Основные показатели на рынке мобильных услуг связи в России и странах зарубежья
Мобильная связь остается наиболее перспективным сегментом телекоммуникационного рынка в мире — выручка сотовых операторов росла даже в период экономического кризиса 2009-2010 гг..
В то же время, средний ARPU в мире продолжает свое постепенное снижение, что связано как с подключением «последнего миллиарда» абонентов бедных развивающихся стран, так и со снижением уровня потребления традиционных услуг связи (голос, SMS) в развитых странах из-за роста проникновения услуг мобильного ШПД, смартфонов и популярности ОТТ-сервисов. Российский рынок сотовой связи по многим показателям входит в первую пятерку крупнейших и наиболее динамичных рынков планеты. Компания J’son & PartnersConsulting представляет краткие результаты сравнительного исследования основных показателей на рынке мобильных услуг связи в России и странах зарубежья.
Россия на фоне мирового рынка сотовой связи
Следует отметить, что число пользователей мобильной телефонной связи в мире в целом на конец 2012 года превысило 6,4 млрд (по числу активных SIM-карт). При этом практически весь рост мировой абонентской базы локализуется именно развивающимися странами, - уже сегодня на них приходится совокупно практически три четверти мировой абонентской базы. Здесь, за счет подключения «последнего миллиарда» абонентов из малообеспеченных слоев населения до сих пор сохраняется все еще неудовлетворенный спрос на базовые услуги сотовой связи (голос, SMS, простейшая передача данных 2G/GPRS), что находит и будет находить отражение в ежегодных темпах роста этих рынков. Так, за период 2008 – 2012 гг. среднегодовые темпы роста числа пользователей в развивающихся странах составили 12,5% по сравнению с 3% в развитых странах мира.
Особенно стоит отметить Китай с более чем 1,1 млрд абонентов и Индию с 0,87 млрд как самые большие телекоммуникационные рынки планеты. Далее следуют США с 310 млн абонентов как самый развитый рынок сотовой связи планеты в технологическом, маркетинговом и экономическом отношении, четвертое место принадлежит Бразилии (248 млн.) и пятое – нашей стране с 230,5 млн абонентов. Стоит особо отметить, что России занимает особое положение в пятерке мировых лидеров, - именно здесь за относительно короткий исторический промежуток сформировался зрелый и масштабный рынок сотовой связи в условиях уникальной по протяженности и площади территории, сурового климата, крайне неравномерного распределения населения и его скромных доходов.
Динамика доходов операторов сотовой связи в России и мире в целом
За посткризисный период объемы инвестиций в отрасль восстановились и продолжили свой рост. В период 2008-2012 гг. ежегодные темпы роста мирового рынка сотовой связи оценивались в 4,2 %, при этом рост происходил в основном за счет развивающихся стран Азии и Африки. Подобная тенденция будет характерна вплоть до 2017 года, однако постепенно темпы роста мирового рынка сотовой связи будут снижаться. На это, помимо продолжающихся экономических трудностей в мировой экономике в целом, будет оказывать существенное влияние и фактический переход в завершающую стадию процесса охвата населения Земли услугами мобильной связи, а также более низкие темпы роста доходов от услуг передачи данных и связанных с ними дополнительных услуг (VAS). В целом, аналитики отраслевой ассоциации GSMA ожидают снижение показателя GAGR в период 2012-2017 гг. практически в два раза до уровня 2,3 %.
Что касается России, то выручка сотовых операторов здесь на конец 2012 года достигла USD 26,5 млрд, что сопоставимо с такими развитыми и зрелыми европейскими рынками как Германия, Великобритания и Италия. В то же время, доходы российских операторов в период 2008-2012 гг. росли значительно более высокими темпами, что свидетельствует о сохраняющемся потенциале для дальнейшего динамичного развития местного рынка и отсутствии насыщения услугами 3G. Это делает российский рынок крайне перспективным на фоне сокращения или стагнации выручки европейских операторов за счет достижения зрелости рынка 3G и слабого роста LTE, экономического кризиса, а также падения выручки от традиционных голосовых услуг вследствие
активности OTT-сервисов. В то же время, обращает на себя внимание кратное превосходство в объемах рынка таких стран как США с USD 171,3 млрд за счет наиболее высокого в отрасли абонентского ARPU и проникновения LTE, Японии с USD 88,4 млрд за счет произошедшего перераспределения выручки в сторону доходов от передачи данных и Китая с USD 94,4 млрд за счет огромного числа абонентов (более 1 млрд) и активного развития 3G. Поэтому именно эти три рынка стоит признать драйверами роста всей мировой телекоммуникационной отрасли. В таблице ниже приведена динамика операторских доходов в некоторых развитых и развивающихся рынках в период 2008-2012 гг.
Динамика изменения абонентского ARPU в мире
Мировой рынок сотовой связи продолжает оставаться рынком контрастов. Это хорошо заметно при сравнении Индии и Китая: при сопоставимом размере абонентской базы (0,87 против 1,1 млрд абонентов), уровень доходов сотовых операторов двух этих стран отличается в более чем 4 раз в пользу Китая (USD 19,8 млрд против 94,4 млрд в 2012 году соответственно). Таким образом, за счет роста числа абонентов в бедных развивающихся странах, таких как Индия, Южная Азия и Африка в целом, а также за счет падения спроса на традиционные услуги связи на развитых рынках - усредненный ARPU в целом по миру продолжает снижаться (с USD 19,3 до USD 14,1 в месяц или на - 7,6 % в период 2008-2012 гг.). Конечно, в ряде развитых стран, таких как США, Великобритания или Франция, этот негативный для операторов тренд удалось переломить, в том числе за счет активного внедрения услуг передачи данных 3G/LTE и дополнительных сервисов, но большинство мировых сотовых операторов ожидает дальнейшего снижения ARPU.
Россия на этом фоне продолжает смотреться довольно привлекательно. За последние пять лет показатель ARPU в нашей стране, несмотря на экономический кризис, продолжает стабильно расти. В целом, в период 2008-2012 гг. ARPU среднего российского абонента вырос с 9 до 10 долл. (+ 11%). Это связано как с активным развитием российскими операторами сетей 3G/LTE и сегмента дополнительных услуг в целом, что соответствует трендам развитых стран, так и с постепенным увеличением потребления российскими абонентами базовых услуг связи (в частности, рост показателя MoU), что характерно уже для развивающихся рынков. Кроме того, еще одним препятствием на пути стагнации ARPU является сохранение в России оплаты услуг национального роуминга.
Объемы потребления традиционных услуг сотовой связи в мире
Если же говорить о динамике потребления услуг сотовой связи в мире в целом, то услуги голосовой мобильной связи по-прежнему остаются ключевыми для абонентов и основным источником дохода для мобильных операторов. Наглядной иллюстрацией этому служит тот факт, что в период 2008 – 2012 гг. общий голосовой трафик в мировых мобильных сетях вырос с 5,8 до 9,5 трлн. мин. со среднегодовыми темпами роста CAGR 13% (рис. ниже).
Что касается мирового трафика SMS/MMS, то он также продолжает расти, но уже преимущественно благодаря лишь развивающимся странам. В развитых же странах объем трафика фактически не увеличивается и имеет тенденцию к постепенному снижению вследствие эффекта каннибализма данного вида услуг ОТТ-сервисами, что в свою очередь сильно связано с ростом проникновения смартфонов и развитием мобильных сетей третьего и четвертого поколений. С постепенным снижением средней цены смартфонов и все большей доступностью их для абонентов бедных развивающихся стран, объем ОТТ-месседжинга (WhatsApp, iMessenger и т.д.) будет только возрастать, и по данным GSMA к 2017 году этот сегмент в натуральном выражении вырастет до 28,2 трлн. сообщений или практически в три раза.
Значение мобильного ШПД для мирового рынка сотовой связи
В то же время, доминантой развития сетей сотовой связи во всем мире всех последних лет остается динамичный рост сегмента мобильного ШПД. Так, за последние пять лет среднегодовой прирост (CAGR) числа пользователей мобильного ШПД составлял около 30%. В 2012 году общее число пользователей мобильного превысило 1,5 млрд., — ожидается, что к концу 2013 их число составит 2,1 млрд. пользователей. В результате, по данным Ericsson, среднемировой охват населения сетями 3G уже составляет 56% и при сохранении текущих темпов прироста достигнет к 2018 году 85%.
Наиболее быстрыми темпами число абонентов мобильного ШПД росло в развивающихся странах, в которых среднегодовой прирост составлял 55%, что существенно выше, чем в развитых странах (18,6%). При этом, основным драйвером роста сегмента в этих странах стал Китай, где число пользователей мобильных ШПД в период 2008 – 2012 гг. выросло с 3 до 233 млн. Ускоренными темпами рынок мобильного ШПД развивается и в Индии, где это направление является одним из приоритетных для Правительства страны в связи с огромным числом сельского населения, проживающего в удаленных районах без соответствующей проводной инфраструктуры. Ввиду этого, власти страны намереваются использовать мобильный ШПД значительно шире, чем это сегодня происходит в развитых странах, — для улучшения производительности транспортной системы, развития услуг банкинга, здравоохранения, образования и т.д. В целом, согласно оценкам GSMA, к 2016 году число пользователей услугами мобильного ШПД в Индии вырастет до 367 млн, что будет выше, чем в США (337 млн.), хотя и ниже Китая (639 млн.).
В странах Западной Европы охват сетями третьего поколения мобильной связи составляет 94% по сравнению с 73% в Восточной Европе, в странах Арабского мира – 22%. Географическое распределение пользователей мобильного ШПД по основным регионам показано на рисунке ниже. Как уже было отмечено выше, регионами с наибольшим числом пользователей мобильного ШПД являются Азия, США и Европа.
В России число пользователей мобильных ШПД на конец 2012 года оценивается на уровне свыше 77 млн, а на конец 2013 года — 90,1 млн. При этом, охват населения страны сетями 3G составляет 75% и превышает среднемировой уровень, но все еще существенно отстает от уровня развитых стран и Китая (90 – 100%). Все это автоматически ставит Россию на третье место по числу абонентов мобильного ШПД после США и КНР с небольшим опережением Бразилии (72,7 млн.) и Индии (61,7 млн.). В то же время, третье место за Россией сохранится недолго, - местные рынки мобильного ШПД характеризуется в разы более высокими темпами ежегодного роста (168 % для Индии и 77 % для Бразилии против российских 28 %). Тем не менее, имеющиеся темпы роста рынка мобильного ШПД на российском рынке сотовой связи можно признать весьма впечатляющими, учитывая, что другие зрелые рынки, к примеру, европейские, отличаются значительно более слабой динамикой (17 % в 2012 году для Германии и Италии).
Максимальный уровень проникновения услуг мобильного ШПД достигнут в Японии (113%), США (около 75%) и Великобритании (72%). По данному показателю Россия не отстает от большинства крупных европейских стран (более 50%).
В целом, подводя итоги, можно отметить, что большинство показателей использования традиционных услуг мобильной связи в мире (голос, SMS, простейшая передача данных 2G/GPRS) имеют тенденцию к насыщению, что наглядно демонстрируют примеры развитых стран. Поэтому сегодня основной прирост объемов потребления таких услуг продолжается преимущественно за счет развивающихся странах. Вместе с тем, снижение ARPU в мире продолжается и это заставляет операторов искать новые пути сохранения и роста доходов от услуг мобильной связи. Поэтому все больше надежд мировые операторы связывает с появлением сетей третьего и четвертого поколений, а также ростом разнообразия мобильных устройств у пользователей (характерный пример - рост рынка планшетов). В то же время, опыт многих развитых стран показывает, что стабилизация ARPU возможна при успешной интеграции традиционных и новых сервисов мобильной связи и устранении эффекта каннибализации со стороны ОТТ-сервисов.
На этом фоне Россия демонстрирует достаточно высокие и динамичные показатели потребления традиционных услуг мобильной связи, так и мобильного ШПД с одновременным ростом ARPU, поэтому представляется очевидным, что развитие российского рынка сотовой связи будет и в дальнейшем происходить в полном соответствии, а иногда и с опережением мировых тенденций.
25.02.2014
Еще статьи по теме
- "Улыбка радуги" объявляет результаты масштабного исследования - 19.01.2021
- Особенности коммуникации с потенциальной аудиторией жертвователей - 25.08.2020
- Онлайн-ритейл в России - 12.08.2015
- Поставки планшетов на российский рынок в I квартале упали впервые с момента их появления на рынке - IDC - 30.05.2014
- Оборот российских интернет-магазинов вырос на четверть - 29.05.2014
- Пакетные предложения использовали более 40 процентов интернет-пользователей в России - 29.05.2014
- Nielsen: потребители по всему миру вовлекаются в экономику участия - 28.05.2014
- Sony Music Entertainment: как выстроить "звук бренда" и как с ним работать - 28.05.2014
- ТОП-20 самых цитируемых СМИ Москвы и Подмосковья - 26.05.2014
- Почему российский бизнес недооценивает дизайн - 26.05.2014
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий