Новости

"Русский стандарт" замораживает бизнес

"Русский стандарт" замораживает бизнес

Закредитованность заемщиков и ухудшение макроэкономической ситуации больно ударило по банку «Русский стандарт» — одному из лидеров рынка необеспеченного потребкредитования. В полугодовой отчетности по МСФО он показал самые большие убытки (4,7 млрд руб.) среди игроков, специализирующихся на работе в этом сегменте, и, в отличие от конкурентов, фактически заморозил кредитование. Это может быть следствием неуверенности в возможности акционера оперативно поддержать его капиталом, а иных возможностей привлечения средств в капитал сейчас практически нет.

Вчера банк «Русский стандарт» опубликовал отчетность по международным стандартам за первое полугодие. Чистый убыток составил 4,75 млрд руб. против 690 млн руб. за аналогичный период прошлого года. Это хуже результата других банков, специализирующихся на потребительском кредитовании. Так ХКФ-банк получил чистый убыток 4 млрд руб., «Восточный экспресс» — 3,44 млрд руб., ОТП-банк — 1 млрд руб. ТКС-банк показал чистую прибыль 1,7 млрд руб. Банк «Ренессанс Кредит» пока не опубликовал отчетность за первое полугодие по МСФО.

«Русский стандарт» отличился не только убытками. Он оказался единственным из перечисленных банков, не показавшим роста кредитного портфеля ни в одном продуктовом сегменте. В целом за полугодие кредитный портфель банка сократился на 13,65%, до 215,1 млрд руб., в приоритетном для банка сегменте кредитных карт сокращение составило 3,3%, до 174,5 млрд руб. Рост портфеля по итогам полугодия у ТКС-банка составил 1%, ОТП-банка — 0,4% (без учета валютной переоценки), «Восточного экспресса» — 0,3%. ХКФ-банк сократил портфель на 12,8%, однако в сегменте кредитных карт показал прирост на 10,7%. В «Ренессанс Кредите» “Ъ” ранее сообщали, что в сегменте кредиток у него также наблюдался рост (см. “Ъ” от 1 сентября).

Похоже, «Русский стандарт» заморозил кредитование до наступления более благоприятной макроэкономической ситуации, указывает аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов: «Возможно, это связано с нежеланием допускать дальнейшего снижения достаточности капитала (за полугодие достаточность капитала банка первого уровня по Базелю снизилась с 9,1% до 7,8%) в отсутствие очевидных источников его пополнения».

По мнению аналитика Райффайзенбанка Дениса Порывая, в условиях неопределенности с дальнейшей капитализацией наращивание кредитования может обойтись банку слишком дорого: «возможность абсорбировать дальнейшие убытки на капитал выглядит слабо».

Капитал банка съедают резервы на возможные потери по ссудам из-за ухудшения их качества. По итогам первого полугодия резервы составили 41,1 млрд против 28,6 млрд руб. в аналогичном периоде прошлого года. Уровень просрочки свыше 90 дней за полугодие увеличился с 10% до 13% от портфеля, цена риска (средний уровень резервирования по портфелю) достигла 17%. При этом, по оценкам источника “Ъ”, знакомого с ситуацией в банке, это не предел: «Пик резервирования после повышенной кредитной активности в 2012–2013 годах не пройден и до конца года, скорее всего, пройден не будет». Цена риска может подняться до 20–22%, считает он, указывая, что сейчас ситуация даже хуже, чем в 2008 году, когда роль играли в основном макроэкономические факторы. «На проблемы в экономике теперь накладывается еще и психологическая усталость людей от закредитованности, которая была существенно меньше в прошлый кризис и возросла из-за больших объемов перекредитовки в 2012–2013 годах»,— резюмирует собеседник “Ъ”.

Основной вопрос — готов ли акционер Рустам Тарико поддержать банк капиталом в текущей ситуации — остается открытым. В прошлый кризис, в 2009 году, он предоставил банку 5 млрд руб. в рамках совместной программы докапитализации с ВЭБом (он дал столько же в виде субординированного кредита). Теоретически «Русский стандарт» может обратиться в правительство с просьбой о конвертации кредита ВЭБа в акции (кредит акционера уже конвертирован). Впрочем, пока положительные решения о такой поддержке были приняты лишь в отношении госбанков. «Мы внимательно следим за обсуждением в правительстве возможности конвертации субординированных кредитов в капитал первого уровня»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе «Русского стандарта». Там заверяют, что «в случае необходимости акционер банка готов оказать поддержку».

Учитывая последние крупные инвестиции Рустама Тарико в алкогольные активы, которые окупятся еще нескоро, вероятность такой поддержки неочевидна, отмечают эксперты. Сделка по покупке CEDC «Русским стандартом» была закрыта год назад ($440 млн господин Тарико заплатил непосредственно за приобретение, еще $700 млн необходимо заплатить кредиторам). «За год такие сделки не окупаются, минимум пять лет,— уверен директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз.— К тому же сейчас у Рустама Тарико есть куда более серьезная проблема — возможный запрет на экспорт русской водки в Евросоюз». «Русский стандарт» — единственная в России экспортоориентированная водочная компания, 65% продукции которой отправляется преимущественно в страны дальнего зарубежья, отмечает господин Дробиз.

Скорее всего, в такой ситуации перед менеджментом поставлена задача — придумать, как заработать денег для дальнейшей капитализации банка, говорит один из источников “Ъ”. В условиях невозможности активно кредитовать это можно попытаться сделать на ценных бумагах, благо волатильность рынка сейчас это позволяет, но в ситуации нехватки капитала это слишком рискованно, считает он. Судя по отчетности, «Русский стандарт» увеличил вложения в ценные бумаги, в основном в облигации ведущих эмитентов — с 52 млрд до 80,8 млрд руб., которые активно использует для репо с ЦБ. Однако повышение ЦБ ключевой ставки в дополнение к рискованности таких операций сильно снизило еще и их доходность. Делает банк и попытки заработать на эквайринге, рассматривая его «в качестве одного из приоритетных направлений». И хотя «в рамках утвержденного бизнес-плана уже в ближайшие периоды это направление будет генерировать значительную долю комиссионного дохода», пока он лишь уменьшается (по итогам полугодия — 125 млн против 932 млн руб. за аналогичный период прошлого года) от инвестиций в эквайринг. Тем не менее по итогам 2014 года банк «ожидает получить прибыль за счет эффекта от реализации более консервативной стратегии новых выдач», «в качестве ориентира на 2014 год рассматривается умеренный рост портфеля».

Ксения Дементьева, Светлана Дементьева, Анастасия Дуленкова (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

02.09.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

09.11.2024 - 02:17
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация