В ближайшие годы сегмент торговли строительными товарами в России будет развиваться быстрее розницы
В условиях снижения темпов роста РТО в России, закредитованности и отсутствия потенциала роста доходов населения сегмент DIY будет развиваться быстрее рынка розничной торговли в целом.
Такой прогноз озвучил генеральный директор INFOLine Иван Федяков в ходе своего выступления на форуме DIY, Household & Garden Centres Retail 2013, традиционно организуемого B2B Conference Group. «В 2012 году было построено и сдано рекордное количество квартир, 826 тысяч, в первом квартале текущего года еще 126 тысяч, а в планах россиян, согласно опросам, среди крупных трат на первом месте ремонт в квартире», пояснил эксперт.
Итоги первого квартала текущего года продемонстрировали снижение темпов роста РТО, сообщил гендиректор INFOLine. Так, если январе-марте 2012 года прирост РТО составил 7,9%, то по итогам трех месяцев текущего года данный показатель достиг лишь 3,9%.
«Последние годы рост на розничном рынке происходил благодаря стимулированию потребительских доходов, - подчеркнул Иван Федяков. - За счет того, что в период кризиса население активно накапливало средства, на конец 2012 года на счетах населения в банках находилось 14 триллионов рублей», - сообщил он. При этом, по мнению эксперта, на ближайшие годы, по мнению эксперта, потенциал роста доходов россиян исчерпан.
Кроме того, по оценкам INFOLine, в ближайшие 2-3 года до 15-20% расходов домохозяйств будет связано с обслуживанием и погашением ранее полученных кредитов. За 2012 год кредитный портфель банков для физических лиц вырос на рекордную сумму в 2 триллиона рублей. По данным ЦБ, больше 11% беззалоговых кредитов уже не обслуживаются более 90 дней, десятая часть населения живет по принципу «не от получки до получки», а по принципу «от кредита до кредита». В дальнейшем, как подчеркнул Иван Федяков, это крайне негативно скажется на динамике розничной торговли в России.
В качестве одного из положительных факторов развития ритейла спикер отметил имеющийся потенциал для роста доли ипотеки в кредитном портфеле граждан. На текущий момент, по словам гендиректора INFOLine, этот показатель составляет в России всего 25% - намного меньше, чем на Западе. Низкий уровень доступности ипотеки является негативным фактором с точки зрения спроса на жильё, но, с другой стороны, свидетельствует о большом потенциале для его роста в случае снижения ставок по ипотеке, считает эксперт.
Иван Федяков также сказал о рекорде по введенным квартирам в 2012 году, установленном на строительном рынке. «Учитывая, что цены не жилье остаются крайне высокими, без активного развития ипотеки в ряде регионов будут возникать проблемы с реализацией построенного жилья» - отметил эксперт. В то же время высокая маржинальность в строительном секторе и низкий уровень задолженности населения по ипотечным кредитам позволят прогнозировать сохранение спроса и объема жилищного строительства, как минимум, в ближайшие 3-5 лет. При этом объем потребления строительных материалов и товаров для ремонта на первичном рынке будет расти в физическом и денежном выражении, полагает Иван Федяков.
Объем розничных и оптово-розничных продаж сегмента DIY в 2012 году превысил 900 миллиардов рублей. Годовой прирост составил 17%, что соответствует прогнозу, сделанному INFOLine в ушедшем году. При этом эксперт подчеркнул, что в ближайшее время есть ряд предпосылок не только для роста данного показателя, но и для его опережающего развития по сравнению с приростом розничной торговли в целом. Однако надо учитывать, что развитие DIY ритейла будет происходить на фоне ужесточения конкуренции, развития новых форматов торговли, в том числе и дистанционной, изменения потребительских предпочтений. Например, в строительстве наблюдается устойчивая тенденция увеличения предложения квартир с отделкой, что в долгосрочной перспективе может повлиять на потребление в сегменте HARD DIY. Объем загородного домостроения пока не вышел на докризисный уровень и это оказывает существенное влияние на структуру спроса на строительные и отделочные материалы.
В условиях усиления конкуренции и снижения рентабельности бизнеса от ритейлеров требуется серьезно работать над эффективностью бизнеса. Направлениями, в которых скрыт наибольший потенциал для повышения эффективности, являются: логистика, работа с B2B сегментом и развитие эффективных собственных торговых марок, работа с российскими производителями и в первую очередь с так называемыми «региональными».
В завершении своего доклада генеральный директор INFOLine подчеркнул, что после кризиса в потребительской модели поведения произошел существенный сдвиг, который может сохраниться и в будущем. Ремонт и улучшения жилищных условий стало одной из самых популярных запланированных инвестиций. По результатам опроса ВЦИОМ, среди крупных трат, которые россияне совершили в 2012 году, лидирует ремонт в квартире: расходы на строительные материалы и товары для ремонта были у 12%. В новом году в топе потребительских планов у россиян - также ремонт (20%), в то время как всего 16% планируют траты на туристическую поездку и только 1 из 10 планирует приобретение автомобиля.
10.06.2013
Комментарии
Написать комментарий