Интервью

"Людям в обычной жизни часто не хватает метафизики"

"Людям в обычной жизни часто не хватает метафизики"

Арт-группа «МишМаш» о паблик-арте и сакрализации банального.

Сотрудничество японского бренда одежды Uniqlo и музея современного искусства «Гараж» вышло на новый уровень: музейная зона во флагманском магазине Uniqlo в «Атриуме» раньше выглядела как лаунж с книгами о кино, живописи и моде, теперь же здесь располагается еще и объект современного искусства, созданный арт-группой «МишМаш». Для Uniqlo они также придумали принты, рифмующиеся с их инсталляцией «Общая картина», которые можно нанести на футболки c помощью услуги UTme! на третьем этаже магазина. Посетители, по замыслу художников, отвечают на ряд вопросов, приклеивая к холсту фрагменты цветного скотча. «Коммерсантъ Стиль» поговорил с участниками арт-дуэта Мишей Лейкиным и Машей Сумниной о том, чем магазин сегодня отличается от музея, а искусство от моды.

— Как в случае «Гаража», так и вас конкретно, это уже не первый выход за пределы музейной территории. «МишМаш» показывали свое искусство в самых неожиданных местах — от чебуречной до арки Парка Горького. Как вы оцениваете сотрудничество с Uniqlo: это скорее исключение или уже правило в современном искусстве?

МАША СУМНИНА: Искусство уже давно проникло и в город, и в мир рекламы. Но все же столкновение с такой широкой аудиторией как здесь, по крайней мере в нашей практике, происходит в первый раз. Это, наверное, хороший способ расшатать тот барьер, который все еще существует между людьми и искусством.

— Сегодня уместно говорить о том, чем музей отличается от торгового центра. Мы видим несколько примеров, когда искусство приходит в ТЦ. Из недавнего — в выставочном пространстве «Афимолл Сити» развернулась выставка In Dante Veritas. Получается, что, с одной стороны, магазины — главный конкурент музеев в борьбе за время и внимание посетителей, а с другой — сами музеи в этой конкуренции отдают свои объекты в публичные пространства.

М. С.: Если музей делает комфортным пребывание человека, то это хорошо. Но все имеет свои пределы: что-то должно оставаться в искусстве сакральным и непонятным — только тогда искусство сможет дать тебе больше, чем ты уже имеешь. А если это разжевать и продать, то может исчезнуть волшебство. Но немного еды и книжек сакральному, как мне кажется, не помеха.

МИША ЛЕЙКИН: Музеи теперь — не просто открытые архивы, а «шоу-программы», и это неизбежная ситуация. Мы же отвечаем за свою вещь, за искусство, которое в чистом виде может быть приравнено к поэзии.

— Легко ли было создать сакральное в торговом центре?

М. С.: Сложно. Но мы его здесь обязательно получим, потому что впереди — непредсказуемость. Как поведет себя наша работа, мы узнаем только в конце проекта:

Многое возложено и на посетителей, как они будут отвечать на наши вопросы и наклеивать фрагменты скотча на свитки, как будут друг с другом взаимодействовать. Это арт-эксперимент.

— Вы старались сознательно подчеркнуть эту границу — вот тут начинается магазин и заканчивается сакральное?

М. С.: Наоборот, мы старались действовать очень деликатно и мягко, чтобы человек не сразу почувствовал, что оказался немного в другом месте.

М. Л.: Сакрализация банального и банализация сакрального.

— Uniqlo известны своими коллаборациями с различными художниками. Как вы сами к такому сотрудничеству относитесь? Гоняетесь ли за какими-то вещами специально?

М. С.: Мы так не делаем. Uniqlo нам нравятся тем, что они не наносят свой логотип на одежду,— нам не нравится носить на себе чье-то чужое эго. Для них мы подготовили мини-коллекцию футболок с принтами, в которых смешали этот принцип — не подчеркивать бренд и метод фаундарта, которым мы увлекаемся. Как в «Доме-2» заклеивают скотчем логотипы, а ЖКХ зарисовывают граффити, мы также заклеили надписи на наших футболках, отчего инструмент «скрытия» сам становится объектом внимания.

М. Л.: Есть понятие «книга художника», а майка художника — еще несформулированный жанр.

— Искусство, как и мода, сегодня становятся доступнее и демократичнее. Улица и ее герои влияют на моду как никогда раньше. А в искусстве, как вам кажется, те же самые процессы происходят?

М. С.: Конечно, искусство становится популярным. А мода всегда была мостом между потребителем и искусством. Это хорошо: людям в обычной жизни часто не хватает метафизики, и от этого они делают гадости. Чем больше образования, чем шире становится наш внутренний горизонт, тем больше вероятность, что мы спасемся.

М. Л.: Мода — часть культуры, а искусство — не совсем культура. Это как наука и инженерия: наука открывает что-то новое и неизвестное, а инженерия уже это активно внедряет. Точно так же искусство открывает что-то новое и неизвестное. И если мода берет уличные тренды, то она занимается рекультивацией того, чего не было раньше, того, что какие-то хулиганы на улице нашли и придумали.

— Помню ваш проект с толстовками, вдохновленный личной историей взаимоотношений с родной пятиэтажкой. Какие чувства у вас вызвало здание «Атриума»?

М. Л.: здание «Атриума» напоминает провинциальную американскую архитектуру. Именно поэтому снаружи происходят попытки его переосмыслить. В плане внутренней функциональной организации это грамотный торговый центр, но мы о его архитектуре, если честно, старались не думать.

— Соавторство со зрителем — это ваш подход к паблик-арту?

М. С.: Да, мы стараемся таким образом снять диктат автора. Приходится немного бороться с собой, но в результате можно получить больше, чем ты можешь сделать сам. Формула идеального произведения: «На выходе больше, чем на входе». Рискованно, но тем интереснее — мы заранее не знаем, что у нас получится.

М. Л.: Мы стараемся не заниматься «самовыражением», не проявлять себя. Вместо этого мы создаем условия, чтобы это делали зрители.

— То есть каждый, кто ответит на вопросы — от своих каждодневных привычек до этических принципов — станет соавтором арт-инсталляции. По какому принципу вы составляли эти вопросы?

М. С.: Вопросов могло быть еще больше, но у нас было ограничение, связанное с размером инсталляции. Это глобальные вопросы, которые нас волнуют, например: где заканчивается интуиция и начинается тревожность? Но среди них есть и вопросы, связанные с присутствием «здесь и сейчас». Например, мы спрашиваем посетителя, есть ли на нем что-нибудь красное, чтобы он четко ощутил время и место.

Мы встречались с представителем Uniqlo, он рассказывал нам о своей работе с клиентами, о массиве обратной связи, которую они собирают в Токио. Здесь есть взаимосвязь и взаимовлияние — об этом и наша работа.

М. С.: Наш проект в целом про принцип «здесь и сейчас», но также и про психологический портрет общества. Возможна ли коллаборация между людьми? Как человек, который случайно оказался в этой ситуации, будет взаимодействовать со следами, которые оставил другой? Будут ли кусочки скотча, которые посетители станут наклеивать, отвечая на наши вопросы, перекрывать друг друга или выстраиваться в общий паттерн?

25.12.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


47 Ронинов. Легенда как искусство

47 Ронинов. Легенда как искусство
47 Ронинов. Легенда как искусство. 47 ронинов — правда и вымысел 47 ронинов — праведники и мятежники 47 ронинов — театр и гравюра 47 ронинов — восхваление и протест О легендарных ронинах, легендарных театральных постановках, легендарных книгах. Когда январской ночью 1703 года сорок пять бывших самураев на службе у даймё Асано Наганори врывались на территорию усадьбы дворцового распорядителя Киры Ёсинаки, они менее всего задумывались о том, что их деяние станет одним из элементов, составляющих мировое представление о традиционной японской культуре. Однако последующие события повернулись именно таким образом, а ронинам понадобилось всего лишь пятьдесят лет для того, чтобы превратиться из сорока пяти (или сорока шести) исторических налетчиков на эдосскую усадьбу в легендарных «сорок семь праведных самураев из Ако»... Ронины из Ако не были примером для подражания у самурайского сословия, но были моделями, по которым люди из других сословий оценивали самураев. Именно об этом, а также о разнице между историей и легендой идет речь в нашем издании. Изобразительный ряд состоит из японских ксилографий укиё-э на тему легендарных событий, связанных с сюжетами о «праведных самураях из Ако» в театре и устных сказаниях-кодан. Многие из представленных в издании листов либо редко, либо вообще никогда прежде не публиковались.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

13.03.2025 - 17:38
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация