20% российского рынка DIY приходится на 5 зарубежных розничных компаний

По данным INFOLine «Рынок DIY России», на начало 2013 года доля крупнейших международных игроков рынка розничной торговли DIY, представленных на территории РФ, составляет почти 20%.
При этом доля России в общей выручке большинства крупнейших международных сетей остается несущественной. По мнению генерального директора INFOLine Ивана Федякова, мировые лидеры DIY ритейла недореализуют потенциал работы на российском рынке в связи со сложностью адаптации их бизнес-процессов к особенностям российского рынка.
Доля 50 крупнейших сетей в 2012 году превысила 43% розничного рынка DIY России, а доля 250 сетей DIY - 52%, подсчитали в INFOLine. Среди крупнейших международных ритейлеров DIY в России представлены 4 компании: Groupe Adeo SA (Leroy Merlin), Kingfisher plc (Castorama), Tengelmann Warenhandel (OBI) и Kesko Corporation (K-rauta). По результатам 2012 года лидер рынка DIY России - французская "Leroy Merlin" - занимает долю более 10%, а ее ближайший конкурент - сеть "OBI" - 4,6%. В общей сложности более 4,5% российского рынка занимают "Castorama", "К-раута" и "Хоум центр".
DIY В 2011-2012 ГГ. Доли крупнейших 10 розничных и оптово-розничных операторов России на рынке DIY в 2011-2012 гг. |
|||||||
Основное операционное юридическое лицо (группа компаний) |
Бренд |
Основные |
Ассортимент |
Доля сетей, % |
Прирост доли |
||
2012 |
2011 |
2012/2011 |
2011/2010 |
||||
Леруа Мерлен Восток, ООО |
Leroy Merlin |
Г |
Soft |
10,21 |
8,50 |
1,71 |
1,39 |
ОБИ Россия |
OBI |
Г |
Soft |
4,59 |
4,34 |
0,25 |
-0,02 |
Касторама Рус, ООО |
Castorama |
Г |
Soft |
2,80 |
2,32 |
0,48 |
0,26 |
Максидом, ООО |
Максидом |
Г |
Soft |
2,09 |
2,12 |
-0,03 |
0,02 |
СТД Петрович, ООО |
Петрович, Уровень |
СБ |
Hard |
1,90 |
1,63 |
0,27 |
0,37 |
Роса, ООО (ГК "Строительный Двор") |
Строительный Двор, Теплоотдача, Половик |
СБ, С, М |
Hard |
1,62 |
1,57 |
0,06 |
-0,04 |
СтройМастер, ЗАО |
К-раута |
Г |
Soft/Hard |
1,50 |
1,49 |
0,02 |
-0,03 |
Стройформат, ООО |
Метрика |
Г, СБ, С |
Soft/Hard |
1,41 |
1,13 |
0,28 |
0,16 |
Арсенал Трейд, ООО (ГК "Трест СКМ") |
СуперСтрой, СтройАрсенал |
Г, С |
Soft |
1,27 |
1,35 |
-0,07 |
0,07 |
Бауцентр Рус, ООО (ГК "Бауцентр") |
Бауцентр |
Г |
Soft |
1,11 |
0,97 |
0,14 |
0,09 |
В ТОП-50 сетей розничной торговли строительными материалами и товарами для дома по версии ежегодного рейтинга INFOLine «DIY Retail Russia TOP» вошли 6 иностранных игроков. На них приходится почти половина совокупного оборота участников рейтинга. Более того, международные сети растут быстрее отечественных. Если выручка местных сетей, представленных в рейтинге, по итогам 2012 года увеличилась всего на 10%, межрегиональные игроки приросли на 21%, а федеральные на 27%, то зарубежные ритейлеры смогли обеспечить прирост выручки на 32,3%.
Российские подразделения международных сетей, имеющие в среднем более высокий, чем местные ритейлеры, уровень эффективности бизнес-процессов, компетенций в категорийном менеджменте, доступ к международному портфелю собственных торговых марок, демонстрируют на рынке России более высокие темпы роста выручки, чем по сети в целом и чем местные розничные сети. Таким образом, международным ритейлерам удается эффективно использовать текущую ситуацию в России, где рынок DIY существенно менее насыщен (сравнительно высокий уровень обеспеченности магазинами и площадями в некоторых городах компенсируется низкой эффективностью большинства российских ритейлеров и низким уровнем привлекательности их магазинов по сравнению с гипермаркетами международных ритейлеров) и консолидирован. В связи с этим Россия является для международных сетей одной из ключевых стран с точки зрения объемов инвестиций в развитие бизнеса и открытие новых магазинов.
Тем не менее, в течение 2010-2012 гг. международные ритейлеры несколько снизили инвестиционную активность в России: так, в 2010 году прирост торговых площадей 6 международных ритейлеров составил 17%, в 2011 году - 14%, а в 2012 году - всего 8,4%. В условиях, когда российский рынок DIY является одним из наиболее привлекательным в Европе, снижение инвестиционной активности можно объяснить сокращением инвестиционных бюджетов в связи с ухудшением экономических показателей из-за кризисных явлений в Европе, а также недостаточной готовностью ТОП-менеджмента к реализации проектов органического развития в России.
Исключением является "Leroy Merlin" (входит в состав ГК "Adeo Group"), которая с 2002 года инвестировала в российский рынок 630 млн. евро и продолжает активное развитие на территории России. В результате именно быстрый рост выручки российского подразделения позволил ГК "Groupе Adeo" по итогам 2012 финансового года сравняться по величине чистой выручки с лидером Европейского рынка DIY - ГК "Kingfisher plc", а в I квартале 2013 года - стать лидером рынка.
Комментирует генеральный директор INFOLine Иван Федяков: «В текущий момент крупнейшие международные игроки не до конца реализуют потенциал на российском рынке. Рынок DIY РФ, по нашим прогнозам, в ближайшие годы продолжит рост, и для иностранных сетей он один из наиболее привлекательных в Европе. Однако зарубежные ритейлеры сталкиваются с тем, что многие практики, успешно реализуемые на Западе, оказываются неприменимы в условиях российского рынка. Так, если в Европе, например, у OBI 90% логистических расходов берут на себя поставщики, то в России логистика ложится обычно на сети. Кроме того, та же OBI активно использует франчайзинг на Западе - в России же в текущий момент ни один магазин компании не работает по схеме франчайзинга. Также не стоит забывать о серьезных сложностях с персоналом в России, о которых частно говорят международные игроки».
Advertology.Ru
15.07.2013
Комментарии
Написать комментарий