Риски и возможности

Мягкая цена

Мягкая цена

Можно ли предложить покупателю заплатить столько, сколько он посчитает справедливым, и при этом не вылететь в трубу? Казалось бы, нет, невозможно. Однако есть примеры обратного. Главное – понять область их применимости.

Хочу рассказать одну историю. Дело прошлое, так что – какие уж тут секреты. Несколько лет назад я написал аналитический материал под названием, которое примерно звучало так: "Анализ потребности российских регионов в привозной продукции". В качестве такой продукции рассматривались мука, молочные продукты, мясные продукты (было  сделано несколько таких обзоров). В качестве итоговой таблички там получался ранжированный список регионов. Ранжирование велось по степени их привлекательности с точки зрения ввоза. Чтобы получить этот список выбирались несколько параметров, характеризующих регион (баланс потребления и производства, цены, наличие сырья и т.д.). Все это суммировалось и умножалось хитрым образом, промежуточные результаты располагались в 20 или более таблицах. И в каждой из них, естественно, был полный список регионов.

И вот такие обзоры я предложил рынку. Цель моя была проста и понятна: надо было вернуть затраченные на создание каждого обзора деньги и получить прибыль. И побольше, естественно.

Затраты на тиражирование минимальны, так что товар можно смело отнести к третьей группе по классификации, данной в предыдущей статье этой колонки (напомню: в третьей группе товаров стоимость условно-переменных затрат существенно больше, чем условно-постоянных). Цена была не слишком большой, не слишком малой – где-то около 9000 рублей. В этих условиях себестоимость каждого обзора существенно зависит от числа продаж: чем больше продано, тем ниже себестоимость и выше рентабельность. Но как увеличить число продаж?

Снижать цену рискованно. Цена должна соответствовать ценности обзора, только тогда можно получить максимум дохода. А вот ценность была, как выяснилось, параметром переменным. Некоторые покупатели отказывались покупать обзор, потому что им не требовались данные по всем регионам. Их интересы были сосредоточены только в некоторых из них. Таким образом, ценность обзора в их глазах была ниже "запланированной" и, естественно, что цена казалась им завышенной.

Другой причиной отказа от покупки была ограниченность бюджета некоторых покупателей. Они так и говорили: "Все нравится, но наш бюджет таков, что на него мы сможем купить только ваш обзор, а нам надо еще и пятое и десятое".  Спорить бесполезно. Обманывают? Может быть, но во многих случаях, уверен, так оно и было.

Ситуация совершенно реальная и довольно обидная. Обзор окупался после второй или третьей покупки (по разным продуктам была разная трудоемкость его написания), и дальше начиналась живая прибыль. То есть, говоря попросту, можно было продавать бумагу с сумасшедшей рентабельностью. В этих условиях практически безразлично составляет она 500 или 600%. Любая продажа была выгодна и даже очень выгодна.

Но как продать, как обойти упомянутые ограничения? Обычно умение продавца заключается в том, что надо выйти на клиента, "уговорить его", т.е. объяснить ему, неразумному, его выгоды, обойти конкурентов и т.д. В моей ситуации все это было лишнее. Вот он, передо мной мой клиент. Он объяснил свою позицию. Я ее разделяю и обманывать клиента не хочу категорически. Я и сам не стал бы платить за полный список чего бы то ни было, если мне нужна только его часть. Я и сам не стал бы платить последние деньги за аналитический продукт без которого в сущности можно обойтись. И как быть в этих случае? Я не претендую на то, что в той ситуации применил единственно правильное или, даже просто правильное решение. Но кое-что все-таки удалось сделать.

Есть такой прием: "мягкое ценообразование". Суть в следующем. Представьте себе, что вы не назначаете цену товара, а говорите – пусть каждый платит столько, сколько считает нужным. Своя логика в этом есть: поскольку ценность продукта для разных групп покупателей разная, то разной должна быть и цена. Понятно, что, казалось бы, покупатель всегда будет стремиться сэкономить. Но это не так. есть и успешные случаи применения этого приема.

Например, в одной московской школе (в ней учится мой сын) цену на "дополнительные образовательные услуги" (не буду входить в подробности, реально – просто доплата) назначают так. Сначала устанавливается базовая цена, пусть она будет равна 100 долларам в месяц. Некоторые родители платят эту цену, но для других это кажется "дорого". Иногда по объективным причинам (низкие доходы в семье), иногда потому, что ценность педагогической системы именно этой школы представляется им не адекватной этой цене. "Не тянет на эти деньги, - считают они". "Нет проблем" – отвечает всем им администрация школы. Всем, кто не может или не хочет  (это одно и то же по сути) платить означенную цену, предлагают написать заявление, в котором обосновать свою просьбу об индивидуальной цене. В школе есть некая комиссия, которая рассматривает эти заявления, но реально цена устанавливается почти всегда автоматически – сколько попросили, столько и назначили. Таким образом, цена за обучение – мягкая. Каждый платит сколько считает нужным.

В самом деле, слишком мало платить – глупо. Свой же ребенок там учится, не чужой. Есть и еще один аргумент: "от людей стыдно", что ж я совсем нищий что ли? С другой стороны, школа не ставит своей целью обучать только "богатеньких детей". По разным причинам, которые к нашей теме не относятся, они считают, что должны быть дети из разных слоев общества. В итоге эта система успешно действует уже лет 7-8. Она выполняет свою задачу – школа реально получает дополнительные доходы от тех, кто не может платить полную цену.

Другой пример более спорен. Год или полтора назад московское Правительство решило ввести гибкую цену за коммунальные теплоснабжение. Я, как рядовой москвич, получил квитанцию, где мне предлагалось выбрать: либо "платить по полной", либо "сколько всегда," то есть, существенно меньше. Чем закончился эксперимент неизвестно, но сомнений "как платить" лично у меня не было: конечно, по минимуму. Впрочем, вскоре цены возросли "сами" и стали снова как и раньше рассчитываться по тарифу. Буду рад ошибиться, но, по-моему, эксперимент был неудачен. 

Известны и описаны случаи применения системы мягких цен на Западе при распространении программ или платных рассылок. Но Запад есть Запад, Восток – есть Восток. Нам нельзя равняться на законопослушных людей, которые, например, могут донести на своего соседа, при нарушении правил дорожного движения. Но все-таки при мягком ценообразовании новые ценности потребителя, появляются независимо от того, в какой стране происходят покупки.

Значимым фактором может стать сам факт того, что "я могу заплатить больше многих". И тогда можно завысить "базовую" цену и снять сливки перед тем как приступить к работе с "массовым покупателем".

Другой ценностью может стать желание "помочь материально" проекту, который нравится. Это желание сродни благотворительности. Правда, можно и ошибиться, ожидая проявления этого чувства во всех случаях. О нем можно говорить, когда речь идет об предметах, торговых марках, проектах, к которым покупатель относится эмоционально, испытывает к ним симпатию. Точно так же москвичи по задумке московского Правительства, должны были платить больше за теплоснабжение, испытывая симпатию к своему правительству. Но эти надежды не оправдались. Впрочем, это только мое предположение.

Но пора вернуться к истории с аналитическим обзором. Конечно же, нельзя говорить в этом случае ни о каком эмоциональном отношении к подобным продуктам. Представьте себе: 50 страниц таблиц и эмоции! Но не учитывать ценности потребителя было нельзя. Как нельзя было и снижать цену – потом не повысишь. Да и торговаться при такой цене покупки смешно. К тому же, учитывая многоступенчатость любой корпоративной покупки и разбросанность покупателей по российским просторам, это вышло бы себе дороже. Я сделал проще. Я не разрабатывать сложную таблицу цен в зависимости от числа регионов. Просто выводил покупателя на разговор о том, что не нравится в продукте. Если речь заходила об интересе только к конкретным регионам – делал новое предложение. Новая цена составляла не менее 60% от базовой. Это более чем удовлетворяло покупателя. Но это не было скидкой! Это была цена продукта с урезанными возможностями. Замечу в скобках, кто вырезать что-то, т.е. тратить силы и время, и продавать продукт по меньшей цене довольно глупо. Поэтому реально он поставлялся в полной версии. И это тоже нормально воспринималось покупателем. В конце концов, он получал что хотел и по той цене, которую считал справедливой. 

С отсутствием у покупателя достаточного количества денег удалось справиться еще проще. После того, как все кто хотел, купили обзор по максимальной цене, цена падала, и он предлагался остальным по меньшей цене. Формальная причина меньшей цены очевидна: устаревшие данные. И неважно, что они устарели всего на два месяца (это ничто для статистических расчетов с годовыми трендами). Производитель вправе устанавливать свои цены, и если покупатель считает их привлекательными или справедливыми – он купит. Что и происходило. И потом эти же клиенты покупали обновленные версии.

Впрочем, разве не точно так же поступают продавцы телефонов? Выведя на рынок новую модель, они ждут когда все, кто покупает новое и модное, купят ее, после чего ставят меньшую цену начинают продавать ту же модель экономным и рациональным. Может быть, именно такие возможности и стимулируют обновления, которые  позволяют в конечном итоге получать дополнительный доход, извлекая, как из волшебного ларца, все новые и новые ценности потребителя.

Да, разумеется, автор признает, что предмет бизнеса читателя может быть далек от описанных здесь предметов: информационных, образовательных или коммунальных услуг. Но как сказал поэт: "Сказка ложь, да в ней намек…" 

Дмитрий Фролов
Advertology.Ru

24.03.2005

на печать


Комментарии

Олеся
07.04.2005 8:08 | сообщение #1
 

очень хорошая статья.
А главное она помогла мне найти выход из достаточно сложной ситуации: на рынке появился конкурент, который установил цены на товар на очень низком уровне. Мне было необходимо придумать шаги для нивелирования этой ситуации.
Снижать свои цены - невыгодно. Теряем очень большой обхем прибыли и ухудшаем уже сложившийся стереотип нашего товара, как качественного (потому, что у тех покупателей, которые предпочитали покупать у нас основным критерием выбора было именно качество. А при снижении цен неминуемо возник бы вопрос: если они такие качественные - почему так дешево? В чем подвох?). С другой стороны мы теряли ту часть покупателей, которые ориентируются в основном на цену, не до конца понимая, чем она обоснована.
Неделю я со всех сторон "мурыжила"эту проблему, понимая, что есть решение, которое позволит красиво выйти из сложившейся ситуации.
И я его нашла. Описывать не буду, скажу лишь, что подсказкой яявилась данная статья

Jekky
07.04.2005 8:36 | сообщение #2
 

В целом статья понравилась, некий новый взгляд на достаточно известную проблему и ее решение.
Одно но...
Цитата: "напомню: в третьей группе товаров стоимость условно-переменных затрат существенно больше, чем условно-постоянных). "
Наверное все-таки в данном случае переменные затраты существенно МЕНЬШЕ, чем постоянные: переменные - стоимость тиражирования одного отчета, постоянные -стоимость его написания.
Абсолютно классическая ситуация: чисто с экономической точки зрения отчет выгодно продавать по любой цене, которая превышает переменные затраты (стоимость тиражирования).

Понравилось, что Вы привнесли сюда размышления об возможности такого подхода в связи с вероятностью "обрушения рынка"

nipani
23.04.2005 17:03 | сообщение #3
 

Гладко было на бумаге. Дмитрий очень хорошая статья. Я о другом. Если другой товар: строительство и ремонт в сх. Мягкая цена, договор. Ничего себе у него заработки... просто гвоздь забить, да я тебе и сам бы ... приплыли к к наглому кидалову, но по договору. Своя оценка с добавлением "Протокол приёмки подписать отказался". Комиссия в составе, подписи. Так бывает когда другой товар.
Ситуация по-деликатнее. Вопрос: в какой регион (область РФ) мой продукт ввозить выгоднее. Согласна, в каком его нет. Импорт, только начали. Потребность на новый продукт по косвенным признакам, как первую часть приняла. Разбиралась с методикой и требовала доказательств сама Хозяйка бизнеса. У-фф! Теперь помножим, поделим - сюда, сюда, сюда нет, а тут можно попробовать. Наш "арифмометр Феликс" показывает - конкуренты вместе взятые покрывают только 10-15%. Визи куда хочешь. Врёте платить не буду. Скорее всего были и ошибки. Я про мягкую цену и продажу результатов анализа. Судьба...

Дмитрий Фролов
23.04.2005 20:04 | сообщение #4
 

Ни один из приемов не может быть универсален. Я, кстати, писал об этом в конце статьи. По поводу строительства. Где-то читал, что кидалово неизбежно, но в лучших фимах об этом предупреждают заранее. Тогда не так обидно. Бороть со строительными накрутками можно. Ограниченно, но можно (используя свои материалы, да и вообще снижая их затраты на сторону, на которые накручиываются накладные). И мягкая цена тут не причем. Про второй пример не понял.

nipani
30.04.2005 18:02 | сообщение #5
 

Дмитрий извините за суету.
Получилось, что мой пример вовсе и не про мягкую цену, а об уровне модности (профессиональной востребованности) результатов анализа. Перефразируя классика: «Не могу я это найти и купить. Очень нужно, а по-русски не знаю, как называется. А на мой родной и вовсе не переводится. Если тебе денег отдам, то сама как куплю? То что мне надо.» Вот новая редакция байки из 91 года.
Сама Хозяйка бизнеса задала вопрос: в какой регион (область РФ) её ВЫГОДНЫЙ ПРОДУКТ НАЧИНАТЬ ВВОЗИТЬ. Первую часть ответа - потребность на новый продукт (по косвенным признакам), - приняла. Сама разбиралась с моей методикой, требовала проверки источников информации и пр. У-фф!
Теперь помножим, поделим – найдём куда можно, куда нет и где конкуренция ниже. Наш расчёт показывает - конкуренты вместе взятые покрывают «потребность» только в некоторых регионах и всего на 10-15%. Значит,- вези куда хочешь! Из 89 не было целевых поставок в 85. К 4-м условно занятым добавил близ лежащие. Рекламы в 6 случайных из оставшихся 72 по данному товару =0! Возникла большая проблема начала 90-х…
Хозяйка наотрез: Вы не ответили на мой вопрос, платить не буду.
Я попытался объяснить, что новый товар надо продвигать, а где… выбирайте по имеющимся связям, транспорту, накладным расходам. Это же ваш бизнес и вы уже работаете 8 месяцев. Надо только приготовить рекламную кампанию. А она - своё – ни каких денег не дам. ГЛАВНОЕ: «Обманули, не указав,- откуда ВЫГОДНЕЕ НАЧИНАТЬ».
А это уже подмена понятий. Сначала: назовите область с самым высоким прогнозом потребления (одну, две, три из 89 по РФ с них и начнём). Увидев, что можно практически в любую - затеяла тяжбу. Задание было заказчицей фактически переформулировано (использованы те же слова, но с другим смыслом): «укажите мне лучшую область по ПРОДВИЖЕНИЮ или возможности МОНОПОЛИИ! Это, и есть так называемые,- лучшие условия. По всей совокупности и не только потребления, но и по экономическим, политическим, организационным и др. условиям . Платёжеспособность, аренда, зарплата продавцов… ГосКомБог нужен, а не эксперт. Судьба...
P.S. Коньюктура помогает поднимать рентабельность. Юноши! Не балуйтесь с неизвестностью. По камешкам надо, но скучно...

Гость
30.04.2005 18:06 | сообщение #6
 

Риски и Возможности. Заголовок предыдущего сообщения был задержан родственниками - младшими Возможностями и страшими Рисками.
А я только на кнопки нажимал...

Трезвый гость от nipani
30.04.2005 18:11 | сообщение #7
 

Старшими Рисками.
Кнопки западают из-за самой младшей Возможности. Отойди, дяде мешаешь... С наилучшими пожеланиями вам и вашим партнёрам.

БУД ЕМ И ГРАТЬ П О Т О М

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.02.2025 - 08:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация