Анализ рынков

Кризис расширил торговые площади

Кризис расширил торговые площади

На рынке продовольственного ритейла ускорилась консолидация.

К концу I квартала 2015 г. торговые площади, занимаемые российскими розничными сетями, расширились на 496 000 кв. м по сравнению с показателем годичной давности. Такая статистика приводится в «Рейтинге крупнейших торговых сетей FMCG» аналитической компании Infoline. Аналитики Infoline отслеживают динамику развития 130 крупнейших продовольственных ритейлеров с оборотом от 3 млрд руб.

За последние несколько лет это рекордный квартальный прирост, констатируют авторы рейтинга. В январе – марте этого года продовольственные магазины ввели почти вдвое больше новых торговых площадей, чем в этот же период прошлого года (подробнее динамику торговых площадей см. в таблице).

Почти весь прирост площадей пришелся на десятку крупнейших российских продовольственных ритейлеров (подробнее см. график ). А два лидера рынка – «Магнит» и X5 Retail Group (владелец сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») – за три месяца этого года открыли вдвое больше торговых площадей, чем вся десятка крупнейших ритейлеров в I квартале 2014 г. Площади двух крупнейших ритейлеров расширились за квартал на 251 600 кв. м, а торговые пространства 10 лидеров рынка год назад – лишь на 118 900 кв. м.

Это реакция крупных участников рынка на экономический кризис, не сомневается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Инвесторы ждут от ритейла не высокой маржи, а сохранения роста бизнеса, считает он. Крупнейшие сети сделали выводы из кризиса 2008–2009 гг. – тогда такого расширения торговых площадей не было, вспоминает он.

Наиболее активно расширяются сети магазинов «у дома» и дискаунтеры. Гендиректор и основной акционер «Магнита» Сергей Галицкий еще в начале года обещал, что рост сети этой краснодарской компании будет в 2015 г. рекордным – появится более 2090 новых магазинов разных форматов. Это сопоставимо со всей сетью группы «Дикси» (2195 магазинов «Дикси» и супермаркетов «Виктория» на конец 2014 г.). За январь – март «Магнит» успел расширить сеть на 409 магазинов, а торговые площади – на 21,6% до 3,73 млн кв. м. Сеть X5 Retail Group приросла за это время на 156 магазинов (все вновь открытые минус закрытые), нарастив торговые площади на 20,1% до 2,68 млн кв. м.

«Дикси» в течение I квартала открыла 143 магазина в формате «у дома», ее торговая площадь выросла на 26% до 788 000 кв. м. За весь год ритейлер намерен открыть не менее 500 новых магазинов, говорит представитель «Дикси» Екатерина Куманина: «Мы не меняли планы, результат I квартала подтверждает их реалистичность». В частности, компания воспользовалась кризисной ситуацией на рынке аренды, рассказывает Куманина, хотя «нельзя сказать, что аренда существенно подешевела или что резко выросло предложение помещений, особенно в столицах».

«Ашан» за первые три месяца почти выполнил годовой план, открыв семь гипермаркетов из 10 планируемых. Его торговые площади расширились за это время на 9,4% до 812 700 кв. м, говорит представитель «Ашан России» Мария Курносова.

Продовольственные сети, а особенно те, что работают в нижнем ценовом сегменте, чувствуют себя увереннее всех прочих ритейлеров и активно развиваются, констатирует начальник департамента торговых площадей консалтинговой компании JLL Татьяна Ключинская. Площади, освобождающиеся после выезда других ритейлеров, зачастую забирают себе именно продуктовые сети, отмечает она.

«Крупнейшие компании не испытывают финансовых сложностей, и мы, регионалы, все это ощущаем на себе», – говорит председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев (возглавляет калининградскую торговую сеть «Семья»). У покупателей стало меньше свободных денег, падают продажи высокомаржинальных товаров, так как потребитель выбирает товары по акции и это снижает маржу ритейлера, перечисляет он. Рентабельность небольших сетей в этом году снизилась в среднем на 2 п. п., говорит Пономарев, и, учитывая, что их средняя рентабельность по чистой прибыли составляет около 4%, эти 2 п. п. «очень болезненны».

В рознице резко ускоряется консолидация рынка, говорит Бурмистров. До сих пор аналитики, наоборот, называли российский розничный рынок фрагментированным: доля его пяти крупнейших участников в общем обороте – всего 20%, тогда как, например, в США – 45%, а в Германии – 69% (данные отчета X5 Retail Group за 2014 г.). «Пока ужесточение конкуренции на рынке не привело к массовым закрытиям небольших розничных сетей, но к концу года мы уже можем увидеть это», – прогнозирует Бурмистров.

Небольшие региональные сети вне зоны риска, если они не закредитованы, возражает Пономарев: «Совсем трудно компаниям с оборотом 1–2 млрд руб. в год, а игрокам с оборотом от 5 млрд руб. ничего не угрожает: поживут на маленькой марже год-два, ничего страшного».

Тем не менее некоторые региональные торговые сети уже столкнулись с серьезными проблемами, исками о банкротстве и были вынуждены закрыть торговые точки. Например, пермская торговая сеть «Добрыня» к началу 2015 г. закрыла 10 из 17 магазинов, а еще в конце 2014 г. один из ее поставщиков подал иск о ее банкротстве. В начале февраля стало известно о закрытии 14 магазинов сети «Посадский» в Тольятти, а к концу марта компания, управляющая этой сетью, запустила процесс самоликвидации. В начале апреля один из арендодателей подал иск о признании банкротом ООО «Элемент-трейд» – головной компании уральской сети «Монетка».

Сложности с выплатами партнерам возникают и у крупного регионального ритейла. В начале апреля судебные приставы арестовали 54 единицы техники сибирской розничной сети «Компания Холидей» в обеспечение иска на 4,6 млн евро от «МАН трак энд бас рус» (официальный дилер MAN в России). 17 апреля суд утвердил мировое соглашение между сторонами.

Наталья Ищенко (Ведомости)

Advertology.Ru

24.04.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.11.2024 - 22:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация