Анализ рынков

Медиатренды 2021-2022: как россияне стали читать новости в эпоху перемен

Медиатренды 2021-2022: как россияне стали читать новости в эпоху перемен

Аудитория медиа проявляла интерес к деловым новостям, структурно менялась и предпочитала кросс-чтение – к таким выводам пришли аналитики Rambler&Co.

Бизнес-аналитики медиахолдинга Rambler&Co выделили 6 основных трендов потребления новостного контента россиян в период с ноября 2021 по май 2022 года, включая переломный мартовский всплеск чтения, сохранившийся до начала лета. Источниками данных послужила серия исследований для решения внутренних бизнес-задач, проводившаяся в ноябре 2021, марте и мае 2022 года методом онлайн-опроса на выборке, репрезентирующей интернет-пользователей от 16 до 64 лет по всей России.

1. Рост потребления новостей

Интенсивность чтения онлайн-новостей в марте 2022 достигла пиковых значений в связи с мировой повесткой.Практически все опрошенные интернет-пользователи (94%) в первый месяц весны искали новости в сети чаще раза в неделю. Периодичность еженедельного чтения увеличилась более чем в 1,5 раза (+36 п.п.), по сравнению с результатами ноября 2021 года. К маю регулярное (еженедельное и чаще) чтение информационного контента интернет-активным населением России стабилизировалось на уровне 81%, что по-прежнему значительно выше показателей ноября 2021 года1.

2. Чем меньше город тем меньше интерес к повестке

Жители столицы лидируют в рейтинге роста интенсивности чтения – 68% москвичей в марте 2022 заходили на интернет-медиа несколько раз в день и чаще, что на 30 п.п. выше, чем обычно. У пользователей всех остальных городов-миллионников этот показатель немного ниже – 62% (+26 п.п.). В городах с населением менее миллиона интенсивность чтения изменилась меньше и составила 56% (+23 п.п.).

Географические особенности также имеют важное значение: чем ближе пользователи к месту событий – тем сильнее интерес к происходящему. Например, в марте 2022 года жители пограничного с Донбассом Южного федерального округа читали новости с интенсивностью городов-миллионников – 62% (+26 п.п.). Интерес жителей Дальневосточного федерального округа к тематике в марте вырос меньше и составил около 45% (+17 п.п.).

3. Деловые новости – лидер информационного поля

На фоне ситуации в мире наибольший прирост показали деловые новости (финансы, экономика и бизнес). Так, в ноябре 2021 года интерес к этой тематике отмечался всего у 9% респондентов, а в марте 2022 – уже у 30% (среди аналогичной ЦА, прирост составил 233%). В мае значение сохранилось на уровне 29%.

В 2022 году у лидера рейтинга – деловых новостей – значительно обновился социальный портрет читателя. Еженедельный интерес к этой тематике теперь проявляет новая, более широкая аудитория, которая стала активно интересоваться экономикой, бизнесом и финансами в марте и продолжала читать их и в мае.

Основные изменения в аудиторных показателях деловых онлайн-медиа, которые произошли в марте 2022 и сохранились в мае:

  • больше женской аудитории: доля женщин в ноябре 2021 среди интересующихся деловыми новостями составляла 40%, в марте выросла на 8 п.п., сохранив позицию и в мае на уровне 46%;
  • прирост пользователей в возрасте от 25 до 34 лет и сокращение доли читателей в возрасте от 45 до 64 лет (-4 п.п. в марте);
  • больше читателей из городов с населением свыше 100 тысяч человек (+6 п.п. в марте);
  • рост аудитории с уровнем дохода «нижний средний» (+8 п.п. в марте)2.

4.  Стабилизация привычных тематик чтения не означает падения интереса к происходящим событиям

Самые заметные изменения в интересах аудитории к маю 20223:

1)    после стремительного взлёта в марте на 21 п.п. деловые новости зафиксировались на уровне 29% (еженедельное чтение тематики);

2)    интерес к социально-политическим новостям продолжает расти (+8 п.п.);

3)    после снижения в марте интерес к теме культуры вернулся на прежний уровень и даже выше (21%);

4)    снижение на 5 п.п. тематики «Необычные и забавные происшествия»;

5)    автомобильным новостям присущ плавный рост, они статистически значимо выросли в мае 2022 года относительно ноября 2021 (+ 4 п.п.).

5. Кросс-чтение: больше источников – меньше фейков

В марте пользователи стали меньше воспринимать соцсети как источники достоверной информации и за интересующими новостями обращались к другим каналам, проверяя инфоповод в поиске, агрегаторах и непосредственно на сайтах изданий – укрепилось понятие «агрегаторно-поискового» чтения. Интересно, что именно так советуют поступать большинство инструкций по борьбе с фейками и, видимо, население России стало более ответственно относиться к огромному числу новостей, проверяя их достоверность. Так, в марте 2022 чтение повестки дня в соцсетях упало с 45% до 23%, по сравнению с ноябрём 2021 года (но к началу лета 2022 вернулось на прежний уровень). При этом кросс-чтение (разные источники) выросло почти в два раза к началу весны.

Наглядно о том, как именно россияне «смешивают» каналы получения информации раньше и сейчас4:

Согласно исследованию, в 2021 году большинство читателей могли ограничиться одним источником, однако в 2022 пользователи хотят видеть более полную картину и узнавать разные мнения. В марте резко выросло агрегаторное чтение, и это интересное последствие кросс-канальности – кросс-сайтовость, то есть аудитория сегодня предпочитает следить за новостями не только на одном привычном ресурсе, но переходить из агрегаторов по ряду ссылок на несколько источников, сравнивая информацию и получая новые детали.  

6. Молодые читатели более избирательны

Исследование показало, чем старше читатели, тем они  меньше времени тратят на поиск контента. Например, первую же ссылку на любой инфоповод откроют только 6% пользователей в возрасте от 16 до 24 лет, в то время как среди пользователей от 45 до 64 лет этот показатель составляет 24%5.

Темы, которые сейчас больше интересуют молодую аудиторию, не связаны с международной политической обстановкой и ситуацией в стране – это игры (+20 п. п.), хобби (+10 п.п.), юмор (+5 п.п.), культура (+5 п.п.), шоу-бизнес/звезды/личности (+5 п.п.), IT (+5 п.п.),  карьера (+5 п.п.), реклама (+5 п.п.)6. График наглядно показывает ​​ключевые интересы молодой аудитории 16-24 с наибольшими позитивными отклонениями в п.п. от среднего объема интереса к тематике.

Вывод

Мировые события оказали значительное влияние на чтение новостных онлайн-ресурсов. Мартовский всплеск изменил медиапотребление, которое значительно стабилизировалось к маю 2022, но некоторые тренды сохранились до сих пор – популярность деловых новостей (ранее достаточно «эксклюзивной» тематики, которой сегодня интересуется значительный объем населения), рост интереса к СМИ среди молодой и женской аудитории, распространение интенсивности чтения на регионы, ещё большее расслоение тематических интересов молодой и старшей ЦА, а также потребность в кросс-чтении.


1На основании вопросов:

«Отметьте, какие новости в интернете вы читали за последнюю неделю?»

16-64, Россия 0+ жителей, выборка 423 респондента, онлайн-опрос, рассылка по социально-демографическим квотам для интернет-активных пользователей, ноябрь 2021.

 

«С какой регулярностью вы читали новости в интернете за последнюю неделю?»

«С какой регулярностью вы читаете новости в интернете обычно, когда нет громких новостных поводов, затрагивающих общество (оценивая ваше чтение за последний год)?»

16-64, Россия 0+ жителей, выборка 2000 респондентов, онлайн-опрос, отбор по пересеченным квотам для интернет-активных пользователей – раз в неделю и чаще: пол/возраст/размер, города/ФО, 14-23 марта 2022 года.

 

«Отметьте, какие новости в интернете вы читали за последнюю неделю?»

16-64, Россия 0+ жителей, выборка 2068 респондентов, онлайн-опрос, репрезентация читавших за последнюю неделю новости на общественно-политические тематики, отбор по пересеченным квотам для читателей новостной категории: пол/возраст/размер, города/ФО, 25 апреля – 16 мая 2022 года.

2Социально-демографические показатели среди активных пользователей интернета, 16-64, Россия 0+ жителей, читавшие деловые новости (финансы, экономика и бизнес) за последнюю неделю.

Выборка в вопросах, ноябрь 2021: 472 респондента // март 2022: 600 респондентов // апрель-май 2022: 598 респондентов.

3На основании вопроса: «Отметьте, какие новости в интернете вы читали за последнюю неделю?» <дан список тематик>, онлайн-опрос, репрезентация интернет-активных пользователей, 16-64, Россия 0+ жителей.

Выборки: ноябрь 2021: 1052 респондента // март 2022: 2000 респондентов// апрель-май 2022: 3610 респондентов.

4Блочная кодировка открытого вопроса: «Какие источники вы сейчас используете, чтобы читать, смотреть новости, информационные сообщения в интернете?» среди активных интернет-пользователей, 16-64, Россия 0+ жителей, читавших общественно-политические новости за последнюю неделю.

Выборка в вопросах, ноябрь 2021: 610 респондентов // март 2022: 2000 респондентов // апрель-май 2022: 2068 респондентов.

5На основании кодировки открытого вопроса: «Пожалуйста, напишите, новости на какие общественно-политические темы вы чаще всего читаете в интернете?», 16-64, Россия 0+ жителей, выборка 610 респондентов, онлайн-опрос, репрезентация читавших за последнюю неделю новости на общественно-политические тематики (рассылка по социально-демографическим квотам для интернет-активных пользователей), ноябрь 2021.

6На основании закрытого вопроса: «Пожалуйста, посмотрите на тематики, о которых можно прочитать на сайтах, и отметьте те, которыми вы ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ», <дан список тематик>, онлайн-опрос, 16-64, Россия, 0+ жителей, выборка 2068 респондентов, репрезентация читавших за последнюю неделю новости на общественно-политические тематики, отбор по пересеченным квотам для читателей новостной категории: пол/возраст/размер, города/ФО, апрель-май 2022.

19.07.2022

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом &quot;секретно&quot;Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
&quot;Наша индустрия – самодостаточна&quot;: ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум &quot;Матрица рекламы&quot; о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум &quot;Матрица рекламы&quot;: к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.12.2024 - 12:57
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация