Анализ рынков

Об опыте поддержки СМИ западными государствами

Об опыте поддержки СМИ западными государствами

Ассоциация распространителей печатной продукции провела анализ рынка СМИ западных стран. Цель исследования: оценка существующих в Европе и США программ государственной поддержки средств массовой информации.

Необходимость господдержки периодики была одобрена Советом Европы еще в 70-х годах XX века. В наши дни Комиссия Евросоюза настаивает на сохранении плюрализма без вмешательства во внутренние дела редакций.

Последствиями мирового финансового кризиса для европейского медиарынка стало закрытие многих изданий, падение продаж розничных тиражей, сокращение подписки. Понимая важность отрасли печатных СМИ для развития своих стран, их правительства в той или иной степени принимают меры по поддержке бумажных изданий, ежегодно направляя большие средства в сектор периодики. Среди прочего, используются прямые финансовые инвестиции, организуются гранты и целевые программы для небольших или находящихся на грани банкротства газет. Из косвенных мер распространено введение по отдельности или в комплексе некоторых видов льгот: налоговых, таможенных, почтово-телеграфных и др.

Так, например, в Испании в отрасли печатных СМИ применяется сниженная ставка налогообложения - 4% (также как и для товаров первой необходимости). Указанные меры дают возможность периодическим изданиям сохранять количество подписчиков, регулировать цены на издаваемую продукцию (сдерживать их рост и в некоторых случаях даже немного снижать), покрывая расходы на доставку и убытки от реализации за счет дотаций государства.

Во Франции в 2009 году было принято постановление, обеспечивающее доступ к бесплатной подписке для молодежи на любое периодическое издание. Среди других протекционистских мер - освобождение от профессионального налога и пониженные ставки налогообложения на доход от продаж прессы (составляют 2,1% против полной ставки в 19,6%). В этой стране объем господдержки в денежном выражении является одним из самых больших в Европе -61,5 евро на душу населения в год. Важным шагом для сохранения существующей системы продаж прессы стало разрешение для киосков выполнять функции по выдаче заказов онлайн-магазинов, а также продавать табачную продукцию и сувениры. Правительство страны и лично Президент Франции Николя Саркози активно поддерживают сегмент распространения печатных СМИ путем проведения рекламных компаний через Правительственную службу информации.

В Швеции существует несколько механизмов получения дотаций для СМИ от государства. Так, государство субсидирует расходы на доставку прессы организациям-распространителям, которые создаются путем кооперации нескольких издательств, выпускающих ежедневные газеты. Размер таких субсидий невелик: 1 евро на 100 экз. при распространении до 7 млн. единиц продукции, и 0,5 евро на 100 экз., если объем доставки колеблется от 7 до 21 млн. единиц. Характерная черта рынка Швеции - прямое инвестирование в не самые популярные региональные газеты, тиражи и рекламный объем в которых значительно ниже, чем у ведущих изданий. При выполнении ряда условий газета может получить субсидирование, достигающее в некоторых случаях 20% от стоимости ее производства. Также Швеция использует дотации и льготные кредиты для новых изданий, снижение почтовых тарифов, освобождение всех газет от НДС, а государственных и находящихся в тяжелом финансовом состоянии - еще и от налога на доходы от рекламы.

Газеты Норвегии, испытывающие финансовые трудности, имеют право на получение прямых субсидий от государства на производство и распространение. Их объем в среднем составляет 2% от общих доходов изданий. Также существуют освобождение от уплаты некоторых налогов (НДС, налога на доход от розничных продаж), субсидии на газетную бумагу (введены в 1969 г.), целевые займы на особых условиях, предоставление льготных почтовых тарифов, целевая реклама.

Финляндия ввела программы помощи и государственным, и коммерческим изданиям. При этом делается преимущественный акцент на поддержание активности региональных партийных газет. Помощь представляет собой систему прямых дотаций, сумма которых зависит от количества депутатов от партии в Парламенте. Господдержка подписки на все газеты направляется в форме субсидий, и возмещает расходы на транспортировку и распространение. При плохой экономической ситуации в газете она перестает нести обязанность по уплате налога с оборота и может получить заем на выгодных условиях. В сумме дотации являются самыми большими на душу населения в Европе и составляют 130,6 евро в год. Кстати, через подписку в Финляндии распространяется около 86% всех тиражей. 

В Германии для издательств установлена льготная ставка НДС в 7% (против полной, равной 19%). Существует программа бесплатной подписки на 30 журналов для учащихся школ. Объем дотаций на душу населения в 2010 году составил 94,4 евро.

Особенностью стратегии издателей в США стали законодательные инициативы и лоббирование своих интересов перед государством. Они смогли обеспечить широкое распространение института подписки: 85-87% от общих тиражей. В 2010 г. объем госпомощи для СМИ в этой стране составил 5,2 евро на душу населения.

В Англии ставка НДС для печатных СМИ составляет 0%, снижены почтовые сборы для доставки подписных изданий. Субсидии английского государства в печатную прессу на душу населения одни из самых высоких в мире и равняются 80,4 евро в год.

В Дании для господдержки отрасли применяются косвенные меры: отмена НДС, снижение тарифов на почтовые услуги и льготные ссуды. Прямые субсидии могут выборочно выделяться на модернизацию производства, а также для газет, находящихся в критической финансовой ситуации или, наоборот, на новые проекты.

В Голландии студенты получают возможность бесплатной подписки на один деловой журнал в течение пяти лет.

В Австрии для всех ежедневных изданий установлены льготные тарифы на почтовые услуги, чтобы снизить конечные цены продукции для подписчика. Эти же периодические издания имеют право на прямые дотации, равные для всех.

Италия обеспечивает рынок СМИ определенными дотациями с целью распространения некоторых социально-значимых изданий. Объем госпомощи в 2010 г. составил 37,4 евро на душу населения.

Что касается России, то здесь рынок печатной продукции поддерживается слабо. За последнее десятилетие были упразднены некоторые законы, защищавшие отрасль. Например, в 2002 г. был аннулирован ФЗ №191 от 01.12.1995 об отмене НДС для «издательской и полиграфической деятельности по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукцией», а также услуг «по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой». Торговые точки розничной реализации прессы в России подвергаются сносу, принуждаются к перемещению. Государство отказывается идти навстречу издательским домам в области законодательных инициатив, направленных на защиту рынка печатной продукции. В свою очередь, распространители прессы нередко страдают от изменений территориальными органами власти градостроительных концепций, правил розничной торговли, размещения торговых павильонов и ассортиментной политики. В среднем, дотации Российского государства на поддержку института подписки составляют 0,5 евро в год на одного человека.

19.12.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

30.12.2024 - 21:59
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация