Как формируется корпоративный имидж?
![Как формируется корпоративный имидж?](/images/content/news/2005/04/29/sohina.gif)
Как формируется корпоративный имидж? Кто придумывает внешний вид визуальных носителей? Важно ли работать над созданием имиджа компании? Уверена, что многие ответят положительно на последний вопрос. И это правильно.
![](/images/content/news/2005/04/29/adm.gif)
В каждой компании есть какая-то главная идея, которая берется за основу при формировании корпоративного имиджа. Чаще всего главная идея формулируется на основе того, что клиенты ожидают от компании. Например, от банка ожидается, что он будет надежен. Именно поэтому в имидже банковских работников исключены авангардные, креативные костюмы, так как они не поддерживают идею стабильности и надежности. Скорее всего, традиционные деловые костюмы, серые оттенки, классический и качественный интерьер – вот те визуальные носители, которые будут сообщать клиентам банка о его надежности.
От врача ожидают, что он будет аккуратен, чистоплотен, доброжелателен и т.п. Поэтому врачи используют именно белые халаты, которые подчеркивают чистоту и опрятность. Таким образом, мы наблюдаем, что имиджевые каноны формируются на основе запросов аудитории.
Давайте рассмотрим формулу по созданию корпоративного имиджа.
Первое, что необходимо сделать, это выяснить, кто именно является целевой аудиторией компании. В эту группу будут входить клиенты, партнеры, СМИ и т.д. Необходимо составить условный портрет аудитории.
Второе действие – найти способ общения с целевой аудиторией, чтобы провести исследования. Используемые способы общения: личные опросы, телефонные беседы, опросы по почте или в Интернет и т.п.
Во втором действии необходимо связаться с аудиторией компании, выясняя что именно для них является важным в деятельности данной фирмы или организации.
В третьем действии нужно сформулировать главную идею корпоративного имиджа на основе опросов публики.
И последний шаг – составить программу, которая будет содержать действия по формированию корпоративного имиджа компании на основе реальности публики.
В этот момент может быть полезной консультация имиджмейкера, который поможет грамотно проявить главную идею корпоративного имиджа в оттенках, фактурах, линиях, пропорциях. А также имиджмейкер может рекомендовать системы визуальных коммуникаций, которые позволят создавать у публики именно то впечатление, которое она ожидает от конкретной компании.
Безусловно, деловой имидж основан на конкретных канонах, нарушение которых обычно приводит к тому, что аудитория потенциальных клиентов и партнеров не испытывает полного доверия к той или иной компании.
Грамотно созданный корпоративный имидж позволяет увеличить доход компании, только потому, что повышает доверие клиентов.
Почему? Очень просто.
Деньги - это доверие. Если Вам доверяют, Вы можете увеличивать свой доход. Имидж помогает в этом, так как имидж - это основа доверия. Клиент, который не доверят, денег не платит. А доверие клиента формируется не только благодаря профессиональным качествам персонала или персоны, но и благодаря их внешнему виду. Если сейчас компания или частный предприниматель зарабатывает N-ную сумму денег, то, улучшив свой имидж, они начинают зарабатывать больше.
Давайте разберемся с тем, что же такое имидж, стиль, мода, внешность!
И чем различаются эти понятия…
Имидж – в переводе с английского языка – образ, картинка.
Образ – (по толковому словарю) – внешний вид, облик, наружность. Иными словами – имидж – это то впечатление, которое мы создаем у окружения своим внешним видом. Как согласованны все детали нашего образа, как мы сочетали одежду с макияжем, аксессуарами, ароматами. Все это и есть наш имидж, который говорит другим людям о нас "молча", даже если мы молчим и неподвижны (на фото, например).
Понятие имидж также включает в себя то впечатление, которое мы производим на окружающих посредством нашего поведения, общения, той среды обитания, которую мы создаем, и многими другими факторами.
Если человек имеет имидж, который соответствует его социальному статусу, занимаемой должности, отражает специфику деятельности компании, в которой он работает, то именно такой имидж будет вызывать доверие и согласие у клиентов и деловых партнеров, увеличивая доход компании и помогая сотруднику достигать еще больших успехов.
Вспомните случай, когда вы наблюдали, что подчиненные подшучивают над начальником и не придают значения его приказам.
Давайте вспомним еще один случай, когда вы наблюдали кассира, регистратора или секретаря, имеющего настолько "неприступный" и важный вид, что желания проконсультироваться или обратиться за услугой, не возникало?
И еще бывают ситуации, когда консультант (например, по косметике) сам имеет проблемную кожу или нелепый макияж. И следовать рекомендациям такого "специалиста" не хочется. Встречали ли вы такие примеры в жизни?
Думаю, что встречали.
Надеюсь, вы согласитесь с тем, что профессионал должен не только обладать навыками и опытом в своей сфере деятельности, но и выглядеть соответственно занимаемой должности, чтобы вызывать доверие у клиента?
Каждый человек стремится выглядеть лучше, быть увереннее в себе, сформировать свой имидж, достигать еще больших успехов в жизни.
Каждая компания стремится увеличить свой доход.
Первое впечатление складывается мгновенно. Есть еще крылатая фраза: "Право на создание первого впечатления мы имеем один раз". Это первое впечатление формируется только на основе нашей внешности (образа). Поговорку о том, что встречают по одежке, еще никто не отменял.
Из чего же складывается внешность (образ) человека? Каковы ее составляющие?
Внешность = имидж + индивидуальный стиль + мода
Это вершины треугольника. Каждая вершина данного треугольника имеет равное значение в образе.
Давайте рассмотрим подробно каждую составляющую внешности:
"Имидж" переводится с английского, как "образ, картинка".
В толковом словаре русского языка "внешность" - это "внешний вид, образ, внешность, наружность".
В Большом энциклопедическом словаре слово "Имидж" - (англ . image, от лат. imago - образ, вид), целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоциональное воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы, достижения успеха и т. п.
В словаре финансовых терминов:
Имидж - "образ" товара, услуги, предприятия, человека, сумма впечатле-
ний, которые складываются в сознании людей и определяют отношение к ним. Товар, услуга, предприятие, чей ИМИДЖ получил признание потребителей, обеспечивают в дальнейшем верность потребителя соответствующей фирменной и торговой маркам и прочное положение на рынке.
Во французском языке:
Имидж - изображение; картинка, образ, представление; символ, прообраз, по образу, наподобие, репутация, престиж, "лицо", представление о..., быть на хорошем счету, пользоваться хорошей репутацией
А также посмотрим на слово "Имаджине" - воображать, представлять себе; придумывать; изобретать.
В результате исследований слова "имидж", мы можем увидеть, что имидж – это нечто созданное с определенной целью. А также имидж можно сравнить с репутацией, престижем, представлением, суммой восприятий от образа, представлением о ком-то или о чем-то. Например, "имидж политика", "имидж бизнесмена", "имидж шоу-звезды", "деловой имидж", "имидж ловеласа", "имидж домохозяйки" и т.д. Важно отметить, что каждый раз, используя слово "имидж", мы стремимся подчеркнуть либо социальный статус человека, либо принадлежность его к той или иной профессии, либо некий набор характеристик, присущий данному образу.
Важно понимать, что имидж – это не врожденное качество, а приобретенное, созданное, сформированное и т.д. Изначально каждому человеку присущ его индивидуальный стиль, а не имидж.
Вот пример создания имиджа:
На фото слева бизнесмен перед консультацией у имиджмейкера.
На фото справа – после консультации по созданию делового имиджа. Согласитесь, на втором фото заметно, что человек имеет отношение к бизнесу.
Давайте теперь разберемся с этим понятием – "стиль".
СТИЛЬ (лат . stilus, stylus, от греч. stylos - палочка), в древности и в средние века заостренный стержень из кости, металла или дерева, которым писали на восковых дощечках или на бересте.
СТИЛЬ, общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.
СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (греч. stylos - палочка для письма) - эстетическая категория, отражающая определенный способ восприятия и интерпретации человеком мира, что проявляется в конкретном соотношении содержания и формы, результата и процесса творческой деятельности. Проявляясь наиболее полно в художественном творчестве, С.Х. принадлежит сфере эстетического, фиксируя момент самовыражения человека, действующего в контексте конкретного пространства и времени. Будучи своеобразным проявлением особой меры субъективности, С. несет на себе печать этой субъективности и, одновременно, вбирает в себя бесконечное разнообразие элементов реальной действительности, образуя некую целостность со множеством красок и оттенков. С.Х. выступает конкретным проявлением идеалов и вкусов субъекта в продуктах его творческой деятельности. С.Х. возникает на основе миросозерцания человека как выражение его внутренней духовной сущности, как тот внутренний взгляд на мир, при помощи которого человек "созерцает тайну бытия всего сущего" (Белинский).
Что же такое "индивидуальный стиль" человека? – это проявление его индивидуальности во внешней художественной форме. Каждый человек с рождения имеет некую собственную индивидуальность (набор неотъемлемых качеств личности), которая с течением времени может слегка видоизменяться. Но стержень остается на протяжении всей жизни вместе с человеком. "Отражение" именно этого стержня индивидуального стиля можно увидеть в неизменных чертах лица человека, которые делают его неповторимым и непохожим на других. Важно помнить, что некоторые черты лица не меняются в течение всей жизни. Именно они "говорят" о качествах человека так же, как почерк. Грамотный графолог (специалист по анализу почерка) может установить личность писавшего тот или иной текст. Также грамотный "стильмейкер" (стилист, который помогает выявить индивидуальный стиль) по неизменным чертам лица может установить характеристики человека и помочь "поместить" это лицо в правильную оправу, дополнив необходимыми аксессуарами, одеждой, оттенками цвета, фактурой, украшениями. Иными словами – индивидуальный стиль – это явление врожденное. Несмотря на это, не каждый знает свой индивидуальный стиль и не каждый может им грамотно пользоваться.
Вот пример выявления индивидуального стиля:
На фото слева: клиентка, находившаяся много лет своей жизни в поисках своего стиля.
На фото справа: она же после консультации стильмейкера, в новом образе, который, по ее словам, оказался очень элегантным и комфортным. Она стала выглядеть моложе своих лет, и чувствовать себя более уверенной и привлекательной, несмотря на то, что обратилась за консультацией на пенсии и сейчас эта интересная дама "начала жизнь заново", найдя себя…
Посмотрите как интересно: имидж мы можем создавать, формировать, менять, приобретать и т.д. Индивидуальный стиль мы можем только выявить, т.к. он уже создан при рождении. Таким образом, мы еще раз подтверждаем тот факт, что имидж – это нечто созданное с определенной целью, а индивидуальный стиль – это нечто врожденное. И это два разных понятия!
Мода – это совокупность вкусов, действующая в тот или иной период времени.
Теперь посмотрим как эти три составляющие внешности – имидж, мода и стиль – взаимосвязаны.
Например, если человек хорошо знает свой индивидуальный стиль, ориентируется в моде, но не формирует свой имидж, тогда его образ (внешний вид) будет иметь минусы.
Или, если кто-то отлично знает свой стиль и придерживается имиджа, но не следит за модой, тогда он рискует выглядеть старомодно.
Или, если кто-то следит за модой, придерживается своего имиджа, но не использует индивидуальный стиль, он может выглядеть шаблонно (как все).
В идеале все три вершины треугольника должны быть уравновешенны. Причем, улучшение одной из вершин приведет к тому, что две другие тоже автоматически станут лучше. И наоборот – ухудшение характеристик одной из вершин тут же приведут к ухудшению двух остальных. Важно помнить, что все три вершины взаимосвязаны!
Можно продемонстрировать вышесказанное несколькими примерами:
1. Вспомните случай, когда вы видели девушку в деловом костюме в офисе. И вы наблюдали, что цвет блузки не очень-то ей к лицу, или помада выглядела яркой из-за своего оттенка, или модель обуви казалась старомодной. Это яркий пример того, как, используя деловой имидж, девушка забыла о моде и о своем индивидуальном стиле.
2. Теперь представьте себе высокую девушку в модных расклешенных джинсах с заниженной талией (когда видно животик), в красивом ярком топике, с распущенными шикарными волосами, с ярким макияжем и крупными украшениями… И представьте, что эта девушка в офисе на месте секретаря-референта… Очевидно, что она следит за модой и придерживается индивидуального стиля, но совсем не учитывает деловой имидж!
3. Вспомните случай, когда вы наблюдали за супер-модницей. На ней был наряд от известного дизайнера, что называется "последний писк", но выглядело это в целом немного "странно", немного нелепо. Это и есть пример того, как кто-то, слепо следуя моде, забывает об индивидуальном стиле или имидже.
4. А теперь посмотрим на обеспеченного бизнесмена, который носит дорогие деловые костюмы, и эти костюмы великолепно ему подходят, но они были модны пять лет назад. Такие костюмы подчеркивают его социальный статус и деловой имидж. Но вышедшие из моды модели одежды "говорят" о том, что человек не находится в настоящем времени, что он неактуален, не следит за модой, не прогрессивен и т.д. Это может негативно сказаться и на имидже.
Имидж – это важная составляющая в жизни каждого человека. Прикладываем ли мы усилия к формированию имиджа или нет, делаем ли мы это грамотно или интуитивно, так или иначе, но имидж все равно формируется. Важно понять простое правило: "Если не уделять внимание созданию имиджа, то он "создастся" сам. И в результате может получиться, что такой "самосоздавшийся" имидж создает у окружающих далеко не самое благоприятное впечатление".
То же самое можно сказать и о корпоративном имидже. Если не работать над его созданием, то он "создастся" сам и не всегда благополучно.
Выяснив, что именно аудитория ожидает от компании, можно легко сформировать имидж, который будет способствовать процветанию.
Автор книги "Азбука имиджа"
© Ирина Сохина
www.cscs.ru irina@sohina.ru
29.04.2005
Комментарии
Написать комментарий