Новости

Россияне осознали глубину экономического кризиса

Россияне осознали глубину экономического кризиса

Рост цен и снижение уровня жизни привели к тому, что все большее количество россиян осознает глубину экономических проблем России, показывает опрос Левада-Центра. Если в январе 2014 года на вопрос «Что, по вашему мнению, сейчас более всего угрожает России?» о кризисе говорили менее трети опрошенных, то в январе 2015-го – уже каждый второй.

Чего боятся

Самой значимой угрозой для России россияне считают рост цен и обнищание широких слоев населения (54%, +5 п.п. к уровню января 2014 года), показывает проведенное в конце января исследование Левада-Центра по вопросам, предложенным РБК. Основными причинами роста цен россияне называют падение курса рубля и обесценивание денег (51%), снижение цен на нефть (37%) и махинации жуликов и спекулянтов (27%).

Наиболее возросшими за год в глазах общественного мнения угрозами стали экономический кризис, втягивание России в военные конфликты и обострение противоречий с Западом. Если в январе 2014 года на вопрос «Что, по вашему мнению, сейчас более всего угрожает России?» о кризисе говорили менее трети опрошенных (29%), то в январе 2015-го – уже каждый второй (49%). Хотя пикового значения за последнюю историю наблюдений этот ответ пока не достиг (59% – в январе 2009 года).

Вариант ответа «втягивание в войну» сейчас выбрали треть респондентов (33%), в прошлом году этого боялся только каждый восьмой (12%). Каждый пятый видит проблему в росте напряженности между Россией и странами Запада (22%), еще год назад это беспокоило всего 7% опрошенных.

Результаты исследования показывают, что россияне начали осознавать: страна входит в серьезный кризис, говорит руководитель отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра Марина Красильникова. При этом индекс потребительских настроений и уровень тревожности уже достигли нижних уровней кризисных 2008-2009 годов, а поскольку признаков улучшения в экономике нет, можно ожидать дальнейшего снижения этих показателей, подчеркивает она.

Если в предыдущий кризис поводом для особого беспокойства россиян была угроза роста безработицы, то сейчас подобного не прослеживается – 26% в январе 2015 года против 56% в январе 2009-го, отмечает Красильникова.

Начали экономить

Рост цен повлиял на привычный уровень жизни большинства россиян: о том, что инфляция не вызвала значительных трудностей, социологам заявили только 19% опрошенных (в разгар предыдущего кризиса, в марте 2009 года, рост цен не вызвал трудности у большего числа ответивших – 24%). Из тех, кто говорит о проблемах, вызванных ростом цен, большинство пока сумели сохранить привычный образ жизни (54%), в то же время 22% россиян уже не могут обеспечить себе прежний уровень.

Опрос показывает, что потребительский спрос как один из основных драйверов экономики России в последние годы почти полностью исчерпан – состоятельные россияне все чаще говорят о том, что либо вынуждены отложить крупные покупки, либо вообще не планируют их, говорит Красильникова.

По оценке большинства опрошенных, цены за прошедший год выросли более чем на 15% (официальная инфляция за 2014 год, по данным Росстата, – 11,4%). Более половины россиян заявили социологам, что товары и услуги, которые приобретают их семьи, подорожали в пределах 15–50%, еще почти четверть опрошенных убеждены, что цены в среднем выросли на 50–100%. О подорожании в пределах менее чем 15% говорит лишь каждый одиннадцатый опрошенный (9%).

Надежда на власти

Почти половина опрошенных считают, что нынешнее правительство России сможет решить экономические проблемы: 10% ответили, что это вполне вероятно, 38% – довольно вероятно, 35% – маловероятно, 8% – очень маловероятно, еще 10% затруднились ответить. Довольно высокий уровень уверенности в правительстве обусловлен как отголосками надежд, которые россияне испытывают по отношению к властям в связи с ситуацией на Украине, так и тем, что в кризисной ситуации люди осознают свою беспомощность перед неконтролируемыми внешними обстоятельствами, считает Красильникова.

Рост цен беспокоит россиян не только в последнее время, инфляционные опасения находятся в списке основных проблем постоянно, говорит директор по исследованиям близкого Кремлю фонда ИСЭПИ Александр Пожалов. Однако зафиксированное в опросе ощущение кризиса показывает обоснованность посылаемых властями сигналов о том, что Россия вступила в затяжную полосу экономических неурядиц, которая может продолжаться, по словам Владимира Путина, год или два, добавляет он. Рейтинги чиновников, несмотря на кризисную обстановку, находятся на пиковых уровнях, и именно с ними связаны надежды большинства на улучшение ситуации, уверен Пожалов.​

Степан Опалев (РБК)

Advertology.Ru

02.02.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

21.12.2025 - 21:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация