Статьи

РАЭК представил анализ состояния интернет-экономики Рунета

РАЭК представил анализ состояния интернет-экономики Рунета

В этом году многие игроки рынка маркетинга и рекламы изменили подходы к сегментированию рынков.

Сегодня, 29 сентября, состоялась презентация исследования «Экономика Рунета 2015-2016», проведённого РАЭК. Объем экономики Рунета (контент и сервисы) по итогам 2015 года составил 1 355,38 млрд рублей, а объем рынка электронных платежей – 588 млрд рублей, что суммарно эквивалентно 2,4% ВВП России.

Аудитория Рунета в 2016 году составила 86 млн человек в возрасте от 12 лет. При этом в России около 33 млн абонентов широкополосного доступа. По итогам 2015 года домен .RU вошел в пятерку крупнейших доменов мира, – в нем насчитывается 5,2 2 млн имен. Кириллический домен .РФ с 900 т. имён – абсолютный лидер среди доменов, записанных символами национальных алфавитов. Домены .RU и .РФ демонстрируют одни из лучших темпов роста в Европе.

Проникновение смартфонов и доступных для них приложений и сервисов в Рунете уже год как не просто сравнимо с проникновением персональных компьютеров: аудитория Рунета растет практически только за счет мобильных пользователей. Всего ежемесячно мобильным интернетом пользуются порядка 62 млн россиян.

РАЭК представил анализ состояния интернет-экономики Рунета.

Маркетинг и реклама

РАЭК последовала рекомендациям экспертов IAB Russia при оценке объема российского рынка интернет-рекламы, выделив сегменты Perfomance, Search, таргетированную рекламу. Итак, сегмент контекстная реклама (Performance) составил 80,50 млрд рублей, что больше на 15% предыдущего года и прогнозом на 2016 год – 102,0 млрд рублей (примерно 27%).

Другим нововведением стал сегмент контент-маркетинга, который следует за изменениями на рынке SEO и появлением услуг по оптимизации и продвижению в соцсетях и магазинах приложений – 20,10 млрд рублей (снизился на – 1,5%).

Вместе с тем чистый рынок медийной (дисплейной) рекламы – 19,80 млрд рублей так и не восстановил рост минус 10% от прошлого года, и все большую его долю занимает видеореклама – 4,60 млрд рублей (рост на 21%). При этом усилилась конкуренция за бюджеты рекламодателей с ТВ, где стоимость контакта стала сравнима, а порой и дешевле, чем на порталах-лидерах Рунета.

Большие надежды эксперты возлагают на развитие технологий и полный переход на так называемый программатик. Для понимания таких надежд достаточно обратить внимание на Европу, где сегмент программатик за год вырос на 76%, а мобильный программатик – на 165%.

Электронная коммерция

Сфера электронной коммерции в России исследована в 4 сегментах: онлайн-ритейл в объеме 315,3 млрд рублей (прирост по сравнению с прошлым годом 13%), электронные платежи в объеме 588 млрд рублей (прирост 23.5%) и прогнозом увеличения на 2016 год на 16,6%, онлайн-трэвел 315,3 млрд рублей, прочие – 147,20 млрд рублей (30%). Прогноз на 2015 был оптимистичным, порядка 20%, что говорит о стабильности данной сферы.

Рынок электронной коммерции растет за счет роста «интернет-стажа» интернет-пользователей: если в 2010 году он был менее 3 лет, то сейчас более 6 лет. Также все больше пользователей имеют опыт покупки и оплаты товаров в интернете, в том числе безналичными способами оплаты в интернете пользовались 69%. РАЭК в своем исследовании также отметил, что доступ в интернет стал круглосуточным и повсеместным, а офлайновые магазины закрываются или существенно сократили ассортимент.

Эксперты отмечают также постепенный рост качества и скорости доставки вследствие вложений в логистику как частных игроков, так и усовершенствование Почты России. Так, в 2015 году почта доставила почти вдвое больше товаров из интернет-магазинов, чем в 2014 году, и в 4,5 раза больше, чем в 2013-м. Это в первую очередь связано с дальнейшим развитием доступа к интернету, увеличением мобильного трафика, изменением покупательских практик в сфере онлайн-торговли.

Так, у многих лидеров Рунета доля заказов с мобильных устройств приближается к 50%, в некоторых товарных категориях – до 70%. Прогноз на 2016 год также оптимистичный и составляет порядка 20%. В связи с этим пользовательские предпочтения претерпели значимые изменения в сфере потребления контента и заказа разного рода услуг и сервисов. Практически во всех сегментах на мобильную составляющую приходится минимум четвертая часть рынка, а в отдельных сегментах, таких как услуги или цифровой контент, доля достигает 80-90%. При этом доля пользователей или покупателей с мобильных устройств уверенно приближается к 40%.

Сегмент онлайн-тревел пережил беспрецедентное влияние внешних факторов (банкротство Трансаэро, запрет на полеты в популярные курортные зоны), ущерб от которых частично смогло сгладить развитие внутреннего туризма. Эксперты отмечают, что для устойчивого развития компаниям сегмента необходимо выйти из «зоны турбулентности», чтобы иметь возможность пересмотреть параметры бизнес-моделей и эффективнее планировать свою деятельность.

Цифровой контент

Сегмент электронного контента в год показывает рост около 13%, кроме того, дальнейшие прогнозы довольно оптимистичны, но не стоит ожидать взрывного роста. Объем цифрового контента за 2015 год составил: электронные книги – 1,61 млрд рублей (67%), игры – 46,7 млрд рублей (14%), онлайн-музыка – 2,33 млрд рублей (6%), онлайн-видео – 3,80 млрд рублей (9%).

Прогнозы развития на 2016 год умеренны, эксперты говорят о росте в среднем на 10%. Драйвером развития, как и в 2015 году, будут электронные книги – ожидается 2,3 млрд (рост на 43%).

Влияние кризиса на интернет-индустрию России в 2015–2016 гг.

Эксперты в основном согласны с наличием кризиса в онлайн-индустрии, но соглашаются с тем, что он несколько мягче по сравнению с другими сферами отечественной экономики. На фоне усиления конкуренции происходит оптимизация и структуризация процессов внутри компаний, что вынуждает бизнес выводить на рынок новые продукты или услуги. Пятая часть экспертов уверена, что дно экономического кризиса в отрасли ожидается во втором полугодии 2016 года, а каждый десятый считает, что дно уже пройдено в 2015 году.

Говоря о сроках выхода онлайн-экономики на докризисные темпы, 40% экспертов затрудняются с оценкой. Напомним, что по результатам подобного опроса в середине 2015 года, восстановление онлайн-экономики треть экспертного сообщества (32,7%) прогнозировала к четвертому кварталу 2017 года и позднее. Пятая часть аудитории была настроена более оптимистично и допускала завершение кризиса к концу 2016 года. По итогам текущего опроса «Кризисный барометр - 2016», около 30% респондентов считают 2017 год годом восстановления. Таким образом, стагнация онлайн-экономики будет происходить еще около года.

Сценарии развития Рунета

По предварительным результатам опроса экспертов отрасли, большинство цифровых рынков в 2016 году выйдут на «консервативный сценарий роста» (сформулированный в исследовании 2013 года), выйдя из нынешнего «кризисного сценария» (который был зафиксирован в рамках нашего исследования год назад). Таким образом, суммарный рост рынков составит 10-15%.

Тем не менее, наблюдается и другая, тревожная тенденция на ряде сегментов рынков. Если год назад падающих или стагнирующих сегментов рынка было всего 2-3, и эксперты прогнозировали восстановление в 2015 году, то сейчас восстановление на этих сегментах не началось, более того, количество таких сегментов увеличилось.

Более того, даже на самых крупных рынках − коммерции и рекламы, эксперты отмечают практически 100-процентную зависимость темпов роста от экономической ситуации в России и покупательной способности населения, фактически − от внешних по отношению к интернету факторов.

Прогнозирование будущих результатов в такой ситуации затруднено, что отмечает большинство экспертов. 

29.09.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.12.2024 - 11:01
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация