, именно менеджеров по рекламе, менеджеров по ПиАр и менеджеров по маркетингу (вот это название я просто АБАЖАЮ).

Так вот я молчал, а теперь скажу:

Во-первых, сегодня спектр рекламных инструментов просто ну очень большой:
от полиграфии до Интернет-технологий. Один человек с этим качественно (а кому-нибудь НЕ качественно нужно?) справиться НЕ может. Слишком разноплановые знания и навыки для этого нужны.
От менеджера по рекламе любой директор требует:
- идея, дизайн, творческий подход, копирайт, нейминг, и пр., короче, КРЕАТИВ (тоже АБАЖАЮ).
- преобразование всего этого безобразия в материальные объекты: листовки, буклеты, плакаты, ролики, баннеры, поиск исполнителя, размещение заказа, контроль исполнителя (т.е. организаторская работа).
Так вот: это две большие разницы. И если все делает один человек, то обязательно будет перекос в какую-то сторону, а с другой стороны вместо перекоса материализуется косяк т.е. лажа.
В-вторых, сотрудник, состоящий в штате компании, «проникается духом компании», подчиняется корпоративным требованиям, смотрит изнутри, учитывает пожелания руководства и фокус-группы из бухгалтерии и не хочет, чтобы его уволили. А для того, чтобы сделать РАБОТАЮЩУЮ рекламу нужно посмотреть на всё это безобразие со стороны (лучше всего попытаться посмотреть глазами своего кошелька).

Вот и получается, что в результате всех скачек, ужимок и кунштюков, а так же объективных причин (в лице фокус-группы), этот несчастный выдает на горА очень-очень серенький продукт. Как у всех. НИКАКОЙ. Деньги потрачены, бюджет освоен, время ушло, а 4% заработать не получилось.
И тут директор начинает понимать, что реклама это конечно штука хорошая и нужная, но что-то пошло не так… и «опять приходится всё делать самому».
Должность этого потерпевшего сохраняется до первых признаков бури. Когда же контору накрывает девятый вал спада продаж, балласт уходит за борт.

И что? В смысле: «И как вы дальше думаете?»
Мысли есть?

http://vk.com/mihail1970

Юрий Михайлович
13.02.2015 11:56 | сообщение #2
 

Если не "нырять вглубь", то для бухгалтерии Подмигивать все эти "менеджеры" проходят по статьям ЗАТРАТЫ. Вот затраты и сокращают.

Witch-ka
25.03.2015 15:08 | сообщение #3
 

увольняют тех, кто не приносит явных денег. или неявно приносит деньги.
Если менеджер по маркетингу может показать как его работа повлияла на прибыль (а на мой взгляд именно такая должна стоять сверхцель, а не рекламки печатать), то он останется в компании.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.01.2025 - 02:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация