Растущие рынки пищевой промышленности
В начале 2010 года в России была принята доктрина продовольственной безопасности, формирующая пространство возможностей, в которых будут выстраивать свои стратегии конкретные участники рынка - производители сырья, переработчики, экспортеры, импортеры.
Впервые вопрос о продовольственной безопасности страны был поднят в начале 1990-х годов. Но процесс затянулся на два десятилетия, поскольку столкнулись две версии того, что же, собственно, считать «безопасностью». Согласно первой версии, безопасностью считалось 100% самообеспечение продовольствием, гарантирующее независимость от импорта. Вторая апеллировала к интересам потребителей и допускала импорт по причине его ценовой доступности. И хотя в течение последних десяти лет валовая продукция сельского хозяйства росла, на сегодняшний день среднедушевое потребление практически всех продуктов, кроме картофеля и хлеба, не дотягивает до норм здорового питания. Так, мяса и мясопродуктов среднестатистический россиянин потребляет 61% от нормы, рыбы - 56%, овощей - 76%, молочной продукции - 88%. Очевидно, что основная причина этого - недостаточность собственного производства.
Мясо...
Если с мясом птицы ситуация более или менее нормальная, то развитие животноводства сдерживает очень длинный инвестиционный цикл и срок окупаемости, который в производстве свинины составляет пять лет, а говядины - все десять. Так что без импорта мяса в ближайшей перспективе - никак.
Но не только в нехватке отечественного мяса дело. Импортное мясо - унифицированное, это почти как продукт фабричного производства с гарантированным вкусом и качеством. Поэтому производители колбас, консервов и полуфабрикатов, а также предприятия общественного питания предпочитают использовать именно импортное мясо. У покупателей же сырого мяса в рознице, наоборот, большим спросом пользуется отечественная продукция.
Учитывая то, что суммарное производство говядины и свинины в России за первое полугодие текущего года по сравнению с первым полугодием предыдущего выросло всего на 3%, в то время как колбас - на 6%, а мясных полуфабрикатов - на все 36%, можно предположить, что основным сырьевым источником для этого роста послужило именно импортное мясо. Что, собственно, и подтверждает анализ таможенной статистики. Так, объемы импорта свежей и охлажденной обваленной (то есть без костей) свинины (код ТН ВЭД 0203195501) за первое полугодие текущего года выросли на 73%: с 6,2 тыс. тонн в прошлом году до 10,7 тыс. в этом году. В денежном выражении рост составил 188%, достигнув по итогам первого полугодия 45,5 млн долларов. Импорт же мороженых свиных окороков (код ТН ВЭД 0203221109) вырос в 9,6 раза в натуральном исчислении и в 10 раз в денежном, хотя объемы - несколько ниже: «всего» 6,2 тыс. тонн и 17 млн долларов по итогам первого полугодия текущего года.
Масло...
А вот со сливочным маслом в плане «продовольственной безопасности» ситуация несколько хуже. В настоящее время в России практически не осталось предприятий, где изготовление сливочного масла является основным видом деятельности. Более того, отечественные производители вместо полноценного масла предпочитают выпускать спрэды, заменяя молочные жиры растительными. Оно и понятно: производство молока последние полтора года медленно и неуклонно падает, цены, соответственно, растут, а использование растительного жира позволяет сократить себестоимость конечного продукта в полтора раза. Но даже выпуск такого, как бы «сливочного», масла не помогает удержать объемы производства на приемлемом уровне. В 2009 году падение составило 8%, в 2010 - уже 13%, а по итогам первого полугодия 2011 года рынок потерял еще 2%.
Доля полноценного масла в этом объеме составляет всего 13%, и она продолжает сокращаться. Если в 1 полугодии 2010 года российскими производителями было выпущено 13,9 тысяч тонн сливочного масла жирностью от 80 до 85%, то в первом полугодии 2011 года - всего 11,8 тыс. тонн, то есть на 15% меньше. Стоит ли при этом удивляться росту импорта натурального сливочного масла (код ТН ВЭД 0405101100), которого в прошлом году в Россию было поставлено 21,5 тыс. тонн, то есть 77% от объема внутреннего производства? А за первое полугодие текущего года объемы выросли еще на 6% и достигли 11,1 тыс. тонн, что составляет уже 94% внутреннего производства масла аналогичной жирности.
... и печенье
Если рост импорта сливочного масла - это «всерьез и надолго», то к печенью это не относится. «Кондитерки» у нас в стране выпускается предостаточно: и себя обеспечиваем, и в ближнее зарубежье экспортируем. А импорт - это так... «для разнообразия ассортименту!» Но, вот незадача, прошлогодняя засуха малость продовольственный баланс подкорректировала. Зерно подорожало, мука, соответственно, тоже, производство печенья в 2011 году снизилось: за первое полугодие было выпущено на 0,8% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Импортеры, как всегда, отреагировали быстро, в результате импорт печенья (код ТН ВЭД 1905319900) в первом полугодии текущего года подрос на 3 тысячи тонн. Но, учитывая то, что годовые объемы внутрироссийского производства превышают миллион тонн, это никак не повлияет на нашу продовольственную безопасность. Уж чем-чем, а печеньем мы себя обеспечим!
То, что доктрину, наконец-то, приняли - это все-таки больше плюс, нежели минус. Подобные документы есть во всех развитых странах. Вот только для достижения продовольственной независимости и обеспечения рациональных норм питания населения нам необходимо увеличить производство молока, мяса и овощей примерно в 1,5 раза. А на это потребуется не год и не два... Так что в ближайшей перспективе от импорта продуктов питания никуда не деться. Как говорится, «времена меняются, а кушать хочется всегда».
unipack.ru
Advertology.Ru
20.10.2011
Комментарии
Написать комментарий