"Золотая бочка" опустела
Пивоваренная компания Efes Rus закрывает второй по счету завод в России
Пивоваренная компания Efes Rus, выпускающая пиво под брендами Efes, Velkopopovicky Kozel, «Старый мельник», «Золотая бочка» и Redds, закрывает уже второй по счету завод в России. Это общероссийская тенденция — иностранные пивоваренные холдинги сворачивают производство в России из-за ужесточения законодательства и повышения стоимости акцизов.
Корпорация Efes Rus, российское подразделение Anadolu Efes, выпускающее пиво под брендами Efes, Velkopopovicky Kozel, «Старый мельник», Redds и другие, закрывает завод в России в Ростове-на-Дону. В первом квартале 2014 года его деятельность будет полностью остановлена, сообщили в компании.
За последние три года использование производственных мощностей завода упало в два раза, высокие издержки привели к существенному сокращению рентабельности, объясняют в компании.
Решение о закрытии завода Efes принято в рамках реализации ранее анонсированной программы оптимизации производства, которая продиктована значительным сокращением объемов продаж пива в России. Падение продаж обусловлено повышением налоговой нагрузки и общим ужесточением регулирования отрасли. «Необходимость оптимизации производственной базы продиктована значительным сокращением объемов продаж пива в РФ на фоне повышения налоговой нагрузки и общего ужесточения регулирования отрасли. Естественным результатом этого является снижение загрузки производственных мощностей при резком увеличении производственных издержек и росте цены пива для конечного потребителя», — говорится в сообщении компании.
За последний месяц Efes закрывает уже второй завод в России. В ноябре компания объявила о закрытии предприятия в Москве, производственные мощности которого планируется перераспределить по другим предприятиям холдинга.
Но заводы по производству пива в России закрывает не только Efes. Четыре крупнейшие пивоваренные компании, которые некогда пришли на российский рынок, рассчитывая здесь заработать, за последние несколько лет закрыли семь заводов.
Компания Sun InBev, выпускающая марки «Клинское», «Сибирская корона», Stella Artois и другие, также за последние годы закрыла три завода (в Санкт-Петербурге в 2010 году, в Курске в 2012-м и в Hовочебоксарске в 2013 году). Закрытие заводов в Sun InBev объясняли необходимостью повысить конкурентоспособность на рынке.
Пивоваренные компании и в дальнейшем будут закрывать сворачивать производство в России из-за усиления законодательного давления на пивоваренную отрасль, предупреждают в Efes.
В 2012 году российское правительство приняло ряд жестких законов, ограничивающих развитие не только пивной, но и всей алкогольной отрасли. Один из них — поправки в федеральный закон «О рекламе», которые запрещают рекламу в интернет-СМИ алкоголя, в том числе пива. Летом 2012 года пивоварам запретили размещать рекламу на наружных носителях и на телевидении (в том числе и на платных каналах). Компаниям запрещено и проведение стимулирующих мероприятий, условием участия в которых является приобретение алкоголя.
Ужесточились наказания за продажу алкоголя несовершеннолетним и в ночное время. А с 1 января 2013 года начал действовать закон, запрещающий продавать пиво в нестационарных торговых объектах.
Однако основным риском ведения бизнеса в России для пивоваренных компаний остается рост акцизов на алкоголь. Повышение стоимости акцизов приводит к повышению стоимости пива. По данным аналитика Sydbank Мортена Имсгарда, с 1 января 2013 года налог на литр пива вырос на 3 рубля (с 12 до 15 рублей), что привело к росту цен почти на 25%.
За последние пять лет объемы российского пивного рынка сократились на 20%.
При этом средняя загрузка производства пивоваренных компаний в среднем сократилась до 60%.
На протяжении долгого времени в России пивной рынок практически никак не регулировался — в двухтысячные годы пиво не считали алкогольным напитком. «До 2008 года было очень мало регулирования. Лицензии на продажу пива были не нужны, пошлины были низкими, и не было никаких ограничений на маркетинг. Все обходилось зачастую дешевле, чем газировка, — вспоминает пивной аналитик Nomura Ян Шеклтон. — Был суперрост, быть пивоваром было чудесно, и это было, вероятно, чересчур хорошо, чтобы быть правдой». Тогда пивовары отчитывались о росте продаж пива по 30% в год.
Однако в 2009 году ситуация стала меняться — правительство начало бороться с алкоголизмом. В 2010 году премьер-министр Владимир Путин подписал десятилетний план по сокращению потребления алкоголя вдвое. Уже через некоторое время пиво причислили к алкогольным напиткам.
То, что меры по борьбе с алкоголизмом слишком жесткие, признают и борцы за здоровый образ жизни, но все же ужесточение законодательства необходимо. «Увеличение цен в десять раз — это чрезмерная мера, но акцизы должны расти настолько, чтобы это помогло снизить потребление и смертность от табака и алкоголя. Повышение стоимости акцизов до уровня Европы может сократить смертность в России на 1 млн человек в год», — говорит эксперт Общественной палаты РФ Дарья Халтурина. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждая пятая смерть в России связана с алкоголем, а средняя продолжительность жизни мужчины в России составляет всего 64 года.
«Без сомнения, здесь стало тяжело вести бизнес», — отмечает Йорген Буль-Расмуссен, президент Carlsberg Group. Эта компания инвестировала около $12 млрд за последние 20 лет, рассчитывая на 40% прибыли. Отчасти такая ситуация вызвана глобальным экономическим кризисом и плохими урожаями, но в очень большой степени связана и с сильно возросшей налоговой нагрузкой, поясняет Буль-Расмуссен. Carlsberg, чья дочерняя компания Baltika Breweries занимает 38% рынка, заявил, что из-за проблем в России не ожидает серьезного роста своего глобального бизнеса в этом году.
Сами пивовары утверждают, что повышение акцизов не поможет в борьбе с алкоголизмом. Те, кто пил дешевые алкогольные напитки, не будут переходить на более дорогие, а перейдут на более крепкие. «Повышение стоимости акцизов — это не всегда действенная мера для борьбы с алкоголизмом, так как она затрагивает и добропорядочных граждан, которые ответственно относятся к процедуре питья. Люди, которые привыкли пить дешевое пиво, обычно в таких случаях не начинают покупать более дорогое пиво, а начинают потреблять крепкие напитки», — говорил ранее «Газете.Ru» представитель германской компании Brau Holding International Бюргнард Рудигер.
По словам Рудигера, в Германии, где потребление пива представляет собой одну из национальных традиций, нет ограничений на его продажу, однако большинство супермаркетов закрываются в девять вечера, и приобрести пиво можно только в барах или на автозаправках.
Между тем законодатели продолжают повышать акцизы. В сентябре 2013 года принят закон, который устанавливает для алкогольных напитков с содержанием спирта менее 9% акцизы на уровне 400 рублей в 2014 году (за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре), в 2015 году — 500 рублей, в 2016 году — 600 рублей. Для алкоголя крепостью более 9% — в 2014 году до 500 рублей, в 2015-м — до 600 рублей, в 2016-м — до 660 рублей.
Advertology.Ru
19.12.2013
Еще статьи по теме
- Kozel Bohaty Chmel (1) - 14.06.2017
- Пиво из танка: теперь и в России! (2) - 05.06.2017
- Компания "Очаково" выпустила новый бренд пива "Ледокол" (4) - 08.07.2016
- Виртуальная Ирландия в Грузии - 23.03.2016
- Звезды Праги от Staropramen - 21.03.2016
- HEINEKEN расширил линейку пива "Три медведя" - 10.03.2016
- Андрей Бедняков рассказал о новой мании, захватившей мир (4) - 08.02.2016
- Budweiser обновил дизайн - 08.02.2016
- Пользователи хотят устроить бойкот чешскому пиву "Бернард" из-за взволновавшей их рекламы продукта - 18.12.2015
- Путину предложили не возобновлять запрет на рекламу пива на стадионах (2) - 09.12.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий