Анализ рынков

Электронные ридеры активно входят в жизнь россиян

Электронные ридеры активно входят в жизнь россиян

Российский (впрочем, как и мировой) рынок электронных букридеров (e-readers) растет стремительными темпами. 

Дабы не быть голословными, приведем следующие цифры: по данным аналитической группы SmartMarketing, в первой половине 2011 г. в России была продана 421 тыс. ридеров, в то время как за весь 2010 г. - около 500 тыс. электронных читалок, т. е. за полгода ридеров продали чуть меньше, чем за весь прошлый год. При этом эксперты прогнозируют, что в 2011 г. своих хозяев найдут всего до 1 млн подобных устройств. В чем причина роста популярности таких устройств? Причин, как водится, масса: от возрождающейся моды на чтение и удобства «читалок» до моды на ридеры как таковые, ведь они уже успели получить статус «статусных» (извините за тавтологию) гаджетов. Первые «читалки», появившиеся в России около 4-хлет назад, были весьма неказистыми, а сегодня эстетам предлагаются модели, которые не стыдно положить рядом с каким-нибудь MacBook Air.

Количество брендов, которые предлагают подобные устройства, также растет как на дрожжах. Если в начале 2010 г. на российском рынке официально присутствовало около 10 торговых марок ридеров, то теперь их более 40 (товарное предложение на нашем рынке представлено в таблице). Что, в принципе, логично: если есть спрос, то удовлетворить его (а значит, и заработать) пытаются все, кому не лень. «Рецепт» вывода на рынок типичной дешевой читалки достаточно прост: берется китайская модель «А», наспех локализуется, на нее наносится шильдик российского бренда «Б» - и вот она уже на прилавках магазинов. Есть, впрочем, и исключения.

При этом следует заметить, что никакого криминала в продаже исконно азиатских ридеров под российскими брендами нет - главное, чтобы они были качественно изготовлены, аккуратно локализованы и обеспечивались надежными сервисом и поддержкой. По крайней мере в их моделях «читалок» нет грамматических ошибок в меню и прочих неприятных моментов, которые свойственны низкокачественной азиатской технике.

Таблица. Товарное предложение букридеров на российском рынке 

БрендМодельТип устройстваЭкран, дюймов;техн.Разрешение, пиксСенс. экранОп-ная сист.ПроцессорБеспр. связьВстроенная память, ГбТекст / Фото / Аудио / ВидеоЦена, руб.
Digma Digma Q1000 Классич. E-Ink-ридер 9,7, E-Ink 1200×825 Нет н. д. Wi-Fi 2 Да / Да / Да / Нет 12 500
Digma Digma T700 TFT-ридер 7, TFT 800×480 Да RockChip, 400 МГц - 4 Да / Да / Да / Да 2 850
Explay Explay TXT.Book.B65 Классич. E-Ink-ридер 6, E-Ink 800×600 Нет RockChip, 400 МГц // 2 Да / Да / Да / Нет 5 120
Explay Explay B-701 TFT-ридер 7, TFT 800×480 Нет RockChip, 400 МГц // 4 Да / Да / Да / Да 3 250
LBook LBook V5 Классич. E-Ink-ридер 5, E-Ink 800×600 Нет Samsung, 400 МГц // 2 Да / Да / Да / Нет 5 100
LBook LBook V60 Классич. E-Ink-ридер 6, E-Ink 800×600 Нет Samsung, 400 МГц Wi-Fi 2 Да / Да / Да / Нет 6 900
Lexand Lexand LE-116 Классич. E-Ink-ридер 6, E-Ink 800×600 Да JZ4755, 400 МГц // 4 Да / Да / Да / Нет 5 190
Lexand Lexand LT-114 TFT-ридер 4,3, TFT 800×480 Да F15, 400 МГц // 2 Да / Да / Да / Да 2 285
Onyx Onyx Boox A60 Pearl Классич. E-Ink-ридер 6, E-Ink 800×600 Да 532 МГц Wi-Fi 0,5 Да / Да / Да / Нет 7 300
Onyx Onyx Book A61S Juliet Классич. E-Ink-ридер 6, E-Ink 800×600 Нет 800 МГц // 2 Да/ Да/ Да / Нет 6 900
PocketBook PocketBook Pro 912 Education Классич. E-Ink-ридер 9,7, E-Ink 1200×825 Да Samsung, 533 МГц Wi-Fi, Bluetooth 2 Да / Да / Да / Нет 14 000
PocketBook PocketBook A 10'' Мультимед. ридер 10, TFT 1024×768 Да Android 2.3.5 Texas Instruments, 1 ГГц Wi-Fi, Bluetooth 4 Да / Да / Да / Да 11 700
Prestigio Prestigio Libretto PER5062B Ридер с экраном SiPix 6, SiPix 800×600 Да Samsung, 400 МГц Wi-Fi 2 Да / Да / Да / Нет 5 890
Prestigio Prestigio Libretto PER3052B TFT-ридер 5, TFT 800×480 Нет Boxchip F10, 400 МГц // 2 Да / Да / Да / Да 3 000
Ritmix Ritmix RBK-900 Классич. E-Ink-ридер 6, E-Ink 800×600 Да Freescale, 600 МГц // 2 Да / Да / Да / Нет 5 490
Ritmix Ritmix RBK-470 TFT-ридер 8, TFT 800×600 Да F15, 400 МГц // 4 или 8 Да / Да / Да / Да 3 990
Texet Texet TB-116 Классич. E-Ink-ридер 6, E-Ink 800×600 Нет н. д. // 2 Да / Да / Да / Нет 5 390
Texet Texet TB-715A TFT-ридер 7, TFT 800×600 Да Android 2.1 Rockchip, 600 МГц Wi-Fi 4 Да / Да / Да / Да 4 900
Wexler Wexler.Book T7002 TFT-ридер 7, TFT 800×480 Нет н. д. // 4 Да / Да / Да / Да 3 000
Wexler Wexler.Book E6001 Классич. E-Ink-ридер 6, E-Ink 800×600 Нет н. д. // 2 Да / Да / Да / Нет 4 600

Основные технологии

Устройства для чтения электронных книг можно разделить на три основных типа. Первые оснащаются экранами E-Ink (электронные чернила), вторые - цветными TFT-дисплеями (жидкие кристаллы), которые по своим свойствам не отличаются от экранов планшетных компьютеров, навигаторов, смартфонов и нетбуков.

Доли этих сегментов в общем объеме рынка, по данным SmartMarketing, таковы: на E-Ink приходится 68,4%, а на TFT -31,6%.

Совсем незначительную часть рынка (около 1%) заняли так называемые комбинированные устройства. Эти модели оснащены сразу двумя экранами: наряду с основным 6-дюйм экраном E-Ink в нижней части корпуса расположен небольшой Android-планшет с 3,5-дюйм TFT-экраном. Нижний цветной экран предназначен для работы с мультимедийныйми файлами, для выхода в Интернет, установки дополнительного ПО и управления основными функциями устройства.

В качестве операционной системы в читалках E-Ink используется либо Linux (лишенный, впрочем, возможности установки дополнительных приложений), либо фирменные «закрытые» платформы. Аналогичные платформы используется в большинстве бюджетных TFT-читалок - так называемых псевдо-ридеров. Если в первом сегменте (E-Ink) с большим отрывом от ближайшего преследователя лидирует все тот же бренд PocketBook - см. табл.3 выше, то в подсегменте псевдо-ридеров очевидных лидеров нет. Ридеры третьего типа (мультимедийные планшетные ридеры) также несут на борту цветные TFT-экраны, но работают при этом на базе программной платформы Android, которую можно дополнять написанными для нее программами и играми. Безусловным лидером этого подсегмента является та же торговая марка PocketBook - на ее единственную мультимедийную планшетную модель приходится более 85% всех продаж.

«Читалки» с E-Ink являются своего рода классикой на этом рынке; причина же появления «псевдо-ридеров» с TFT-экраном банальна: она заключается в попытке разработчиков удешевить устройства для чтения электронных книг, ведь TFT-дисплей примерно в три раза дешевле экрана E-Ink с диагональю такого же размера. Кроме того, TFT-дисплей позволяет оснастить ридер мультимедийным проигрывателем с поддержкой видео и цифровым фотоальбомом... Заманчиво, не так ли? Больше функций за меньшие деньги! Но не стоит забывать, что ридер - это, прежде всего, устройство для чтения, и вот как раз здесь и кроется один из главных недостатков TFT-дисплеев. Дело в том, что они оснащены встроенной системой подсветки, которая мерцает с определенной периодичностью. И этот факт может отрицательным образом сказаться на зрении читателя: конечно, в природе есть люди с «железобетонными» глазами, которым все нипочем, но глаза среднего пользователя устанут от чтения с TFT-экрана за два-три часа. В случае с технологией E-Ink такие проблемы исключены: визуально такие дисплеи практически не отличаются от газетной бумаги, а подсветка в них отсутствует. Впрочем, и картинку они могут отображать пока лишь черно-белую (цветные экраны E-Ink и ридеры с ними на борту должны появиться в первой половине следующего года). Зато у электронных чернил нет никаких проблем со временем автономной работы: такие дисплеи практически не потребляют заряда батареи в момент отображения статичного текста или картинки - энергия тратится только в момент смены изображения. В итоге букридеры с E-Ink позволяют без обращений к розетке перевернуть до 8-10 тыс. страниц, а это примерно месяц регулярного чтения. У TFT-ридеров с этим все гораздо сложнее: заряжать их приходится минимум раз в 8 ч (при непрерывном чтении), а уже если смотреть на них видео, то такое устройство едва ли продержится больше 4 ч. Наконец, TFT-дисплеи «слепнут» на солнце, а вот текст с экранов E-Ink вполне можно читать, даже сидя на скамейке в парке в погожий летний день. В целом же, как видите, плюсы и минусы есть у обеих технологий, но именно для чтения лучше подходит E-Ink.

Позиции брендов на рынке

Что касается расстановки сил на российском рынке ридеров, то его лидером три года подряд является международная компания PocketBook - ее доля стабильно составляет около 40%. Успехи остальных брендов не столь заметны, хотя интересные устройства встречаются в портфолио доброго десятка торговых марок. (Кроме разве что самых мелких, которые предлагают заурядные «копеечные» модели с соответствующим уровнем качества.)

Точных данных об успехах крупнейших мировых брендов ридеров в России пока нет: Amazon Kindle и модели Barnes & Noble продаются у нас по «серым» каналам, а «читалки» Sony начали официально поставляться на российский рынок только осенью текущего года. При этом нельзя не отметить, что у продукции указанных компаний есть довольно много преданных поклонников.

Что умеют «читалки»?

Очевидно, что основная функция устройств для чтения электронных книг - собственно отображение этих самых электронных книг. Впрочем, подавляющее большинство читалок с экранами E-Ink умеют как минимум отображать картинки (естественно, в черно-белом виде) и проигрывать музыку. В некоторых из них есть браузеры и адаптеры Wi-Fi - эти компоненты необходимы для выхода в Интернет (подробно все возможности букридеров сведены в таблицу). Псевдо-ридеры с дисплеями TFT, помимо отображения книг, могут отображать видео, фотографии и проигрывать музыку. В некоторых моделях - вроде Lexand LT-117 - встречаются еще и FM-радиоприемники.

Что касается мультимедийных планшетных ридеров на базе Android (к ним мы еще вернемся ниже), то их функционал практически ничем не ограничен: ведь они позволяют устанавливать приложения на любой вкус. По сути, это планшетные компьютеры с возможностью установки приложений и возможностью подключаться к Интернету, но разработчики позиционируют их именно как продвинутые читалки. В принципе, они имеют на это полное право: по мнению Google, для планшетов предназначена платформа Android 3.x, а вот Android 2.x (именно она обычно и стоит в таких ридерах) рассчитана на все остальные устройства. Среди таких мультимедийных ридеров можно упомянуть Barnes & Noble Nook Color, Amazon Kindle Fire, teXet TB-715A, PocketBook A 10''. В России официально будут продаваться только две последние модели; продукт teXet является решением начального уровня, а вот PocketBook A 10'' скорее относится к премиум-продуктам (здесь и гигагерцевый процессор, и веб-камера, и 10-дюйм экран). В целом такие устройства имеют полное право на жизнь - и они пользуются спросом.

Форматы от и до

Наиболее распространенной диагональю в «мире» ридеров являются классические 6 дюймов. По мнению разработчиков, именно в этой точке находится баланс между компактностью и удобством чтения. Впрочем, есть на рынке и читалки в других форм-факторах. Скажем, диагональ дисплея TFT-читалки Lexand LT-114 составляет 4,3 дюйма, и это вполне позволяет уместить ее в карман джинсов, ведь по габаритам данное устройство практически не отличается от многих современных смартфонов. По другую сторону от «классических» 6 дюймов стоят ридеры так называемого газетного формата. Речь о моделях с 9,7-дюймовыми дисплеями (вроде PocketBook Pro 902, 903 и 912 Education, Digma Q1000 и ONYX BOOX M91S ODYSSEUS), которые предназначены для домашнего или офисного использования, а также нужд образования. Действительно, носить с собой такого «монстра» весом в полкило не очень комфортно, зато крупноформатные модели как нельзя лучше подходят для просмотра технической литературы с таблицами, схемами и графиками, а также сканов периодических изданий. В общем же найти сценарий использования можно для читалок всех форм-факторов, причем некоторые из них нам «диктуют» сами бренды.

Ситуация с контентом

Еще один интересный момент, касающийся экосистемы ридеров, - магазины электронных книг. На Западе именно они являются центральной частью упомянутой экосистемы, а сами «читалки» выступают лишь инструментом для доступа к ней. В России все иначе: пользователь, как правило, покупает ридер и заполняет его контентом самостоятельно с помощью компьютера. Контент этот в большинстве случаев нелегальный, и это не есть хорошо, но... Имеются и поводы для радости: на российском рынке действует ряд магазинов электронной литературы, популярность которых в народе постепенно растет. К примеру, BookLand.net, «Аймобилко», «ЛитРес», WEXLER.STORE - все они располагают весьма внушительными коллекциями книг, которые избавлены от грамматических ошибок, пропусков кусков текста и прочих «радостей», которые нередко встречаются в пиратских версиях книг, бесплатно доступных в Интернете. Что касается читалок, то многие из них - к примеру, Mr. Book Clever, - оборудованы модулями Wi-Fi, которые позволяют покупать книги в Интернете прямо с ридера.

Еще немного о недалеком будущем

Как будет выглядеть типичная электронная читалка спустя полгода? Есть все основания полагать, что характеристики и функционал бюджетных моделей не претерпят ощутимых изменений, а вот их цена может снизиться на 15-20%. Гораздо интереснее ситуация с топовыми устройствами для чтения: они получат цветные дисплеи E-Ink, которые позволят просматривать видео и фото в цвете. И вот тогда нынешняя серьезная разница между планшетными компьютерами и классическими ридерами станет куда менее ощутимой. 

Марина Рожкова, эксперт рынка мобильных гаджетов, itbestsellers.ru
Advertology.Ru

13.02.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.01.2025 - 22:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация