Анализ рынков

Растущие рынки пищевой промышленности

Растущие рынки пищевой промышленности

В начале 2010 года в России была принята доктрина продовольственной безопасности, формирующая пространство возможностей, в которых будут выстраивать свои стратегии конкретные участники рынка - производители сырья, переработчики, экспортеры, импортеры.

Впервые вопрос о продовольственной безопасности страны был поднят в начале 1990-х годов. Но процесс затянулся на два десятилетия, поскольку столкнулись две версии того, что же, собственно, считать «безопасностью». Согласно первой версии, безопасностью считалось 100% самообеспечение продовольствием, гарантирующее независимость от импорта. Вторая апеллировала к интересам потребителей и допускала импорт по причине его ценовой доступности. И хотя в течение последних десяти лет валовая продукция сельского хозяйства росла, на сегодняшний день среднедушевое потребление практически всех продуктов, кроме картофеля и хлеба, не дотягивает до норм здорового питания. Так, мяса и мясопродуктов среднестатистический россиянин потребляет 61% от нормы, рыбы - 56%, овощей - 76%, молочной продукции - 88%. Очевидно, что основная причина этого - недостаточность собственного производства.

Мясо...

Если с мясом птицы ситуация более или менее нормальная, то развитие животноводства сдерживает очень длинный инвестиционный цикл и срок окупаемости, который в производстве свинины составляет пять лет, а говядины - все десять. Так что без импорта мяса в ближайшей перспективе - никак.

 

Динамика импорта

Но не только в нехватке отечественного мяса дело. Импортное мясо - унифицированное, это почти как продукт фабричного производства с гарантированным вкусом и качеством. Поэтому производители колбас, консервов и полуфабрикатов, а также предприятия общественного питания предпочитают использовать именно импортное мясо. У покупателей же сырого мяса в рознице, наоборот, большим спросом пользуется отечественная продукция.

Динамика импорта

Учитывая то, что суммарное производство говядины и свинины в России за первое полугодие текущего года по сравнению с первым полугодием предыдущего выросло всего на 3%, в то время как колбас - на 6%, а мясных полуфабрикатов - на все 36%, можно предположить, что основным сырьевым источником для этого роста послужило именно импортное мясо. Что, собственно, и подтверждает анализ таможенной статистики. Так, объемы импорта свежей и охлажденной обваленной (то есть без костей) свинины (код ТН ВЭД 0203195501) за первое полугодие текущего года выросли на 73%: с 6,2 тыс. тонн в прошлом году до 10,7 тыс. в этом году. В денежном выражении рост составил 188%, достигнув по итогам первого полугодия 45,5 млн долларов. Импорт же мороженых свиных окороков (код ТН ВЭД 0203221109) вырос в 9,6 раза в натуральном исчислении и в 10 раз в денежном, хотя объемы - несколько ниже: «всего» 6,2 тыс. тонн и 17 млн долларов по итогам первого полугодия текущего года.

Масло...

А вот со сливочным маслом в плане «продовольственной безопасности» ситуация несколько хуже. В настоящее время в России практически не осталось предприятий, где изготовление сливочного масла является основным видом деятельности. Более того, отечественные производители вместо полноценного масла предпочитают выпускать спрэды, заменяя молочные жиры растительными. Оно и понятно: производство молока последние полтора года медленно и неуклонно падает, цены, соответственно, растут, а использование растительного жира позволяет сократить себестоимость конечного продукта в полтора раза. Но даже выпуск такого, как бы «сливочного», масла не помогает удержать объемы производства на приемлемом уровне. В 2009 году падение составило 8%, в 2010 - уже 13%, а по итогам первого полугодия 2011 года рынок потерял еще 2%.

Динамика импорта

Доля полноценного масла в этом объеме составляет всего 13%, и она продолжает сокращаться. Если в 1 полугодии 2010 года российскими производителями было выпущено 13,9 тысяч тонн сливочного масла жирностью от 80 до 85%, то в первом полугодии 2011 года - всего 11,8 тыс. тонн, то есть на 15% меньше. Стоит ли при этом удивляться росту импорта натурального сливочного масла (код ТН ВЭД 0405101100), которого в прошлом году в Россию было поставлено 21,5 тыс. тонн, то есть 77% от объема внутреннего производства? А за первое полугодие текущего года объемы выросли еще на 6% и достигли 11,1 тыс. тонн, что составляет уже 94% внутреннего производства масла аналогичной жирности.

... и печенье

Если рост импорта сливочного масла - это «всерьез и надолго», то к печенью это не относится. «Кондитерки» у нас в стране выпускается предостаточно: и себя обеспечиваем, и в ближнее зарубежье экспортируем. А импорт - это так... «для разнообразия ассортименту!» Но, вот незадача, прошлогодняя засуха малость продовольственный баланс подкорректировала. Зерно подорожало, мука, соответственно, тоже, производство печенья в 2011 году снизилось: за первое полугодие было выпущено на 0,8% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Импортеры, как всегда, отреагировали быстро, в результате импорт печенья (код ТН ВЭД 1905319900) в первом полугодии текущего года подрос на 3 тысячи тонн. Но, учитывая то, что годовые объемы внутрироссийского производства превышают миллион тонн, это никак не повлияет на нашу продовольственную безопасность. Уж чем-чем, а печеньем мы себя обеспечим!

Динамика импорта

То, что доктрину, наконец-то, приняли - это все-таки больше плюс, нежели минус. Подобные документы есть во всех развитых странах. Вот только для достижения продовольственной независимости и обеспечения рациональных норм питания населения нам необходимо увеличить производство молока, мяса и овощей примерно в 1,5 раза. А на это потребуется не год и не два... Так что в ближайшей перспективе от импорта продуктов питания никуда не деться. Как говорится, «времена меняются, а кушать хочется всегда».

Вадим Пашин, аналитик компании "ВладВнешСервис"
unipack.ru
Advertology.Ru

20.10.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.11.2024 - 20:37
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация