Анализ рынков

ТОП-130 сетей FMCG России

ТОП-130 сетей FMCG России

INFOLine объявляет операционные итоги ТОП-130 сетей FMCG России за 3 квартала 2013 года

В INFOLine подвели итоги развития продуктовой розницы за 3 квартала текущего года на базе ежемесячного обзора агентства «Состояние потребительского рынка РФ и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ». По подсчетам INFOLine, за 9 месяцев 2013 года 130 крупнейших ритейлеров FMCG приросли более чем на 2500 магазинов совокупной торговой площадью около 1 млн кв.м. Причем доля ТОП-8 розничных компаний в этом приросте продолжает снижаться, подчеркивают аналитики. По результатам 3-х кварталов текущего года на них приходится чуть более 50% общего прироста, что на 5% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. 

Структура прироста торговых площадей 2012
Структура прироста торговых площадей 2013

Всего на 1 октября 2013 года ТОП-130 розничных сетей FMCG развивают 24662 магазинов общей площадью12,8 млн кв.м. 

Количество и площади торговых объектов

Развитие формата гипермаркет

По мнению специалистов ИА "INFOLine", основными качественными характеристиками формата "гипермаркет" в России являются следующие:

  • крупноформатный магазин самообслуживания с высокой (20% и более) долей непродовольственных товаров в ассортименте, размещенный в отдельно стоящем здании или в торговом центре;
  • наличие собственных складских помещений или совмещение склада непосредственно с торговым залом;
  • менее высокий, чем в супермаркетах, уровень торговой наценки;
  • наличие собственных производственных подразделений (пекарни, цеха полуфабрикатов и т. д.);
  • наличие торговой галереи (характерно для объектов, размещенных в отдельных зданиях, но не всегда встречается в гипермаркетах, размещенных в ТЦ и ТРК);
  • наличие собственной парковки.

Основными количественными параметрами формата "гипермаркет" в России являются следующие:

  • торговая площадь от 2000 кв. м для подформата "мини-гипермаркет" и от 4000 кв. м для формата "гипермаркет";
  • ассортимент от 10 тыс. наименований (гипермаркет-дискаунтер) до 50 тыс. наименований (крупноформатный гипермаркет).

За январь-сентябрь 2013 года количество гипермаркетов ТОП-130 ритейлеров FMCG увеличилось на 58, а торговые площади – на 229 тыс. кв.м. Общее количество гипермаркетов ТОП-130 ритейлеров составило на 1 октября 2013 года – 750, а их общая торговая площадь – 4,03 млн. кв. м.

Развитие формата супермаркет

По мнению специалистов ИА "INFOLine", основными качественными характеристиками формата "супермаркет" в России в настоящее время являются:

  • крупный магазин самообслуживания (иногда с продажей некоторых видов товаров через прилавок) со сравнительно высокой (от 10 до 25%) долей непродовольственных товаров в ассортименте;
  • для крупных объектов данного формата (формат "крупный супермаркет" близок к мини-гипермаркету) допустимо наличие собственных складских помещений;
  • более высокий, чем в гипермаркетах и магазинах у дома, уровень торговой наценки и большая доля свежих товаров в ассортименте. Как правило, супермаркеты ориентированы на покупателей, относящихся к среднему классу и характеризующихся высоким уровнем доходов;
  • для крупных объектов характерно наличие собственных производственных подразделений (пекарни, цеха полуфабрикатов и т. д.), для сравнительно небольших – поставка кулинарной продукции, производимой фабрикой-кухней;
  • размещение в торговых центрах, отдельно стоящих зданиях и крупных встроенных помещениях, наличие собственной парковки.

Основными количественными параметрами формата "супермаркет" в России являются следующие:

  • торговая площадь от 500 кв. м до 1500 кв. м для супермаркетов и от 1500 кв. м до 2000 кв. м для крупноформатных супермаркетов;
  • ассортимент от 5 тыс. наименований (супермаркет) до 30 тыс. наименований (крупноформатный супермаркет).
  • Количество супермаркетов ТОП-130 ритейлеров FMCG  в сентябре 2013 года сократилось на 5 (без учетаГК "ДИКСИ"), при этом торговые площади увеличились на 10,6 тыс. кв. м. При этом за январь-сентябрь2013 года количество супермаркетов ТОП-130 ритейлеров FMCG увеличилось на 88, а торговые площади увеличились на 101,4 тыс. кв.м.  Общее количество супермаркетов ТОП-130 ритейлеров составило на 1 октября 2013 года около 2521, а их общая торговая площадь – более 2,2 млн.кв.м.

    Развитие формата дискаунтер

    В общепринятом понимании международного ритейла формат "дискаунтер" удовлетворяет правилу "один товар – одна потребность". Однако важно отметить, что в России как таковой формат "дискаунтер" отсутствует. В то же время специалисты ИА "INFOLine" хотели бы разграничить формат "магазин у дома (дискаунтер)" на два подформата: "мягкие дискаунтеры", для форматов ряда крупнейших российских игроков, таких как "Пятерочка", "Дикси", "Магнит", "Монетка", "Копейка", "Мария-ра" и др., и магазин у дома.

К формату "магазин у дома (дискаунтер)" специалисты ИА "INFOLine" относят магазины современных форматов площадью в среднем до 700 кв. м.

Основными качественными характеристиками формата "магазин у дома (дискаунтер)" в России в настоящее время являются:

  • магазин самообслуживания с незначительной (менее 15%) долей непродовольственных товаров в ассортименте;
  • данный формат не предполагает наличия собственных складских помещений (часть товара может размещаться непосредственно в торговом зале);
  • крупные объекты площадью федеральных и региональных сетей, как правило, работающие с низким уровнем торговой наценки;
  • размещение в отдельно стоящих зданиях и встроенных помещениях (наличие собственной парковки является нечастым явлением).

 

Основными количественными параметрами формата "дискаунтер" в России являются следующие: торговая площадь в среднем от 350 кв. м до 700 кв. м., ассортимент от 2 до 7 тыс. наименований.

Количество дискаунтеров ТОП-130 ритейлеров FMCG в сентябре 2013 года увеличилось на 203 (без учетаГК "ДИКСИ") при этом торговые площади выросли на 56 тыс. кв. м. При этом за январь-сентябрь2013 года произошло увеличение количества дискаунтеров ТОП-130 ритейлеров FMCG на 1598торговых объектов, при этом торговые площади увеличились на 513,1 тыс. кв.м. Общее количество дискаунтеров ТОП-130 ритейлеров составило на 1 октября 2013 года  около 15,4 тыс., а их общая торговая площадь – более 5,2 млн.кв.м.

Развитие формата магазин у дома

К формату "магазин у дома" специалисты ИА "INFOLine" относят магазины современных форматов площадью до 500 кв. м, для названия которых ритейлерами и поставщиками используются следующие термины:

  • магазин у дома. При этом термин "магазин у дома" отражает ключевой фактор конкурентоспособности: близость к месту жительства или к месту работы покупателей.

Основными качественными характеристиками формата "магазин у дома"  в России в настоящее время являются:

  • магазин самообслуживания или осуществляющий торговлю через прилавок небольшой площади с незначительной (менее 10%) долей непродовольственных товаров в ассортименте;
  • данный формат не предполагает наличия собственных складских помещений (часть товара может размещаться непосредственно в торговом зале);
  • значительная вариация торговой наценки в зависимости от площади и стратегии ритейлера (крупные объекты площадью от 350 до 500 кв. м федеральных и региональных сетей, как правило, работают с низким уровнем торговой наценки, в то время как объекты площадью до 200 кв. м зачастую характеризуются несколько более высоким уровнем наценки – классический "магазин у дома");
  • размещение в отдельно стоящих зданиях и встроенных помещениях (наличие собственной парковки является нечастым явлением).

Основными количественными параметрами формата "магазин у дома" в России являются:

  • торговая площадь от 50 кв. м до 500 кв. м., ассортимент от 0,6 до 13 тыс. наименований.

Количество магазинов у дома ТОП-130 ритейлеров FMCG в сентябре 2013 года увеличилось на 90 (без учетаГК "ДИКСИ"), при этом торговые площади увеличились на 17 тыс. кв. м. При этом за январь-сентябрь2013 года произошло увеличение количества магазинов у дома ТОП-130 ритейлеров FMCG на 843 торговых объектов, при этом торговые площади увеличились на 149,1 тыс. кв.м. Общее количество магазинов у дома ТОП-130 ритейлеров составило на 1 октября 2013 года около 5998, а их общая торговая площадь – более 1,32 млн. кв. м.

Динамика торговых площадей
Динамика торговых площадей

Таким образом, конкуренция в российской рознице продолжает усиливаться на фоне продолжающегося замедления развития российской экономики и несмотря на отсутствие предпосылок для улучшения ситуации в ближайшем будущем. Аналитики INFOLine подчеркивают, что дальнейшее снижение показателей потребительского рынка приведет к снижению маржинальности игроков российских ритейлеров. Наименее эффективным из них придется продавать свой бизнес, и в отрасли существенно возрастет количество сделок слияния и поглощения, прогнозируют аналитики.

При подготовке обзора "Состояние потребительского рынка РФ и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ" специалисты INFOLine ежемесячно анализируют операционные и финансовые показатели более 600 торговых сетей FMCG. 130 крупнейших попадают в "рейтинг".

 

 

05.12.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

11.03.2025 - 13:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация