Анализ рынков

Россияне начинают экономить из-за снижения реальных доходов

Россияне начинают экономить из-за снижения реальных доходов

Снижение реальных располагаемых доходов населения, зафиксированное Росстатом, ощутили потребительские компании. По итогам второго квартала в стране сократились продажи продуктов — впервые за пять лет. Отчетность компаний подтверждает замедление роста выручки в большинстве сегментов торговли.

Как следует из отчета Росстата, с апреля по июнь нынешнего года россияне потратили на продукты питания, напитки и сигареты 2,94 трлн руб., что на 0,1% ниже показателя аналогичного периода 2013 года. Последний раз снижение в торговле продуктами было зафиксировано в декабре 2009‑го. Падение продаж продуктов началось в мае (на 0,3%) и продолжилось в июне этого года (на 1,2%), считает Росстат.

С непродовольственными товарами ситуация лучше: их продажи в первом полугодии увеличились на 4,4%, до 6,29 млрд руб.

Таким образом, вся розница в стране с начала года выросла на 2,7%, до 11,93 трлн руб.

Как следует из доклада Росстата, снижение спроса на целый ряд товаров и услуг связан со снижением реальных располагаемых доходов населения: в июне они сократились на 2,9%, в первом полугодии — на 0,2%.

Главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов объясняет провал в доходах девальвацией рубля в первом квартале 2014 года — ее следствием стало подорожание импортных товаров. «Снижение потребления продуктов питания, которое уже заметно, означает, что люди стали копить на черный день. Это плохой знак — готовятся к кризису», — говорит Миронов.

Директор Союза независимых сетей России (объединяет 73 региональные торговые компании) Сергей Кузнецов отмечает, что потребители, по его наблюдениям, стали более бережливыми и экономными. «Падение рынка означает, что потребители стали экономить», — согласна старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

Гиганты пока растут

Обеспокоенность аналитиков вызвал отчет X5 Retail Group: сопоставимый трафик в ее супермаркетах «Перекресток» с апреля по июнь сократился на 4,3%, в дискаунтерах «Пятерочка» — на 0,6%, отток по всей группе составил 1,2%. Снижение числа покупателей компания объяснила слишком холодным июнем и длинными, по сравнению с предыдущим годом, выходными. При этом выручка X5 за полугодие выросла на 15,3%, до 299,1 млрд руб.

Другие крупные продуктовые ретейлеры также нарастили продажи: ускорение роста выручки показали все, кроме «О’кей». Во втором квартале быстрее всех росли «Лента» (на 39%), «Магнит» (30,6%) и «Дикси» (26,7%).

Но на десять крупнейших продовольственных ретейлеров по‑прежнему приходится менее 25% продуктового рынка России. «Они по‑прежнему находятся в активной стадии роста за счет экспансии в новые регионы и увеличения плотности покрытия розничной сети», — объясняет Колупаева.

Остыли к холодильникам

Вчера отчитался за первое полугодие крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники «М. Видео»: впервые с 2010 года ретейлер не смог нарастить выручку во втором квартале из‑за охлаждения рынка. Продажи компании с апреля по июнь увеличились на незаметные 0,07%, до 29,409 млрд руб. без НДС по сравнению с 29,387 млрд руб. за тот же период 2013 года. Динамика в сопоставимых магазинах сети во втором квартале была отрицательная: продажи упали на 5,6%, данных о среднем чеке и трафике компания не предоставила.

«Во втором квартале мы наблюдали серьезное охлаждение рынка потребительской электроники в России», — комментирует результаты в сообщении компании президент «М. Видео» Александр Тынкован.

Одежда не нужна

По словам владельцев одежных торговых сетей, в начале года из‑за неуверенности в устойчивости российского рубля покупатели сократили затраты. «Одежда — одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов», — говорил РБК владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко.

Глава компании Sela Эдуард Остроброд отмечал, что количество вещей в чеке уменьшалось и компании пришлось вложить дополнительные средства в маркетинг. В итоге продажи удалось удержать, но снизилась рентабельность. Такое же положение дел отмечали и несколько других ретейлеров.

В это же время компания Watcom, которая специализируется на измерении покупательских потоков в торговых центрах (в Москве оценивает около 100 объектов, включая ТЦ «Мега», Vegas, «Золотой Вавилон», «Афимолл»), фиксировала с середины марта по середину мая падение покупательского трафика. В столичных ТЦ оно составляло 6,1%. К концу июня трафик в моллах выровнялся и сравнялся показателями посещаемости в июне 2013 года.

Перешли на подержанные

Первая половина 2014 года оказалась трудной для российских автодилеров. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первые пять месяцев 2014 года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России снизились на 6%, до 1,1 млн проданных автомобилей. При этом статистика свидетельствует о нарастании негативного тренда: продажи в мае были на 12% хуже показателей годом ранее. По прогнозу ассоциации «Российские автомобильные дилеры», спад в июне должен был достигнуть 16%.

Вместе с тем продажи подержанных автомобилей, наоборот, выросли. По данным аналитического агентства «Автостат», продажи автомобилей на вторичном рынке в первой половине 2014 года выросли до 2,9 млн штук, что на 11% превышает показатель 2013 года. Однако, как и в случае с продажей новых автомобилей, начиная с мая на рынке наметился негатив: темпы роста продаж подержанных автомобилей начали снижаться. Еще в апреле участники рынка фиксировали рост продаж в сегменте с начала года на 16,4%.

По мнению исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, перемены в потребительском поведении покупателей связаны с снижением доходов и сменой приоритетов потенциальных клиентов. Многие решили отложить смену машины на пару лет.

Квартиры еще продаются

Согласно недавно опубликованным данным публичных девелоперов «Эталона» и ЛСР, продажи построенных ими квартир резко подскочили в первые шесть месяцев 2014 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года «Эталон» продала на 33% больше жилья: 204 тыс. кв. м против 153,5 тыс. У группы ЛСР результаты оказались еще лучше: за первое полугодие компания заключила новые контракты на продажу 453 тыс. кв. м, что на 60% больше первого полугодия 2013 года.

Хорошими показателями полугодия застройщики обязаны высоким темпам первого квартала, поскольку за период с апреля по июнь темпы роста их продаж замедлились. «Эталон» во втором квартале 2014 года продал лишь на 18% больше, чем за аналогичный период 2013 года (94,9 тыс. кв. м против 80 тыс.), ЛСР прибавила 15%: 189 тыс. кв. м против 164 тыс.

Резкий рост продаж, наблюдавшийся на рынке в первом квартале, постепенно сходит на нет, и к сентябрю рынок ждет стагнация, уверена генеральный директор «Метриум Групп» Мария Литинецкая. «Средний рост продаж жилья в первом полугодии составил 30–40%, — подтверждает эксперт. — Его основными драйверами стали квартиры экономкласса, которые, будучи основой предложения «Эталона» и ЛСР, обеспечили прекрасные полугодовые результаты компаниям». Главными причинами волатильности рынка Мария Литинецкая считает общее ухудшение экономической ситуации в стране и ослабление рубля.

Анна Левинская, Кристина Бусько, Денис Пузырев
РБК Daily
Advertology.Ru

18.07.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.11.2024 - 06:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация