Анализ рынков

Тенденции развития молочного рынка Таможенного союза

Тенденции развития молочного рынка Таможенного союза

Какова динамика развития розничных рынков молока и молочных продуктов стран Таможенного союза и Украины как рынка со схожими потребительскими предпочтениями? Что можно сказать, сравнивая структуру потребления молочных продуктов в данных странах и расходы на продукты питания в России и в мире?

Расходы российского потребителя на продукты питания относительно высоки - они составляют более 1 500 долларов в год, однако если мы сравним эту цифру с расходами жителей США и Европы, то увидим, что она существенно ниже. Вместе с тем, расходы на молочные продукты питания в России выше, чем в Казахстане, Белорусси и Украине (см. график 1).

Расходы потребителей на продукты питания

Интересно посмотреть, как распределяются расходы на продукты питания в сравнении с расходами на товары непродуктового сектора. Если в России они составляют 29%, то в Украине, Белорусси и Казахстане этот показатель заметно больше: 39%, 39% и 34% соответственно.

Без сомнения, объем российского молочного рынка существенно выше, чем в трех остальных странах: 21,2 млрд долларов в России, 2,9 млрд долларов на Украине, 1,14 млрд долларов в Казахстане и 1,09 млрд долларов в Беларуси. Однако если рынки наших ближайших соседей, по мнению экспертов, будут расти, то спрос на молочные продукты в России стабилизируется и рост рынка замедлится. По прогнозамEuromonitor International, с учетом инфляции рост российского молочного рынка составит в 2011 году 13%.

Если посмотреть на структуру розничных рынков упакованных молочных продуктов, то мы увидим, что в четырех странах - России, Казахстане, Беларуси и Украины - она существенно различается. Отмечу, что в исследованиях Euromonitor International упакованые молочные продукты разделены на 4 подгруппы: питьевые молочные продукты, кисломолочные продукты (кисломолочные напитки и различные типы йогуртов), сыры и сырные продукты, и другие продукты, включающие в себя сливки, творог, глазированные сырки и т.д.

Если на Украине и в России в стоимостном эквиваленте превалируют сыры, то на рынках Белорусси и Казахстана сыры занимают небольшую долю молочного рынка (см. график 2). Однако большая доля расходов на сыр в России и на Украине объясняется не столько значительным уровнем потребления данного продукта, сколько достаточно высокими ценами.

Структура розничных рынков упакованных молочных продуктов

В Казахстане наибольшая доля розничных продаж в стоимостном выражении приходится на питьевые молочные продукты. В большей степени это объясняется большой долей в потреблении молока длительного хранения, цена на которое выше.

Различается в регионе и потребление отдельных продуктов на душу населения в килограммах (график 3). Российский рынок отличается достаточно высоким потреблением на душу населения. Однако потребления молока и молочных продуктов в Беларуси более значительно.

 Структура потребления молочных продуктов

Причиной этого является сравнительно низкая цена на продукты категории.

Несмотря на то что население Украины и России имеет достаточно схожие предпочтения в выборе молочных продуктов, на Украине уровень их потребления на душу населения значительно меньше, чем на российском рынке.

Показатели российского рынка выигрывают при сравнении с показателями рынков других двух стран Таможенного союза и Украины, однако если сравнить Россию с США и странами Европы, можно говорить о том, что потребление на душу населения в России значительно им уступает. Причем, не только по объемам потребления молочных продуктов, но и по структуре. Рынки Европы намного разнообразнее в плане ассортимента предлагаемых потребителю молочных продуктов. Здесь можно найти множество молочных продуктов с более высокой добавочной стоимостью, функциональные продукты, непривычные для российского покупателя типы и виды сыров, и многое другое.

Несмотря на то что на российском рынке присутствуют продукты, о которых европейцы имеют достаточно смутное представление, например, глазированные сырки, тем не менее, можно утверждать, что молочный рынок Европы более дифференцирован.

 Прогнозируемая динамика рынков молочных продуктов

По нашим прогнозам, в ближайшие пять лет рост российского рынка молочных продуктов будет постепенно замедляться. Объем остальных рынков стран Таможенного союза, а также молочный рынок Украины, покажут положительную динамику и продолжат свой рост.

Среди факторов, которые будут оказывать влияние на развитие молочного рынка в ближайшие пять лет, - повышение уровня жизни и доходов населения, которые без сомнения, скажутся на выборе продуктов питания, государственная политика поддержки участников отрасли, которая должна повлиять как на расширение предложения со стороны производителей молочных продуктов, так и на уровень цен. Будет происходить рост значения маркетинговой составляющей: несмотря на то что на данный момент среди потребителей все еще популярны небрендированные молочные продукты - сметана под называнием «Сметана», молоко под названием «Молоко» - постепенно имя, производитель, репутация, рекламная поддержка бренда станут все более важными. Внимание потребителей будет сосредоточено на новых продуктах, брендах, характеристиках товаров, следствием чего станет развитие зонтичных брендов. Все большую популярность обретут собственные торговые марки (СТМ). Небрендированная продукция уже сейчас начинает сдавать свои позиции, а товары под СТМ в восприятии потребителей являются брендовыми. Если ритейлеры и производители смогут предложить оптимальное соотношение цены и качества товара, узнаваемость бренда СТМ обеспечена. Кроме того, в России, как и в Европе, люди все большее значение придают здоровому образу жизни, благодаря чему полезность продукта становится одним из главных критериев выбора. На рынках ТС и Украины этот тренд также набирает силу, растет популярность функциональных продуктов с добавленными полезными характеристиками, таких как обезжиренное молоко или обезжиренные йогурты. Все большим спросом пользуются продукты с высокой добавочной стоимостью, например, диетические йогурты и функциональные продукты.

Молочный рынок еще не полностью восстановился после кризиса, однако премиумизация с каждым днем становится все более важной составляющей при продвижении молочных продуктов. При этом потребитель ищет оптимального соотношения цены и качества товара. Увеличение доли централизованной торговли, укрепление продуктовых сетей так же положительно сказывается на росте и развитии молочного рынка, расширении предложения, доступности товаров для жителей различных регионов, установлению более лояльных цен для конечного потребителя.

Журнал "Молочная сфера"
Advertology.Ru

08.12.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.11.2024 - 11:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация