"Творчество начинается там, где тебе что-то неизвестно": Сергей Костромин
Закончил радиотехникум, служил в армии в Казахстане, потом недолго поучился в МЭИ и захотелось мне поступить во ВГИК на операторский факультет. По счастью для меня, как для фотографа, с первого захода не приняли, а второго не случилось.
Работал инженером в НИИ. Друзья, путешествия в отпусках, московские театры, концертные залы, разные выставки – все как обычно. Только часто в руках камера, а в голове одна фотография. Женился, появилось много свободного времени и тут меня "прорвало". В середине 70-х - объявляю себя борцом за чистоту фотографической формы и делаю серию черно-белых графических работ. Показываю ее в фотоклубе "Кадр", где членами клуба были многие ныне известные фотографы и организаторы фотографического движения. Скоро - штатный редактор клуба и далее несколько лет: выставки, конкурсы, издания того времени, лекции по фотографии в городах и все другое под названием: "Организация фотолюбительского творчества в России". И конечно, везде - общение с коллегами, которое всегда было радостно.
С 1978 года я фотокорреспондент во Внешторгиздате. Влился в профессию быстро, фотографические лекции для других помогли и мне. Началась профессиональная работа. Все что делалось советскими людьми, правда, для экспорта, нуждалось в рекламе, правда, за границей.
Вообще рекламы тогда в сегодняшнем понятии не существовало…
Сейчас много рекламных агентств и можно издать все что угодно, а тогда это делали несколько крупных организаций. Через наше издательство проходила основная часть рекламной работы Советского Союза.
Модой и политикой мы не занимались. Хотя, когда в страну приезжал с визитом президент Рейган, наше начальство решило удивить ЦК КПСС и оперативно издать книгу о его визите. Что и было сделано с некоторым моим участием.
Известных людей по заданию редакции фотографировал много: деятелей промышленности, медицины, культуры, космонавтики.
Много изданного по прикладному и изобразительному искусству. Сотни и сотни произведений живописи и графики из музеев страны и частных коллекций. Все лучшее на экспорт. Возможность видеть величайшие произведения искусства, особенно из запасников, и доверительное общение с музейным персоналом очень сильно развило меня в изобразительном плане, хотя живопись всегда любил не меньше фотографии.
Отдельный цикл это оформительская работа в журналах.. 1986 год, журнал "Юность", 12 обложек в технике цветного фотомонтажа с применением изополихромной техники. И многолетняя серия статей о технике фотографии в "Советском фото". С тех пор стараюсь не пересекаться с журнальными задачами.
В 90-х годах роль Внешторгизадата, как и большинства подобных моно-структур стала падать. Стало известно, что многие наши партнеры по издательскому бизнесу за границей принадлежали зарубежным компартиям, и мы обеспечивали их производственной, а значит и финансовой загрузкой. В 1995 году я ушел на вольные хлеба…
В стране начался новый этап неконтролируемой кем-либо рекламы. В продаже появились зарубежные товары и продукты питания не по талонам, а за деньги. Реклама, в том числе и фотографическая, приобрела новое содержание, вид и темп. Надо было работать много и быстро. В основном через рекламные агентства, которые вели коммерческие банки, торговые фирмы и всех желающих без разбора.
Конечная продукция фотографа - это не только билборды и красочные плакаты, а обычные иллюстрации. Каталоги, буклеты, листовки и все другое, что позволяет продвигать рекламируемый товар на рынке и ориентировать покупателя.
Изменилось отношение производителей и к нам фотографам, теперь мы не мешаем им работать, а помогаем зарабатывать. Лучшие образцы товаров, привлечение профессиональных актеров и прочее, что позволяет грамотно проводить весь съемочный цикл. Конечно и гонорары другие. Однако дорогие работы не всегда радуют. Трудоемкость сумасшедшая, требования к техническому и изобразительному качеству высокие, жесткие сроки… Переговоры, разговоры, подготовка, съемка, обработка … Иной раз подумаешь, что галоши снимать выгоднее.
Что я люблю снимать? Легче сказать, что я не люблю. Терпеть не могу большие и блестящие объекты. Например, лакированную мебель или автомобили. Очень тяжело организовать работу со светом. Получить качественное изображение блестящего всеми изгибами самовара – непростая для психики фотографа задача. Надо погасить сильные блики и убрать теневые провалы, да и самому фотографу с техникой не "светиться" в отражении…
Вообще, рынок в России еще не созрел до того, чтобы фотографу можно было сказать - я люблю снимать Это и я буду на Этом специализироваться. Чтобы зарабатывать на "хлеб с маслом", нужно уверенно работать в нескольких жанрах. Но, с другой стороны, необходимо знать, что ты реально можешь, а что нет. Профессионал знает, за что он никогда не возьмется.
А самое приятное для меня - снимать природу. Когда я работал на Внешторгиздат, всегда старался убедить руководителя предприятия, что для издания нужны красивые виды местности. Никто не возражал и, если была возможность "забрасывали" меня подальше, бывало и вертолетом. Так когда-то проходила съемка для издания о Красноярских Столбах, а в наше время работа на Ленских Столбах может входить в обязательное плановое задание.
Многое изменяется с приходом цифровых камер. Работать становится, безусловно, легче, нет "мокрой" части. С другой стороны, издательства не всегда готовы к приему только цифровых оригиналов. Если полиграфический процесс получения изображения даже с хорошего слайда это всегда борьба за качество, то с "цифрой" могут возникнуть сюрпризы. Сейчас мы находимся в промежуточном состоянии, когда "цифра" только подходит, а "пленка" уже уходит. Во всяком случае, до формата A4 проблем уже нет ни с камерами ни с воспроизведением в печати. Для большего формата цифровые камеры по ценовым параметрам мало доступны, плюс стоимость компьютерной поддержки и светового оборудования. В Москве немного фотостудий, которые могут себе это позволить. Но процесс уже пошел, и мечта фотографа о переходе на 22-х мегапиксельную камеру может стать реальностью быстрее, чем он предполагает.
Для профессионального фотографа выбор между аналоговой и цифровой фотографией не может быть принципиальным. Мастер работает не с фотоаппаратом, он работает с объектом и со светом. А матрица или пленка - вопрос технический.
Увлечение дизайнеров компьютерным сервисом привело их к пониманию того, что лучше и дешевле иметь готовое натуральное изображение на оригинале (аналоговом или цифровом), а фотограф, уставший от съемочной рутины, начинает осознавать, что использование фантастических цифровых способов обработки информации, открывает иные подходы к реализации замысла. Где-то посередине дизайнер и фотограф обязательно встретятся и договорятся, что нужно обоим сделать, чтобы работа была стоящей.
Дизайнер Василий Цыганков, Эркен Кагаров, ГРАТИС
Этот кадр очень интересный. Было смонтировано следящее устройство, которое автоматически включало затвор объектива и фотовспышку в момент вылета пробки. Ушло много шампанского, но пробку поймать не удалось.
Дизайнер Василий Цыганков, ГРАТИС
Совмещать несовместимое - известный творческий прием. Я окунул мороженое в жидкий азот, чтобы не растаяло прежде времени, а сзади вырезал углубление и положил туда особый материал для температурной защиты корпуса "Бурана", который полил горючей жидкостью. Я совершенно спокойно снимал "горящее мороженое" минут десять.
Есть ли в рекламе творчество? Оно есть в любом человеческом занятии. Группировка каких-то предметов, объектов, понятий в некий порядок это уже элементы творчества, доставляющее удовольствие.
Еще один небольшой момент - творчество начинается там, где тебе что-то неизвестно. А если перед тобой эскиз для исполнения и ты все знаешь - это скорее ремесло. Ты уверенно соединяешь "кубики" и получаешь хороший, профессиональный результат.
Когда ты работаешь по заданию чистое творчество невозможно, потому что ты, так или иначе, выполняешь чужую волю, но никто не запрещает фотографу самому себе ставить задачи, так сказать бесплатно, за интерес.
Дизайнер Юлиан Лебедев, ГРАТИС
Последние 2 года в свободное время сканирую негативы, их много и не все доходили до позитивов. Кадры, сделанные в юности, смотрю уже на мониторе. Анализируя свои снимки отстраненно без подробностей, нахожу, что, начиная с какого-то момента появляется грамотный выбор сюжетов, манера в кадрировании и т.п. Может быть, я уже тогда был фотографом, но мне этого никто не сказал. Может быть, и те кто сейчас только начинает – тоже уже фотографы, только они о себе этого не знают. Должно пройти много времени, чтобы они убедились в этом, поверили в себя и доказали своими работами другим.
В Интернете не выставляюсь. Только наблюдаю. В этом могучем кибер-пространстве не так все линейно как кажется…
Дизайнер Василий Цыганков, ГРАТИС
Мысль не новая, но человек в своей жизни проходит четыре этапа. Первый – детство и юность это время игр и познания. Затем приходит время подвига: обретение профессии, карьера, семья, дети… Третий этап – создание гармонии внутри себя и в пространстве. И четвертый – мудрость.
Дизайнер Василий Цыганков, ГРАТИС
Конкурсы нужны на первом и втором этапах. Неудачи и победы - обязательное условие для творческого роста и выбора правильного направления. Здесь реакция внешнего мира просто необходима для творческого здоровья. А потом соревнование начинается внутри самого автора. Только он сам знает, где не "дотянул", а мог бы. И где он: "Ай да Пушкин…". Собственно конкурс продолжается, но в другой форме, где призом становится не награда жюри, а сама профессиональная деятельность.
Дизайнер Андрей Коротков, ЭПСИЛОН Плюс
Advertology.Ru
28.03.2005
Комментарии
Написать комментарий