Анализ рынков

Общепит в ритейле: нарастающий тренд

Общепит в ритейле: нарастающий тренд

Активное развитие форматов общепита – основной тренд мирового рынка ритейла, набирающий силу и в России. Общепит становится важной составляющей торгового предприятия. Несмотря на кризис, в России наблюдается увеличение затрат потребителей на питание вне дома как альтернативу более дорогих удовольствий, а также переключение на форматы продуктового ритейла с традиционного общепита и фастфуда.

Развитие общепита в ритейле – мировой и российский тренд. Форматы общепита становятся изюминкой, конкурентным преимуществом магазина, точкой притяжения потока покупателей, позволяют более эффективно использовать площади магазина, загрузить кулинарное и кондитерское производство, увеличить торговую наценку. Кафе может стать площадкой для демонстрации и дегустации новых блюд кулинарии. Традиционные для западных магазинов форматы – кафетерий, булочная, кондитерская – интенсивно осваиваются российскими ритейлерами и имеют высокие перспективы. Наблюдается новый тренд – формат in store-кафетерий, активно развиваемый супер- и гипермаркетами, постепенно оттягивающий трафик традиционных ресторанов, кафе, столовых и фастфуда.

Самые динамичные

Неожиданно, но общепит в кризис демонстрирует меньшее падение, чем ритейл. Если в 2015 году торговая розница снизилась на 10%, то рынок общественного питания сократился на 6% (по данным Росстата). Для сравнения: в прошлый кризис ситуация была обратная – в 2009 году оборот продуктовой розницы к предыдущему году упал на 2%, а общепита – на 13%. Почему так сложилось?

«Во-первых, изменилась структура рынка общепита, – поясняет руководитель направления Фудсервис агентства The NPD Group Наталия Аристархова. – Ключевым каналом сегодня является фастфуд, который в 2009 году был гораздо слабее. Фастфуд достаточно устойчив к кризису, так как представлен крупными международными операторами, которые продолжают открывать рестораны и развивать экспансию в регионы; характеризуется достаточно низким средним чеком, поэтому доступен для потребителей, прекративших ходить в традиционные рестораны. Вторая причина – новая формация потребителя. За эти годы вырос и экономически развился сегмент потребителей, для которых питание вне дома – не роскошь, а элемент повседневной жизни».

Общепит в ритейле: нарастающий тренд.

В ритейле даже при сокращении оборота растет продажа готовых к употреблению еды и напитков. Этот сегмент, по данным компании NPD Group, в 2015 году вырос на 4% по отношению к 2014 году. Тем не менее, его доля в структуре оборота продуктового ритейла все еще крайне мала – около 1%, а значит, здесь имеется большой потенциал для роста.

Рынок общепита начал снижаться еще в конце 2014 года (-2% в IV квартале), продолжил падение в 2015 году (-5% в I и II кварталах, -3% – в III, -6% – в IV квартале). Но в 2016 году падение снизило темпы: в I квартале рынок сократился уже на 3%.

В 2015 году единственными растущими каналами общественного питания были фастфуд (+1%) и ритейл, включая заправки) (+4%). При этом ритейл оказался самым динамично растущим сегментом рынка. Средний чек в рознице ниже, чем на рынке общепита (средний чек в рознице – 160 руб., в общепите – 265 руб.), но растет быстрее (прирост среднего чека в рознице составил +7%, в общепите +3%). «Ритейл привлекает потребителей, которые в кризис при снижающихся доходах начинают переключаться с ресторанов и даже фастфуда на готовую еду в торговой рознице», – поясняет Наталия Аристархова.

Форматы и мотивы

В ритейле развиваются два основных формата общепита – питание на вынос и питание на месте, так называемый in store-кафетерий, который составляет уже 16% от всех покупок готовой к употреблению еды.

Заказ в in store-кафетерии отличается от заказа на вынос: если в заказ на вынос входят, в основном, блюда для перекуса (снеки, выпечка, йогурт, фрукты), то при питании в зале чаще приобретаются горячие напитки, десерты и салаты. Средний чек в кафетериях составляет 204 руб., что на 35% выше, чем средний чек при заказе на вынос – 152 руб.

Формат in store-кафетерия также активно развивается на заправках (10% от всего ритейла). Практически все операторы заправок оборудовали зоны, где предлагают горячие напитки, хот-доги, сэндвичи, десерты.

Постепенно меняется мотивация потребителя питаться вне дома. В России ключевым фактором питания вне дома остается удобство (обед на работе, перекус во время прогулки или шопинга, а также нежелание или отсутствие времени приготовить дома) и общение (отметить событие, провести время с семьей, друзьями). Но значимость этих факторов постепенно снижается. Яркий тренд 2015 года на рынке общественного питания – рост фактора удовольствия в мотивации питания вне дома.

«В кризис потребитель отказывает себе в дорогих удовольствиях, компенсируя это «маленькими радостями» в кафе, – говорит Наталия Аристархова. – При снижающихся расходах, упавших впервые в 1999 года, потребитель не может себе позволить дорогие покупки и поездки, перераспределяет траты в пользу немедленного потребления. Общепит оказывается доступным способом побаловать себя и детей, собрать друзей в комфортной обстановке».

В ритейле мотивациив целом схожи с общепитом: основные причины покупки еды в ритейле – удобство и желание поесть. За последний год в ритейл приходит потребитель, которому даже фастфуд становится не по карману.

В Европе ритейл привлекает потребителя удобным расположением, качеством и разнообразим еды, доступной ценой. В России основным фактором выбора пока является лояльность, привычка ходить в определенную точку продаж, однако и здесь наблюдается рост фактора «доступная цена». При выборе ресторана или кафе потребители все больше ориентируются на скидки и промоакции. В 2015 году 41% всех заказов на рынке общепита включал промопредложение или скидку.

Отличительные черты потребителя

Прирост ритейла в кризис обеспечивает самая экономически активная аудитория в возрасте 25-34 года (+21% в 2015 году по сравнения с 2014 годом). Эта группа переключается с традиционных ресторанов на покупку готовой еды. На рынке общепита в целом тренд немного другой – потребитель становится старше, а молодежь сокращает свои визиты, переходя на питание дома: посещения возрастной группы младше 25 лет упали на 9%, 25-34 лет – на 5%. Сокращение аудитории старше 35 лет было самым незначительным (-3%).

Общепит в ритейле: нарастающий тренд.

В Европе и России немного разнится список товаров, покупаемых в ритейле для немедленного потребления. В России на 1 месте находятся продукты для перекуса (снеки, йогурт, фрукты, выпечка, сэндвич), тогда как в Европе в топ-5 попадают также и готовые блюда и десерты. «Связано это с тем, что в Европе сегмент in store-кафетерия более развит, чем в России, – поясняет Наталия Аристархова. – Треть всех покупок готовой еды в ритейле происходит в формате посещения заведения, являющегося прямым конкурентом традиционному рынку общественного питания».

Доля продажи готовой еды в ритейле у нас уже сопоставима с Европой и составляет 13% от всего рынка общественного питания. При этом общие затраты россиян на питание вне дома в разы меньше европейских. В 2015 году среднедушевые расходы на общепит в год в России составили 298 евро, а средний чек – 3,8 евро. Для сравнения – в Великобритании расходы одного человека на питание вне дома в среднем составляют 731 евро, средний чек – 4,7 евро, в Германии – 822 и 6,4 евро (соответственно). Значительная разница связана с тем, что россияне питаются вне дома в 2-3 раза реже, чем жители европейских стран. Средний чек еще недавно в России был сопоставим с Европой, но с обвалом рубля в 2015 году разрыв увеличился. Все это говорит о том, что в России имеется огромный долгосрочный потенциал для роста рынка общепита в целом и развития продуктовой розницы в частности.

Факторы роста

Как именно реализовать этот потенциал? В Европе успех продуктового ритейла на рынке питания вне дома обеспечивается удобным предложением для питания на ходу, доставкой блюд и корпоративными обедами, созданием комфортных зон для питания и общения внутри магазина. Стимулируют продажи специальные зоны с продуктами на вынос у кассы, комплексные меню, горячие готовые блюда, свежая выпечка

Тренд развития доставки и питания на вынос актуален и для российского рынка. В прошлом году оба сегмента показали прирост на падающем рынке (питание на ходу +2 пп, доставка +1 пп). Эти форматы открывают ритейлу новые возможности роста на ближайшие годы.

Помимо доставки у ритейла огромный потенциал в привлечении дневного потребителя – пока доля дневных посещений в ритейле гораздо ниже (37%), чем в традиционных каналах общепита (48%), это свидетельствует о том, что обеденные визиты ритейл генерирует не достаточно хорошо, и здесь есть над чем работать. А помочь тут может именно развитие in store-кафетерия. Сюда на обед будут приходить те, кому не по карману пойти даже в столовую (по данным The NPD Group таких 60% среди регулярных клиентов ритейла). Ключевой фактор для такого потребителя и, соответственно, основная коммуникация ритейлера – привлекательная цена.

Резюмируя перспективы российского ритейла, выделим основные направления развития и рекомендации.

  • В ближайший год продолжится общее увеличение затрат россиян на питание вне дома, вызванное инфляцией, а сокращение доходов будет и дальше стимулировать потребителя переключаться с традиционных на более доступные и современные форматы, в частности, на ритейл.
  • Точки роста продуктового ритейла в России – развитие in-store кафетерия, увеличение присутствия готовых блюд в ассортименте, развитие доставки, создание в магазине комфортной атмосферы для общения и удовольствия.
  • Имеет смысл сделать фокус на возрастную аудиторию 35+, обладающую самой высокой покупательской способностью, но пока не достаточно охваченную. Самым высоким потенциалом тут обладают дневные посещения.
  • Для привлечения потребителя коммуникация должна подчеркивать основное преимущество ритейла по сравнению с традиционными каналами – более доступные цены, выгодные промо и интересные акции.
Валерия Миронова, журнал «Точка продаж»
Advertology.Ru

17.08.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Ткань авангарда

Ткань авангарда
Ткань авангарда. Русский текстильный авангард 1920–1930-х годов — явление многогранное. Это сплав экспериментального абстракционизма, законов комбинаторики народного орнамента, функциональности русского конструктивизма и тенденций моды начала ХХ века. Мы предлагаем читателю взглянуть на одежду и ткани авангарда глазами художников-проектировщиков, представителей школы текстильного дизайна революционной эпохи, включая краткий, но яркий период агиттекстиля. Именно этот период подытожил многочисленные дискуссии о стилях, технологиях и роли художника-производственника в «перестройке быта». «Ткань Авангарда» — книга полностью посвященная дизайну текстиля начала XX века. Изданий такого объема и качества проработки материала посвященных теме авангарда в текстильном искусстве нет. Книга разделена на две части: научно-популярную и иллюстративную. Обширная коллекция научно атрибутированных образцов текстильного орнамента представляет ткани в натуральном масштабе 1:1. Многие из них читатель увидит впервые. Альбом такого объема ранее не публиковался.  «Русский текстильный авангард» находится в одном ряду с такими терминами, как «Архитектурный авангард», «Фотоавангард», «Театральный авангард». В каждой из этих областей энергия авангардизма нашла собственное, уникальное воплощение. Но если другие «авангарды» уже в какой-то мере описаны и изучены, то новаторство в области текстильного дизайна только начинает осознаваться. Особое место в книге отведено новой роли конструктивистского опыта дизайна тканей: это не обособленное явление, а один из важнейших стилеобразующих факторов развития искусства, от которого берет начало интернациональный стиль. Читатель легко обнаружит ведущую роль авангардистской геометрии не только в построении орнамента, но и в развитии всей системы выразительных средств искусства XX века. Книга представляет такие знаковые фигуры авангардизма, как Любовь Попова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова, Людмила Маяковская, Александра Экстер...  Именно они разрабатывали эскизы тканей для знаменитой Трёхгорки, «Красной розы» и Первой ситценабивной фабрики в Москве. Создавал эскизы для ткани супрематической орнаментировки и Казимир Малевич. Маяковская, Степанова и Попова преподавали во ВХУТЕМАСе, где впервые был открыт текстильный факультет. Эскизы и крой костюмов созданные Александрой Экстер для журнала «Красная нива» сейчас смотрятся очень актуально, и интересны не только с точки зрения истории костюма. В книге представлены эскизы и реконструкции костюмов, образцы тканей и аксессуаров.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.04.2025 - 21:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация