Новости

Американский бизнес просит исключить Россию из ВТО

Американский бизнес просит исключить Россию из ВТО

Российские эксперты уверены, эта инициатива не что иное, как давление на Россию из-за ситуации на Украине.

В начале октября в Торговом представительстве США (USTR; это федеральное ведомство курирует внешнеторговую политику Штатов, подчиняется президенту) прошли общественные слушания по поводу участия России во Всемирной торговой организации. Как сообщили «Известиям» в USTR, ряд представителей бизнеса потребовал от американских властей исключить Россию из ВТО или хотя бы досрочно отменить преференции для России — то есть прекратить действие переходного периода, предполагающего гармонизацию законодательства России с нормами ВТО в течение 7 лет. Российская сторона уверена, что речь идет о продолжении давления на Россию с помощью экономических санкций. 

США требует допуска к российским госзакупкам

— На общественных слушаниях речь заходила о системе преференций ВТО, о том, стоит ли исключить Россию из этой системы, — заявила «Известиям» управляющий директор по вопросам вступления в ВТО в USTR Сесилия Кляйн. — На слушаниях был целый ряд представителей бизнес-ассоциаций, которые заявляли, что Россия не выполняет своих обязательств по ВТО и, в частности, поэтому должна быть исключена. Однако руководство USTR и представители ВТО не делали таких предложений — претензии не всегда бывают обоснованными. Претензии, как только будет составлен ежегодный отчет, будут направлены в конгресс США и в дирекцию ВТО, она уже сделает соответствующие заявления российской стороне с предложениями внести изменения и исправить ошибки.

Что касается содержания претензий, то перед общественными слушаниями американские бизнес-ассоциации предоставили USTR с десяток докладов (их копии есть у «Известий»), посвященных различным отраслям экономики. Во всех отчетах отмечается, что за два года членства России в ВТО торговать американцам с нами стало проще: для кого-то Россия снизила импортные пошлины, многие отмечают, что сроки импорта значительно сократились. Однако замечаний предостаточно.

Так, крайнее недовольство вызывает ориентированность российского государства на поддержку местных производителей и предприятий — особенно это задевает американских сталелитейщиков. Как поясняется в письме от Ассоциации североамериканских сталепроизводителей (AISI) и Ассоциации сталепроизводителей (SMA), Россия при вступлении в ВТО обещала, что госпредприятия не будут нарушать конкурентную среду.

«В процессе переговоров Россия отметила, что участие госпредприятий в российской экономике, равно как и в международной торговле, было небольшим и ожидается, что станет еще меньше, — пишут президент AISI Томас Гибсон и президент SMA Филип Белл. — Несмотря на эти обязательства, мы видим признаки, что российские госпредприятия и госкомпании продолжают наращивать присутствие в российской экономике. В целом компании с участием государства сейчас генерируют около 50% ВВП страны и составляют около 60% общей капитализации российского фондового рынка. Нам кажется маловероятным, что госсектор экономики России сократится в ближайшем будущем... Более того, госкомпании зачастую не играют по правилам рынка, вместо этого они часто принимают решения, основываясь на геополитических причинах, а не на чисто коммерческих. Это вынуждает американские сталелитейные компании конкурировать на рынке против иностранных государств, а не компаний».

— У нас нет ни одной сталелитейной госкомпании, поэтому то, что пишут американские предприниматели о металлургическом секторе, не совсем правда, — говорит замзавотделением управления проектами и программами МИГСУ РАНХиГС Роман Андреещев. — Есть только участие государства, и то это не контроль, а крупные пакеты акций могут быть 20–25%, но не более (например, ВСМПО-Ависма). Кроме того, по большому счету американцы сами занимаются различными видами субсидий поддержки своих производителей стали. Такие же трения у американцев возникают с их союзниками со странами Евросоюза — Германией, Италией, Францией. Это борьба за рынки.

— У России есть отдельное соглашение по госпредприятиям в ВТО. Но тут, чтобы доказать, что то или иное предприятие действует как государственное, они должны к нему предъявить требования, которые содержатся в этом документе. Но им еще необходимо доказать, что это именно госпредприятие, — объясняет профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. — Несколько лет назад американцы предприняли совершенно неожиданные протекционистские меры на своем сталелитейном рынке, потому что их компании сильно отставали от конкурентов, и тогда на Америку пожаловались сразу ЕС, Индия, Китай. Американцам нужно было это время, чтобы переоснастить свои предприятия. И они на это пошли, так что они тоже не без греха.

Россия неизбежно будет проводить политику по предоставлению им наиболее благоприятного режима, говорит руководитель проектов компании «Металл эксперт консалтинг» Николай Осадчий.

— Американское правительство точно так же оказывает поддержку своим производителям. Трудно представить себе ситуацию, в которой наше государство встанет на сторону зарубежных предприятий, — заметил Осадчий.

На фоне недовольства ростом госсектора Американо-российский деловой совет, а также ряд бизнес-ассоциаций — упомянутые AISI, SMA, Ассоциация телекоммуникационной промышленности США (TIA), Объединение изготовителей и исследователей в области фармацевтики (PhRMA) — высказали претензии к тому, что Россия до сих пор не присоединилась к соглашению ВТО о государственных закупках. По условиям ВТО Россия должна сделать это в течение четырех лет после вступления в организацию. Новая версия соглашения вступила в силу в апреле 2014 года, и большинство стран, подписавших оригинальную версию соглашения, уже успели подписать новую. Россия же пока не успела этого сделать и не начала соответствующие переговоры.

«Подписание этого договора необходимое условие для снятия ограничений для американского бизнеса по вхождению на этот крупный рынок. В 2012 году объем сектора госзакупок составлял около $430 млрд», — сказано в письме AISI и SMA.

В PhRMA считают, что пока соглашение не подписано, иностранные фармацевты подвергаются «постоянной дискриминации».

«Для «местных» (российских) производителей на федеральных и муниципальных торгах не распространяется обязательная 15-процентная скидка [имеется в виду постановление Минэкономразвития, по которому российские и белорусские производители имеют преференции при проведении торгов: если победителем становится иностранный производитель, он должен предоставить скидку в 15% от предложенной им цены]», — пишут в PhRMA.

— Что касается госзакупок, то мы действительно пока не присоединились к этому соглашению. В ВТО есть только два необязательных соглашения, — говорит Портанский. — Первое — о госзакупках, второе — о закупках в гражданской авиации. К ним присоединяться не обязательно, но мы взяли на себя обязательство, что переговоры будем вести. Мы сейчас и готовимся их начать. Время у нас пока для этого есть, так что можно это отметить, но временного ресурса мы пока не исчерпали.

Американские производители алкоголя признательны России

Предприниматели также напомнили, что во время переговоров о вхождении в ВТО Россия говорила, что не будет вводить какие-либо ограничивающие импорт меры. Однако в августе 2012 года (в том же месяце, когда Россия вошла в ВТО) ввела временную импортную квоту на некоторые виды труб, которая останется как минимум до ноября 2014 года, сетуют в AISI и SMA. Они считают, что это прямое нарушение обязательств России по ВТО. Пожаловались на импортные пошлины и квоты также и представители компании-производителя сельхозтехники AGCO.

«Россия при вступлении в ВТО согласилась снизить импортную пошлину на комбайны до 5% без введения дополнительных ограничений. Теперь же выясняется, что правительство ввело квоту на импорт комбайнов, которая позволит ввозить только малую часть запланированного объема поставок. В этом году квота установлена на уровне 400 комбайнов, в то время как в среднем ежегодно в Россию ввозится 1,2 тыс. комбайнов, сделанных американскими производителями. Квота на 2015 год пока не определена. Более того, российская сторона изменила правила импорта так, что поставка стала возможна только после уборки урожая», — сказано в письме компании.

Некоторые предприниматели из США вполне довольны тарифной политикой — то, что Россия выполняет свои обещания по части снижения пошлин, отмечают в совете США по крепким спиртным напиткам (Distilled Spirits Council of the United States).

«Членство России в ВТО уже дало много позитивных изменений для американских экспортеров алкоголя. Россия должна снизить до 2015 года импортные пошлины с €2 до €1,4 (или на 30%) за литр для бутилированного виски, на остальные категории алкогольной продукции — на 25%, или с €2 до €1,5 за литр также до 2015 года. Постепенное снижение пошлин началось с сентября 2013 года, и сейчас они составляют €1,8 для виски и €1,83 для остальных категорий товара», — пишет Кристин Локасио, старший вице-президент совета.

Прямой торговли молочными продуктами между США и Россией нет — в 2010 году Россельхознадзор потребовал аттестовать все американские предприятия, которые импортировали свою продукцию на российский рынок, напомнил исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. Система аттестации иностранных предприятий для получения права импорта в Россию, по мнению Федерации национальных производителей молока США, нарушает правила ВТО. Кроме того, у федерации есть вопросы к последним, августовским продуктовым санкциям России.

«В августе 2014 года Россия ввела санкции на импорт некоторых сельскохозяйственных продуктов из США. На молочный сектор это не повлияло, потому что последние четыре года российский рынок был закрыт для американских продуктов. Несмотря на это, мы заявляем, что российские санкции на продукты из США и других крупных стран-импортеров, введенные чисто по политическим причинам, нарушают законы ВТО», — написала в USTR вице-президент Федерации национальных производителей молока США Шона Моррис. 

— Мы свои антисанкции объясняем 21-й статьей ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), в которой сказано, что можно применять любые ограничительные меры по соображениям национальной безопасности, — поясняет Портанский.

Американцы хотят в российский законодательный процесс

Кроме того, американский бизнес обеспокоен тем, что Россия не оповещает участников ВТО о разработке и принятии нового законодательства, что «в итоге создает лишние торговые барьеры и непонимание правил регулировки отрасли». Этого можно было бы избежать, если бы заинтересованные стороны могли вносить свои предложения на стадии разработки законов — предложили в совете США по крепким спиртным напиткам и PhRMA. Несмотря на то что Россия несколько раз уведомляла ВТО об изменениях, произошедших в отрасли, она так и не смогла пока что создать единую систему информирования, жалуются в ассоциациях, отмечая также непрозрачность процедур по изменению законодательства в РФ.

Производители электроники из США от лица TIA выступили против авторского сбора на технику. В TIA (в числе членов организации — Apple и Motorola) считают, что налог, введенный в 2010 году, нужно переложить с производителей и импортеров на потребителя. По мнению TIA, в список облагаемой сбором продукции ошибочно были включены продукты, «не имеющие никакой функции записи (к примеру, DVD-плееры), и продукты, не используемые для воспроизведения заверенных авторским правом работ для частного просмотра (цифровых камер)».

Традиционно критически высказался Международный альянс интеллектуальной собственности (IIPA) — об охране авторского права в России. Пока Россия не исправит нарушения (IIPA требует распространить антипиратский закон на музыку), в организации предлагают приостановить участие стране во Всеобщей системе преференций ВТО.

Санкций не ожидается

Вероятность того, что дело дойдет до разбирательств в рамках ВТО или даже до исключения России из ВТО, эксперты оценивают очень низко, а градус жалоб американского бизнеса связан с текущей напряженностью в отношениях России и США, обоюдными санкциями. 

— По политическим причинам сейчас можно увидеть любые нарушения, — считает Роман Андреещев. — В случае выявления нарушений в первую очередь предусмотрены двусторонние переговоры, где стороны выдвигают различные документации для доказательства своей правоты. Если это не удается сделать, жалобу рассматривает специальный арбитраж при ВТО, на урегулирование спорных вопросов ему дается два месяца. 

Даже представители USTR призывают относиться к жалобам собственных предпринимателей не слишком серьезно. 

— У каждой страны в первые пять-шесть лет в составе ВТО есть свои проблемы с приведением законодательства в должное соответствие с нормами ВТО. Это нормально, что к России выдвигается столько претензий, они выдвигаются для каждого из новых членов ВТО ежегодно. Нельзя слишком серьезно воспринимать эти замечания. Текущая политическая ситуация, конечно же, оказывает существенное влияние на положение России в ВТО, но она членство России не дискредитирует и не ставит его под сомнение, — говорит Сесилия Кляйн.

Словом, об официальных жалобах США на Россию в ВТО говорить пока рано, хотя торговые иски появились сразу после вступления России в августе 2012 года, — первая пришла сразу от Японии, США и ЕС (против введения утилизационного сбора за автомобили), следующая была от ЕС в феврале 2013 года (против ограничений на импорт охлажденного мяса из Германии). В июне уже Россия пожаловалась на США о невыполнении торговых обязательств и введении санкций в отношении российских банков.

Мария Амирджанян, Арсений Погосян, Мария Кандаурова
(Известия)

Advertology.Ru

21.10.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

09.11.2024 - 01:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация