Анализ рынков

Растущие рынки пищевой промышленности

Растущие рынки пищевой промышленности

В начале 2010 года в России была принята доктрина продовольственной безопасности, формирующая пространство возможностей, в которых будут выстраивать свои стратегии конкретные участники рынка - производители сырья, переработчики, экспортеры, импортеры.

Впервые вопрос о продовольственной безопасности страны был поднят в начале 1990-х годов. Но процесс затянулся на два десятилетия, поскольку столкнулись две версии того, что же, собственно, считать «безопасностью». Согласно первой версии, безопасностью считалось 100% самообеспечение продовольствием, гарантирующее независимость от импорта. Вторая апеллировала к интересам потребителей и допускала импорт по причине его ценовой доступности. И хотя в течение последних десяти лет валовая продукция сельского хозяйства росла, на сегодняшний день среднедушевое потребление практически всех продуктов, кроме картофеля и хлеба, не дотягивает до норм здорового питания. Так, мяса и мясопродуктов среднестатистический россиянин потребляет 61% от нормы, рыбы - 56%, овощей - 76%, молочной продукции - 88%. Очевидно, что основная причина этого - недостаточность собственного производства.

Мясо...

Если с мясом птицы ситуация более или менее нормальная, то развитие животноводства сдерживает очень длинный инвестиционный цикл и срок окупаемости, который в производстве свинины составляет пять лет, а говядины - все десять. Так что без импорта мяса в ближайшей перспективе - никак.

 

Динамика импорта

Но не только в нехватке отечественного мяса дело. Импортное мясо - унифицированное, это почти как продукт фабричного производства с гарантированным вкусом и качеством. Поэтому производители колбас, консервов и полуфабрикатов, а также предприятия общественного питания предпочитают использовать именно импортное мясо. У покупателей же сырого мяса в рознице, наоборот, большим спросом пользуется отечественная продукция.

Динамика импорта

Учитывая то, что суммарное производство говядины и свинины в России за первое полугодие текущего года по сравнению с первым полугодием предыдущего выросло всего на 3%, в то время как колбас - на 6%, а мясных полуфабрикатов - на все 36%, можно предположить, что основным сырьевым источником для этого роста послужило именно импортное мясо. Что, собственно, и подтверждает анализ таможенной статистики. Так, объемы импорта свежей и охлажденной обваленной (то есть без костей) свинины (код ТН ВЭД 0203195501) за первое полугодие текущего года выросли на 73%: с 6,2 тыс. тонн в прошлом году до 10,7 тыс. в этом году. В денежном выражении рост составил 188%, достигнув по итогам первого полугодия 45,5 млн долларов. Импорт же мороженых свиных окороков (код ТН ВЭД 0203221109) вырос в 9,6 раза в натуральном исчислении и в 10 раз в денежном, хотя объемы - несколько ниже: «всего» 6,2 тыс. тонн и 17 млн долларов по итогам первого полугодия текущего года.

Масло...

А вот со сливочным маслом в плане «продовольственной безопасности» ситуация несколько хуже. В настоящее время в России практически не осталось предприятий, где изготовление сливочного масла является основным видом деятельности. Более того, отечественные производители вместо полноценного масла предпочитают выпускать спрэды, заменяя молочные жиры растительными. Оно и понятно: производство молока последние полтора года медленно и неуклонно падает, цены, соответственно, растут, а использование растительного жира позволяет сократить себестоимость конечного продукта в полтора раза. Но даже выпуск такого, как бы «сливочного», масла не помогает удержать объемы производства на приемлемом уровне. В 2009 году падение составило 8%, в 2010 - уже 13%, а по итогам первого полугодия 2011 года рынок потерял еще 2%.

Динамика импорта

Доля полноценного масла в этом объеме составляет всего 13%, и она продолжает сокращаться. Если в 1 полугодии 2010 года российскими производителями было выпущено 13,9 тысяч тонн сливочного масла жирностью от 80 до 85%, то в первом полугодии 2011 года - всего 11,8 тыс. тонн, то есть на 15% меньше. Стоит ли при этом удивляться росту импорта натурального сливочного масла (код ТН ВЭД 0405101100), которого в прошлом году в Россию было поставлено 21,5 тыс. тонн, то есть 77% от объема внутреннего производства? А за первое полугодие текущего года объемы выросли еще на 6% и достигли 11,1 тыс. тонн, что составляет уже 94% внутреннего производства масла аналогичной жирности.

... и печенье

Если рост импорта сливочного масла - это «всерьез и надолго», то к печенью это не относится. «Кондитерки» у нас в стране выпускается предостаточно: и себя обеспечиваем, и в ближнее зарубежье экспортируем. А импорт - это так... «для разнообразия ассортименту!» Но, вот незадача, прошлогодняя засуха малость продовольственный баланс подкорректировала. Зерно подорожало, мука, соответственно, тоже, производство печенья в 2011 году снизилось: за первое полугодие было выпущено на 0,8% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Импортеры, как всегда, отреагировали быстро, в результате импорт печенья (код ТН ВЭД 1905319900) в первом полугодии текущего года подрос на 3 тысячи тонн. Но, учитывая то, что годовые объемы внутрироссийского производства превышают миллион тонн, это никак не повлияет на нашу продовольственную безопасность. Уж чем-чем, а печеньем мы себя обеспечим!

Динамика импорта

То, что доктрину, наконец-то, приняли - это все-таки больше плюс, нежели минус. Подобные документы есть во всех развитых странах. Вот только для достижения продовольственной независимости и обеспечения рациональных норм питания населения нам необходимо увеличить производство молока, мяса и овощей примерно в 1,5 раза. А на это потребуется не год и не два... Так что в ближайшей перспективе от импорта продуктов питания никуда не деться. Как говорится, «времена меняются, а кушать хочется всегда».

Вадим Пашин, аналитик компании "ВладВнешСервис"
unipack.ru
Advertology.Ru

20.10.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Жизнь с собаками

Жизнь с собаками
Жизнь с собаками. Для многих людей клише о том, что собака — лучший друг человека, не отражает той важной роли, которую собаки, на самом деле, играют в их жизни. Совместные прогулки, игры и обучение не только укрепляют связь между собакой и человеком, но и обогащают окружающий мир. Отношение к собакам как к членам семьи стало нормой в современном обществе. Владельцы собак делятся своими историями и опытом, создавая различные клубы и сообщества. Книга не только рассказывает о привязанности и любви к собакам, но и подчеркивает их важное место рядом с человеком, как в культуре, так и в повседневной жизни. Авторы представляют 26 очаровательных эссе и 400 полноцветных фотографий, на которых запечатлены взаимодействие собак и людей — дома, в деревне, в городе и даже на работе, с особым ностальгическим и романтичным акцентом, говорящим людям об их преданности своим домашним животным. Книга « Жизнь с собаками» - дань уважения собакам-компаньонам и собакам-друзьям.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.03.2025 - 17:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация