20% российского рынка DIY приходится на 5 зарубежных розничных компаний Дата публикации: 15.07.2013 Раздел: Анализ рынков По данным INFOLine «Рынок DIY России», на начало 2013 года доля крупнейших международных игроков рынка розничной торговли DIY, представленных на территории РФ, составляет почти 20%.
При этом доля России в общей выручке большинства крупнейших международных сетей остается несущественной. По мнению генерального директора INFOLine Ивана Федякова, мировые лидеры DIY ритейла недореализуют потенциал работы на российском рынке в связи со сложностью адаптации их бизнес-процессов к особенностям российского рынка.
Доля 50 крупнейших сетей в 2012 году превысила 43% розничного рынка DIY России, а доля 250 сетей DIY - 52%, подсчитали в INFOLine. Среди крупнейших международных ритейлеров DIY в России представлены 4 компании: Groupe Adeo SA (Leroy Merlin), Kingfisher plc (Castorama), Tengelmann Warenhandel (OBI) и Kesko Corporation (K-rauta). По результатам 2012 года лидер рынка DIY России - французская "Leroy Merlin" - занимает долю более 10%, а ее ближайший конкурент - сеть "OBI" - 4,6%. В общей сложности более 4,5% российского рынка занимают "Castorama", "К-раута" и "Хоум центр".
DIY В 2011-2012 ГГ. Доли крупнейших 10 розничных и оптово-розничных операторов России на рынке DIY в 2011-2012 гг.
|
Основное операционное юридическое лицо (группа компаний)
|
Бренд
|
Основные форматы
|
Ассортимент
|
Доля сетей, %
|
Прирост доли
|
2012
|
2011
|
2012/2011
|
2011/2010
|
Леруа Мерлен Восток, ООО
|
Leroy Merlin
|
Г
|
Soft
|
10,21
|
8,50
|
1,71
|
1,39
|
ОБИ Россия
|
OBI
|
Г
|
Soft
|
4,59
|
4,34
|
0,25
|
-0,02
|
Касторама Рус, ООО
|
Castorama
|
Г
|
Soft
|
2,80
|
2,32
|
0,48
|
0,26
|
Максидом, ООО
|
Максидом
|
Г
|
Soft
|
2,09
|
2,12
|
-0,03
|
0,02
|
СТД Петрович, ООО
|
Петрович, Уровень
|
СБ
|
Hard
|
1,90
|
1,63
|
0,27
|
0,37
|
Роса, ООО (ГК "Строительный Двор")
|
Строительный Двор, Теплоотдача, Половик
|
СБ, С, М
|
Hard
|
1,62
|
1,57
|
0,06
|
-0,04
|
СтройМастер, ЗАО
|
К-раута
|
Г
|
Soft/Hard
|
1,50
|
1,49
|
0,02
|
-0,03
|
Стройформат, ООО
|
Метрика
|
Г, СБ, С
|
Soft/Hard
|
1,41
|
1,13
|
0,28
|
0,16
|
Арсенал Трейд, ООО (ГК "Трест СКМ")
|
СуперСтрой, СтройАрсенал
|
Г, С
|
Soft
|
1,27
|
1,35
|
-0,07
|
0,07
|
Бауцентр Рус, ООО (ГК "Бауцентр")
|
Бауцентр
|
Г
|
Soft
|
1,11
|
0,97
|
0,14
|
0,09
|
В ТОП-50 сетей розничной торговли строительными материалами и товарами для дома по версии ежегодного рейтинга INFOLine «DIY Retail Russia TOP» вошли 6 иностранных игроков. На них приходится почти половина совокупного оборота участников рейтинга. Более того, международные сети растут быстрее отечественных. Если выручка местных сетей, представленных в рейтинге, по итогам 2012 года увеличилась всего на 10%, межрегиональные игроки приросли на 21%, а федеральные на 27%, то зарубежные ритейлеры смогли обеспечить прирост выручки на 32,3%.
Российские подразделения международных сетей, имеющие в среднем более высокий, чем местные ритейлеры, уровень эффективности бизнес-процессов, компетенций в категорийном менеджменте, доступ к международному портфелю собственных торговых марок, демонстрируют на рынке России более высокие темпы роста выручки, чем по сети в целом и чем местные розничные сети. Таким образом, международным ритейлерам удается эффективно использовать текущую ситуацию в России, где рынок DIY существенно менее насыщен (сравнительно высокий уровень обеспеченности магазинами и площадями в некоторых городах компенсируется низкой эффективностью большинства российских ритейлеров и низким уровнем привлекательности их магазинов по сравнению с гипермаркетами международных ритейлеров) и консолидирован. В связи с этим Россия является для международных сетей одной из ключевых стран с точки зрения объемов инвестиций в развитие бизнеса и открытие новых магазинов.
Тем не менее, в течение 2010-2012 гг. международные ритейлеры несколько снизили инвестиционную активность в России: так, в 2010 году прирост торговых площадей 6 международных ритейлеров составил 17%, в 2011 году - 14%, а в 2012 году - всего 8,4%. В условиях, когда российский рынок DIY является одним из наиболее привлекательным в Европе, снижение инвестиционной активности можно объяснить сокращением инвестиционных бюджетов в связи с ухудшением экономических показателей из-за кризисных явлений в Европе, а также недостаточной готовностью ТОП-менеджмента к реализации проектов органического развития в России.
Исключением является "Leroy Merlin" (входит в состав ГК "Adeo Group"), которая с 2002 года инвестировала в российский рынок 630 млн. евро и продолжает активное развитие на территории России. В результате именно быстрый рост выручки российского подразделения позволил ГК "Groupе Adeo" по итогам 2012 финансового года сравняться по величине чистой выручки с лидером Европейского рынка DIY - ГК "Kingfisher plc", а в I квартале 2013 года - стать лидером рынка.

Комментирует генеральный директор INFOLine Иван Федяков: «В текущий момент крупнейшие международные игроки не до конца реализуют потенциал на российском рынке. Рынок DIY РФ, по нашим прогнозам, в ближайшие годы продолжит рост, и для иностранных сетей он один из наиболее привлекательных в Европе. Однако зарубежные ритейлеры сталкиваются с тем, что многие практики, успешно реализуемые на Западе, оказываются неприменимы в условиях российского рынка. Так, если в Европе, например, у OBI 90% логистических расходов берут на себя поставщики, то в России логистика ложится обычно на сети. Кроме того, та же OBI активно использует франчайзинг на Западе - в России же в текущий момент ни один магазин компании не работает по схеме франчайзинга. Также не стоит забывать о серьезных сложностях с персоналом в России, о которых частно говорят международные игроки». INFOLine Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article116426.htm |