Анализ рынков

На чем экономить будем?

На чем экономить будем?

В ноябре 2011-го года исследовательский Холдинг Ромир в ходе проведения очередного всероссийского опроса* поинтересовался у респондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние 6 месяцев и какие планируются на следующие 6 месяцев.

По итогам исследования, россияне высказали намерение сократить расходы на крупные покупки.  В частности, доля семей, планирующих совершить крупные расходы, на 15-45% меньше доли семей, совершавших такие расходы в прошедшие полгода. А доля семей, не планирующих крупные расходы, превысила долю  не совершавших крупных расходов за последние полгода почти на 40%  (29 и 22%, соответственно). По мнению экспертов, в первую очередь россияне решили сэкономить на ремонте, развлечениях и покупке одежды.

Диаграмма 1. Какие крупные расходы были совершены Вашей семьей в прошедшие 6 месяцев и какие возможно будут совершены в ближайшие 6 месяцев?
 Какие крупные расходы были совершены Вашей семьей в прошедшие 6 месяцев и какие возможно будут совершены в ближайшие 6 месяцев?
Источник: Ромир Gallup International, ноябрь 2011

Полученные данные не стоит оценивать как прямой прогноз на тотальное снижение объемов продаж потребительских товаров и услуг. Информация о намерениях всегда более субъективна, чем  о свершившемся факте покупки. Результаты опроса скорее можно  воспринимать как оценку текущих настроений россиян, их восприятия экономических перспектив.

Кроме того, снижение ожидаемых расходов на тех рынках, которые действительно относятся к рынкам товаров и услуг тщательного предварительного выбора (а это рынки автомобилей, мебели и платных образовательных услуг) -  незначительное.

В частности, на образовательном рынке оно может быть объяснено сезонным фактором: 60-65% ежегодных платежей за образовательные услуги приходится именно на лето-осень, а на зиму-весну - только 35-40%. Так что снижение доли семей, имевших крупные расходы за последние 6 месяцев с 12% до 10% предполагающих, что такие расходы предстоят в следующие 6 месяцев - это еще нельзя назвать падением.

Снижение доли семей, имевших (и планирующих) крупные расходы, связанные с туризмом и отдыхом с 19% до 13% также полностью объясняется сезонным фактором. На лето и осень приходится 65-70% от общего годового объема туристических поездок и расходов. И эти расходы уже были сделаны на момент проведения исследования.

Отдельная тема - медицина. Крупные расходы, связанные с оплатой медицинских услуг летом и осенью 2011 года имела каждая четвертая семья (25%). Этот показатель никак не связан с семейным положением, социальным статусом и даже доходом респондента. Единственный влияющий фактор - возраст. В семьях респондентов моложе 35 лет с такими расходами столкнулась каждое шестое домохозяйство, в семьях тех, кто старше 60 лет - каждое третье. По понятным причинам крупные расходы на медицину, кроме случаев, когда речь идет о хронических тяжелых проблемах со здоровьем, не относятся к числу планируемых заранее. Поэтому снижение доли тех семей, которые полагают, что и в следующие 6 месяцев у них будут крупные расходы, связанные с оплатой медицинских услуг до 15% свидетельствуют скорее о довольно оптимистичных настроениях. Понятно, что никто от проблем со здоровьем никто не застрахован, но все же надеяться на лучшее - это в природе человека.

Похожая ситуация и с ремонтом автомобилей, включая покупку комплектующих, «прокачку» и др. расходы. За прошедшие полгода с такими расходами столкнулось 11% всех семей или каждая четвертая семья, имеющая автомобиль. В ближайшие полгода подобные расходы предвидят только 6% участников опроса - менее 15% автовладельцев. Понятно, что ремонт автомобиля (о «прокачке» мы здесь не говорим) не может относиться к числу заранее планируемых расходов. Событие, которое к нему приводит - это непредвиденная случайность, причем - весьма неприятная. Так что снижение доли планирующих ремонт автомобиля в два раза - это тоже аргумент в пользу оптимизма.

Мобильный телефон уже давно стал импульсивной, незапланированной покупкой, связанной с тем, что старый физически вышел из строя или устарел морально. Речь идет, конечно, о массовом сегменте рынка телефонов по цене в 2-5 тысяч рублей, на долю которого приходится 80% продаж в натуральном выражении. Так что снижения до 4% доли планирующих, против 11% совершивших такую покупку в  предыдущие полгода, в реальности опасаться не стоит. 

А вот снижение доли тех, кто планирует расходы, связанные с ремонтом, заменой сантехники, окон, дверей, установкой кондиционеров и т.п. работами с 19% до 11% лишь отчасти можно объяснить влиянием фактора сезонности. Похоже, что на этой статье россияне действительно решили пока сэкономить. Интересно, что самый низкий показатель планирующих расходы, связанные с ремонтом, в самых крупных городах-миллионниках - всего 6%.

И, конечно, никакими сезонными факторами нельзя объяснить снижение почти в два раза - с 14% до 8% доли тех, кто предвидит крупные расходы, связанные с развлечениями, хобби, занятием спортом. В преддверии Нового года и Рождества, 14 и 23 февраля, 8 марта; увеличением времени, проводимого в крытых помещениях, можно было бы ожидать, что такие расходы как раз возрастут. Очевидно, что статья семейного бюджета под названием «развлечения» действительно может попасть под урезание одной из первых и быстрее всего.

Снижение доли тех, кто планирует крупные расходы, связанные с покупкой одежды и обуви с 44 до 35% можно частично объяснить тем, что покупки зимней одежды и обуви уже были совершены осенью. Кроме того,  одежда и обувь лишь отчасти относится к товарам предварительного выбора, а отчасти является импульсивной покупкой. Но, в контексте крупных расходов мы говорим все же о запланированных заранее приобретениях. Кстати, снижение доли планирующих покупать дорогую одежду касается только мало и средне обеспеченных групп потребителей. Среди хорошо обеспеченных респондентов как совершали расходы по этой статье в предыдущие 6 месяцев 46% опрошенных, так и собираются совершать покупки в следующие 6 месяцев 48%.

Игорь Березин, ведущий консультант Холдинга Ромир: "Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что этап восстановительного роста, имевший место на рынках товаров длительного пользования и «необязательных» услуг (ремонт, туризм, развлечения) с весны 2010 по осень 2011 года, скорее всего, подходит к концу. Если настроения потребителей резко не переменятся на позитивные, то эти рынки ожидает замедление темпов роста до нескольких процентов в годовом выражении. А в худшем варианте - до нуля и ниже (сокращение)".

*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек, проживающих во всех федеральных округах в городах различного размера и в сельской местности,  в возрасте от 18 до 60 лет и старше.

Отдел по связям с общественностью Ромир
Advertology.Ru

15.12.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.11.2024 - 11:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация