Анализ рынков

Халяль и кашрут: тренд на российском рынке

Халяль и кашрут: тренд на российском рынке

Спрос на конфессиональные продукты в последнее время неуклонно растет. И дело здесь не только в религиозных предпочтениях или диетарных традициях населения.

А в том, что такого рода товары готовы удовлетворить те требования потребителей, которые обычные, после отмены обязательной сертификации, зачастую удовлетворить уже не могут. А именно - предоставить гарантию качества.

Сегодняшние реалии

Для современного потребителя здо­ровье и безопасность сегодня стоят на первом месте. В свою очередь халяльные и кошерные продукты нередко позици­онируются как наиболее экологически чистые. В результате спрос на них увели­чивается. Можно сказать, что сегмент «ре­лигиозных» продуктов становится новым модным брендом, ведь их приобретают не только иудеи и мусульмане.

«Халяльные продукты покупают люди и далекие от всех религий, и в последнее время, после заявлений некоторых иерар­хов православной церкви, православные верующие, - отмечает уполномоченный Совета муфтиев России по контролю над производством и торговлей халяль-про­дукции Жафар Азизбаев. Причины это­го в разъяснительной работе, проводимой просвещенными имамами и людьми, при­общенными к этому бизнесу. Но также в большей по сравнению с обычными про­дуктами безопасности».

Рост популярности подобной продук­ции, действительно, достаточно заметен в последние годы.

«Полагаю, что это связано как с уси­лением тренда к национальной и конфес­сиональной самоидентификации, с одной стороны, так и с ростом интереса к этни­ческой кухне и общим трендом увлечения идеей здорового питания, - уверен ана­литик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Естественно, популяризация стала возможной, в первую очередь, в ре­зультате роста реальных располагаемых доходов, так как подобная продукция в среднем существенно дороже».

 

Обеспеченное качество

Судя по тому, что компании - произво­дители продуктов питания все чаще объ­являют о получении сертификата, халяль или кашрут пользуются стабильным спро­сом. Так, уже третий год компания «Арта» выпускает кошерные джемы. Для произ­водства варения по законам кашрута ком­пания отдала свою вторую линию.

«Продукция кашрута (халяль) явля­ется одним из экологически чистых про­дуктов на рынке на сегодняшний день. Приобретая данный товар, покупатель в первую очередь заботится о здоровье сво­их детей и близких, так как в данной про­дукции не используются консерванты, ста­билизаторы и другие добавки, - поясняет генеральный директор ООО «Арта» Свет­лана Артамонова. Наша продукция вы­пускается согласно ГОСТу, поэтому на весь ассортимент мы получаем сертификат со­ответствия. Тем самым подтверждаем ка­чество продукта».

Большинство крупных игроков рынка продуктов питания уже получили серти­фикат кошерности на свои продукты. Это такие известные отечественные бренды, как «Макфа», «Русское Море», «Кри­сталл», «Российские семена», «Русский стандарт», «Победа вкуса», «Балтика», «Ногинский пищевой комбинат», «Не­вская сушка», «Коломенский молочный завод». Символ «кашрут» есть на про­дукции мировых торговых марок Snapple, Domino, Tropicana, Maxwell House, Kraft Foods, Post. Службы сертификатов кашру­та уже более 70 лет выдают свои разреше­ния на более 300 000 продуктов в более 90 странах. Однако в России такая сертифи­кация проводится всего восемь лет.

«Если пять лет назад был только один завод, который получил сертификат «кашрут», сейчас их несколько сотен и на них производится несколько тысяч наиме­нований продукции, - рассказывает глава Департамента кашрута при главном рав­винате России Иосиф Верзуб. Причем эти продукты не маскируются, а скорее наоборот - рекламируются. При этом сре­ди покупателей не только евреи. Сегодня все больше людей в России понимают, что продукт, изготовленный под тщательным контролем, имеет высокое качество».

Более того, многие крупные произво­дители получают сертификат для выхода за пределы российского рынка. Кошерную продукцию, предназначенную на экспорт, выпускают «Балтика», «Победа вкуса», «Макфа». Сертификат «кашрут» дает ком­пании возможность экспортировать свою продукцию на внутренний рынок Израи­ля, Америки, Европы и в другие страны, где доверяют независимой сертифика­ции и ценят кошерную продукцию. Так, американский рынок кошерных товаров на сегодняшний день оценивается в 12,5 млрд долл. Предполагается, что сумма до­стигнет 13 млрд к 2013 году. По данным департамента сельского хозяйства штата Нью-Йорк, кошерная продукция развива­ется быстрее любой другой отрасли пище­вой индустрии с темпом роста 12,5% еже­годно.

«Сертификат кошерности на выпуска­емые ОАО «Макфа» макаронные изделия МAKFA, «СМАК», Grand di Pasta, крупы и муку МAKFA мы подтверждаем каждый год начиная с 2007 года, - говорит началь­ник экспортного направления ОАО «Мак­фа» Сергей Комаров. Необходимость получения этого сертификата в свое время была вызвана подписанием контракта на поставки продукции в Израиль».

По его словам, для многих потреби­телей знак кошерности на продукте обо­значает еще и его обеспеченное качество, чистоту и полезность.

Кошерные продукты попадают в груп­пу экологически чистых, которые сейчас в большой моде, тем не менее прямого вли­яния на рост объемов производства нали­чие сертификата кошерности или халяль­ности продукта не оказывает.

Основная цель получения таких сер­тификатов - подтверждение уровня сво­его продукта, снятие барьеров - если та­ковые существуют - в восприятии твоего продукта людьми, строго придерживаю­щимися каких-то традиций в употребле­нии пищи. Сертификат распространяется на всю нашу продукцию, поэтому в общих объемах продаж выделить «кошерное на­правление» сложно, - заявляет Сергей Комаров.

Часть нашей продукции имеет серти­фикат кошерности. Но специально мы не отслеживаем потребителей данной кате­гории. Учитывая наши объемы, это слиш­ком узкий для нас сегмент, - частично подтверждает его слова Мила Ротынских, руководитель пресс-службы ГК «Русское море».

Помимо кошерных, значительную долю на российском рынке занимают ха­ляльные продукты питания, наибольшая часть в объеме которых приходится на ку­риное мясо. В России производится поряд­ка 50 тыс. т такого куриного мяса ежегод­но, примерно на этом же уровне находится объем импорта. Основными импортера­ми халяльных кур выступают Франция и Бразилия. Крупными отечественными производителями халяльной продукции являются «Приосколье», «Турбаслинские бройлеры», «Майкопская птицефабри­ка», «Челны-Бройлер», «Элинар-Брой­лер». Помимо кур, в России производится халяльная говядина, в целом в месяц вы­пускается примерно 1000 т такого мяса крупного рогатого скота. Производство халяльных продуктов питания в значи­тельной степени локализовано, отмечает Максим Клягин. Сейчас сертифицирован­ных предприятий всех видов чуть больше 200, а пять лет тому назад было на поря­док меньше.

«Россия повторяет путь, пройденный американцами. Учтите, ряд предприятий потерпели неудачу (Раменский МК, Пуш­кинский МД, Пермская кондитерская), - подчеркивает Жафар Азизбаев. Тем не менее количество российских компаний, заходящих на рынок производства про­дукции халяль, постоянно растет. Это об­условлено как перспективами экспорта мяса птицы на Ближний Восток, так и ра­стущим внутренним спросом на подобно­го рода продукцию».

Удовлетворяя потребителей

Обстановка на рынке конфессиональ­ных продуктов сегодня напоминает ситу­ацию с обычными продуктами в начале 1990-х. Несмотря на все сложности, раз­витие ускоряет шаг. Например, если еще недавно конфессиональный ассортимент был хаотичным, то сейчас он стабилизиру­ется. Ритейлерам наличие такой «экзоти­ческой» продукции на полках добавляет привлекательности в глазах потребите­лей, так как демонстрирует лояльность к покупателям.

«Крупные сети относятся к кошер­ной продукции благожелательно, так как благодаря качеству продукта магазины поднимают свой рейтинг на рынке продуктов питания», - полагает Светлана Артамонова.

Сети, вводя религиозную продукцию в свой ассортимент, в первую очередь реагируют на спрос со стороны своих покупателей.

«В ассортименте гипермаркетов сети «Лента» в Тюмени и Набережных Челнах представлено несколько наименований халяльных продуктов, - сообщает менеджер по PR Компании «Лента» Яна Могилева.Нельзя сказать, что они пользуются большим спросом, но мы учли пожелания наших клиентов и расширили ассортимент. В апреле халяльные товары (курица и мясо) появились в астраханском магазине сети. В целом для нас ввод ха­ляльных/кошерных товаров не способ по­высить продажи, а удовлетворить потреб­ности наших покупателей, предоставив им возможность приобретать важные для их жизнедеятельности продукты».

В «Метро Кэш энд Керри» представ­лен ассортимент халяльной продукции, который имеет своего почитателя и свой особенно активный регион продаж. Например, Татарстан, Башкирия и южные регионы России.

«Ассортимент халяльной продукции в сети представлен в виде охлажденной халяльной баранины, говядины и курицы. Кошерная продукция отсутствует в нашей сети, - говорит руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «Метро Кэш энд Керри» Оксана Токарева. Рынок халяльной продукции развивается, и доля данного сегмента растет из года в год. Ры­нок кошерных продуктов развит слабо, так как со стороны конечного потребителя к нему невысокий интерес».

«Для российского массового рынка сейчас это тема скорее модная, чем необхо­димая. Для нас сейчас не очень интересно развивать кошерный ассортимент, так как нет большого спроса, - продолжает руко­водитель PR-департамента сети гипермар­кетов REAL Елена Асанова. Мы больше сфокусированы на ассортименте халяль­ной продукции. В основном это мясные продукты и птица, на следующем этапе мы возьмемся за сыры и колбасы. Импорта в этом сегменте достаточно, но он не массо­вый для халяля, так как спрос родил пред­ложение всего несколько лет назад. Тем не менее более узкие продуктовые сегменты пока полностью закрыты импортом. На­пример, халяльный сыр в сети REAL будет привозным. В России мы не нашли серти­фицированного производителя».

Перспективы рынка

Несмотря на довольно прохладные от­зывы, ритейлеры признают, что спрос на такую продукцию потихоньку растет, а со­ответственно магазины в ней заинтересо­ваны.

«Многие сети начинают формировать предложение по продуктам, имеющим религиозную направленность. В нашей сети представлены продукты как Халяль (мясо и птица охлажденные и свежеморо­женые), так и Кошер (колбасные изделия, молочная продукция, хумусы, маца), - го­ворит Игорь Ядрошников, пресс-секретарь сети супермаркетов «Азбука Вкуса». Без­условно, спрос на такую продукцию есть, и он еще долго не будет полностью удов­летворен. Так как предложение данного ассортимента очень нестабильно. Наи­более привычные продукты для наших покупателей - это хумус и маца, которые присутствуют на российском рынке уже много лет».

Ситуация на рынке конфессиональных продуктов сегодня сложилась двоякая. Мешает развитию рынка уровень спроса - мало прямых потребителей. Во вторую очередь объем предложения - на рынке мало производств, способных предложить продукцию, произведенную с учетом всех нюансов и особенностей товара.

Безусловно, большим сетям интересны крупные универсальные контракты. Одна­ко если продукция одного и того же про­изводителя, одного и того же ассортимен­та может продаваться в разных отделах, разных магазинах сети, им это интересно, полагают эксперты. Под эту категорию подпадают макаронные изделия, крупы, бакалея, которые ряд сетей выкладывает на полки, даже не задумываясь о том, что продукция одновременно попадает в раз­ряд «конфессиональных». Пока ни про­изводители, ни продавцы не в состоянии обеспечить спрос на кошерные продукты. Приходится искусственно стимулировать спрос, продавая кошерные продукты как обычные, собственно какими они и явля­ются с одной стороны.

А ведь появление товаров немассового производства, как правило, увеличивает оборот. Впрочем, сети к этому, несомнен­но, придут. Стеллажи с халяльной продук­цией присутствуют в «Бахетле», «Реале», «Метро» и «Ашане». Постоянные или вре­менные стенды с кошерной продукцией есть в сетевых магазинах «Радуга», «Па­тэрсон», «Алые паруса», заинтересованы в таких продуктах сети премиум-класса «Аз­бука Вкуса» и «Глобус Гурмэ». По оцен­кам экспертов, сегодня объем российского рынка кошерных продуктов составляет около 5 млн долл.

Несмотря на большие перспективы, уро­вень конкуренции здесь остается сравни­тельно комфортным. Российскому произ­водителю есть где развернуться, тем более что раньше на рынке хозяевами были за­рубежные производители, сегодня импорт ритейлерам интересен куда меньше, тем бо­лее при неустойчивом курсе евро и доллара.

«Рынок кошерных и халяльных про­дуктов еще достаточно слабо развит, отечественные производители только начинают развивать это направление, - обрисовывает ситуацию Игорь Ядрош­ников. А импортеров, работающих с данным ассортиментом, пока в России очень мало - наиболее активны Израиль и Германия, но они также сталкиваются с трудностями в получении аккредитации в Россельхознадзоре. Рынок данной направ­ленности набирает обороты, возможно в ближайшем будущем в супермаркетах по­явятся специализированные отделы».

Рынок халяльных продуктов зреет, но и уже не находится в зачаточном состоянии, уверен Жафар Азизбаев. Если говорить про мировой рынок продуктов халяль, то он развивается очень динамично и состав­ляет примерно 5% мировой торговли про­довольствием. Рост идет как за счет вхож­дения в него новых секторов, так и за счет спроса, который формируют не только более 1,5 млрд мусульман, но и широкий круг потребителей немусульман.

В таком же положении и кошерный сегмент. Специализированные кошерные магазины и отделы в супермаркетах пока еще составляют в общей массе торговой сети незначительный процент, чтобы иметь влияние на рынок. Но производи­телям уже есть что им предложить, и при более активном развитии этого сегмента торговли они уверены, что смогут удовлет­ворять любые объемы.

unipack.ru
Advertology.Ru

19.09.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Возрождение модернизма: немецкое искусство 1945–1965 годов

Возрождение модернизма: немецкое искусство 1945–1965 годов
Возрождение модернизма: немецкое искусство 1945–1965 годов. Главная задача книги — представить немецкое искусство 1945–1965 годов с точки зрения развития художественной теории и институциональных практик. На примере немецкой художественной жизни рассказано о феномене возрождения модернизма — восстановления в правах авангардных направлений и установок после периода культурной  реакции, который в Германии был связан с нацистской диктатурой. В работе рассмотрен исторический фон развития искусства после Второй мировой войны и влияние политических и идеологических факторов на критерии оценки художественных произведений. Автором впервые заявлена проблема культурной преемственности и целостности в условиях разделённой Германии, оказавшейся на самом острие «холодной войны». В центре внимания оказываются те факторы, которые способствовали возвращению страны в русло общеевропейской культурной традиции и утверждали реабилитированный модернизм в качестве одного из символов западной цивилизации. В книге представлено более 300 произведений изобразительного искусства таких известных мастеров как Георг Базелиц, Вилли Баумайстер, Фриц Винтер, Руппрехт Гайгер, Карл Отто Гёц, Эрнст Вильгельм Най, Хайнц Мак, Отто Пине, Зигмар Польке, Герхард Рихтер, Вольф Фостель, Карл Хофер, Гюнтер Юккер и др. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей и искусством второй половины ХХ века.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.03.2025 - 19:24
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация