Анализ рынков

Обзор российского рынка туризма и услуг для путешественников

Обзор российского рынка туризма и услуг для путешественников

Компания J'son & Partners представляет результаты исследования рынка туристских услуг РФ.

Объем российского рынка туризма и сервисов для путешественников поступательно увеличивается на протяжении всего последнего десятилетия. В 2012 году его объем (по сравнению с 2011 годом) увеличился на 14% (или на 149 млрд руб.), превысив  1 трлн. рублей (около 1,7% ВВП РФ). При сохранении текущих темпов роста в 2013 году рынок туристских услуг достигнет 1,35 трлн руб.

Обзор российского рынка туризма и услуг для путешественников
Источник: J'son & Partners Consulting, Федеральная служба государственной статистики

Пассажирские авиаперевозки формируют более половины объема рынка, четверть объема приходится на средства размещения (гостиницы, дома отдыха и т.п.), около 13% - на пассажирские перевозки ж/д транспортом.

Обзор российского рынка туризма и услуг для путешественников
Источник: J'son & Partners Consulting, Федеральная служба государственной статистики

Предпосылками положительной динамики рынка являются рост платежеспособности населения и последовательное развитие туристской инфраструктуры, рост уровня проникновения дистанционных банковских услуг, Интернета и интернет-сервисов в нашей стране.

Индустрия туризма является одним из ярких примеров внедрения, развития и активного использования ИКТ (инфокоммуникационных технологий) в мире. Бронировать билеты, выбирать и оплачивать номер в отеле в любом городе по всему миру в любое время в любом месте при помощи мобильного устройства, с использованием электронных способов оплаты становится привычным для путешественников любых возрастов с широким диапазоном уровня доходов.

В России также повышается уровень использования интернет-технологий и онлайн-сервисов основными игроками рынка. Здесь можно выделить два основных направления: внедрение современных информационных систем поставщиками услуг (наибольший потенциал - в сегменте «средства размещения») и развитие каналов дистрибуции (наибольший потенциал - мобильные каналы продаж).

В области дистрибуции туристских услуг в сети Интернет (по агентской схеме) примечательны такие проекты, как OneTwoTrip, Anywayanyday и OZON.travel. Из поставщиков туристских услуг наиболее заметны ОАО  "ФПК" и ОАО "РЖД", внедряющие и популяризирующие технологию "электронный ж/д билет" и увеличившие долю продаваемых электронных билетов в 2012 году в два раза (с 7% до 15%).  Кроме того, можно отметить высокую активность новых игроков на традиционном (офлайн[2])  рынке дистрибуции сервисов для путешественников, где активно начали работать крупные сети мобильного ритейла (в частности, "Связной" и "Евросеть"), а также ФГУП "Почта России".

Эксперты J'son & Partners Consulting отмечают высокую степень инвестиционной привлекательности данного сегмента российской экономики и прогнозируют появление значительного количества новых компаний (в том числе международных), привлеченных наблюдаемой в настоящее время благоприятной конъюнктурой.

Рынок туристских услуг движется в сторону большей прозрачности и доступности для конечного потребителя. Рост доли туристских услуг, оформляемых в сети Интернет[3], можно признать наиболее заметным трендом на российском рынке в 2012 году. Структура спроса изменяется, смещаясь в сторону самостоятельного оформления туристских услуг в сети Интернет населением (как с помощью стационарных компьютеров, так и с помощью мобильных устройств).

Повышается уровень конкуренции и в ближайшее время появятся новые претенденты на лидерство.  Крупнейшим традиционным игрокам рынка, чтобы не потерять свои позиции, необходимо своевременно реагировать на происходящие в настоящее время изменения и давление со стороны инновационных ИТ решений и средств доступа к туристским услугам.

Пассажирские авиаперевозки

В 2012 году темпы роста пассажирооборота в России существенно опережали среднемировые показатели, рост которых составил 5,3%, по данным Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).

Пассажирооборот увеличился более чем на 17% и достиг 195,78 млн пассажиро-километров.

Обзор российского рынка туризма и услуг для путешественников
Источник: J'son & Partners Consulting, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Это было обусловлено, в первую очередь, позитивной динамикой на международных направлениях. В первом полугодии 2012 года количество выездов российских граждан за рубеж с целью туризма возросло (по сравнению с аналогичным периодом 2011 года) более чем на 6,6%, а по результатам года объем международных перевозок вырос на 24%. Динамика роста объема внутренних перевозок была значительно более скромной, этот сегмент по результатам года продемонстрировал рост около 7%.

Обзор российского рынка туризма и услуг для путешественников
Источник: J'son & Partners Consulting, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

За 2012 год авиакомпаниями было перевезено на 10 млн пассажиров больше, чем в 2011 году (относительный рост составил около 15,5%). Суммарное количество пассажиров в 2012 году превысило 74 млн человек.

Обзор российского рынка туризма и услуг для путешественников
Источник: J'son & Partners Consulting, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Лидерами рынка авиаперевозок по количеству перевезенных пассажиров являются «Аэрофлот», «ТРАНСАЭРО», «ЮТэйр», «Сибирь» которые в 2012 году перевезли более 62,5% от общего количества пассажиров, и на которых пришлось более 65,5% пассажирооборота. Наиболее значительный рост среди них в 2012 году был продемонстрирован авиакомпанией «ЮТэйр», которая по сравнению с 2011 годом перевезла на 40% больше пассажиров, увеличив пассажирооборот более чем на 36%.

Несмотря на впечатляющую динамику, авиакомпании, работающие на российском рынке, сталкиваются в своей работе с существенными проблемами. Основными вызовами для авиационного рынка являются отрицательная рентабельность внутренних перевозок (порядка 6-7%), рост стоимости авиакеросина и аэропортового обслуживания, дефицит летных кадров. В России пустует ниша бюджетных (low-cost) перевозок, хотя за пределами страны данное направление развивается опережающими темпами. Заметен интерес к российским low-cost перевозкам со стороны зарубежных авиакомпаний, специализирующихся в этой области. В частности, о своих намерениях выхода в Россию в 2013 году сообщила авиакомпания EasyJet. Low-cost перевозки могут стать одним из основных драйверов дальнейшего роста рынка.

Железнодорожные пассажирские перевозки

Пассажирооборот на железных дорогах вырос не столь значительно, как в сегменте авиации. За 2012 год рынок пассажирских перевозок в дальнем следовании, включающем внутригосударственное и международное сообщение, вырос на 1,5%, достигнув значения 300 млрд пассажиро-километров против 296 млрд пассажиро-километров в 2011 году. По данным J'son & Partners Consulting, Объем рынка в денежном выражении превысил 160 млрд руб.  

Обзор российского рынка туризма и услуг для путешественников
Источник:
J'son & Partners Consulting, ОАО «РЖД», ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК)

Основной тенденцией на рынке железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования является существенное увеличение доля продаж электронных билетов с 7% в 2011 году до 15% в 2012 году. Пассажиры всего в 2012 году купили 17 миллионов электронных билетов на поезда дальнего следования.

Фактически монополистами на рынке пассажирских железнодорожных перевозок является ОАО «ФПК» (более 95% пассажирооборота) и ОАО «РЖД» (более 3% пассажирооборота). Следует отметить, что пассажирские железнодорожные перевозки, как и внутренние пассажирские авиаперевозки, имели в 2012 году отрицательную рентабельность (порядка 6%).

Наиболее серьезной конкурентной угрозой для пассажирских железнодорожных перевозок в России, как и во всем мире, являются авиационные перевозки. Преимуществами авиакомпаний является скорость и, как следствие, время доставки пассажиров; отсутствие ценового регулирования, а также более высокая ценовая, коммерческая и маркетинговая гибкость авиакомпаний.

Средства размещения

Объем рынка коллективных средств размещения в 2012 году составил 279 млрд руб. По сравнению с 2011 годом рынок вырос на 14,21%.

Основная доля выручки (более 70%) пришлась на гостиницы, 30% пришлось на доходы санаторно-курортных организаций. Внушительные темпы роста также были обусловлены, в основном, стремительным увеличением выручки предприятий гостиничного бизнеса. Это связано с целым рядом факторов:

  • Вводом в эксплуатацию новых гостиниц, в том числе входящих в такие сети как:

Carlson Rezidor Hotel Group, InterContinental Hotel Group, Marriott International Inc. и, соответственно, ростом номерного фонда. Только в 2012 году в России было введено в эксплуатацию 7 таких гостиниц: Courtyard Moscow Paveletskaya (Marriott International Inc.), Ibis Samara и Mercure Arbat (Accor Hotels), Domina Prestige St. Petersburg Hotel (Domina Hotel Group), InterContinental Moscow Tverskaya (InterContinental Hotel Group), Park Inn by Radisson Odintsovo Greater Moscow и Radisson Blu Resort & Congress Centre (Carlson Rezidor Hotel Group).

  • Увеличением средней стоимости номера (ADR) и дохода на номер (RevPAR).
  • Усилиями со стороны государства по стимулированию спроса и предложения в рамках ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации".

В 2013 году по прогнозам J'son & Partners Consulting положительная динамика рынка сохранится, и его объем увеличится еще на 17% до 326 млрд руб.

Обзор российского рынка туризма и услуг для путешественников
Источник: J'son & Partners Consulting, Федеральная служба государственной статистики

Следует отметить, что, несмотря на постоянное увеличение количества номеров, величина загрузки российских гостиниц (Occ) уже более 10 лет остается неизменной - около 70%[15]. Кроме этого, можно констатировать практически непрерывную положительную динамику средней стоимости номера (ADR) и дохода на номер (RevPar). Локальное снижение данных показателей в 2008-2009 гг. обуславливалось скорее фундаментальными причинами (неблагоприятной ситуацией в экономике РФ в целом).

Обзор российского рынка туризма и услуг для путешественников
Источник: J'son & Partners Consulting, Федеральная служба государственной статистики

Рынок имеет высокий потенциал дальнейшего развития. В качестве одного из наиболее перспективных направлений развития можно выделить увеличение загрузки номерного фонда путем внедрения в гостиницах современных технологий управления номерным фондом, контроля качества и развитием каналов дистрибуции. Высокая активность в этом направлении уже наблюдается со стороны таких компаний, как Expedia, HRS, Booking.com, Ostrovok.ru.

Обзор российского рынка туризма и услуг для путешественников
Источник: J'son & Partners Consulting, Федеральная служба государственной статистики

Основные тенденции развития рынка в 2013 году

В 2013 году рынок туристских услуг в России будет поступательно развиваться, что обусловлено следующими причинами:

  • Относительно благоприятной экономической конъюнктурой.
  • Существенными инвестициями в отрасль со стороны государства, направленных, в частности, на формирование регионального бренда туристского региона и его продвижение за пределами РФ[16].
  • Высокой активностью в России ведущих мировых игроков туристского рынка.

Постоянный рост уровня конкуренции будет способствовать улучшению качества и изменению схем сбыта туристских услуг. Наиболее заметными изменениями могут стать:

  • Увеличение доли оффлайн- и онлайн-агентов, предоставляющих полный спектр туристских услуг. Расширение ассортимента специализированных агентств, предлагающих клиентам перевозки на всех доступных видах транспорта, бронирование отелей, заказ такси, автомобилей, трансферов, специального обслуживания, страховку, билеты на развлекательные и спортивные мероприятия и прочие услуги.
  • Расширение спектра услуг, предлагаемых на веб-сайтах поставщиков (авиакомпаний, ж/д перевозчиков, гостиниц и т.п.), предложение набора дополнительных сервисов одновременно с покупкой «основной» услуги, например, при покупке авиа- и/или ж/д билета-размещение в гостинице, трансфер и страхование.
  • Инвестиции (как со стороны поставщиков, так и со стороны агентов) в создание, развитие и продвижение мобильных каналов продаж: сайты, адаптированные для мобильных устройств и мобильные приложения.
  • Активное вовлечение в потребление туристских услуг социальных сетей с предложением проектов, специализирующихся на таргетированных продуктах под узкие сегменты аудитории (групповые поездки для сообществ, индивидуальные туры и т.п.).

14.03.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Энергия шрифтов 2

Энергия шрифтов 2
Энергия шрифтов 2. Книга "Энергия шрифтов 2" предлагает читателю более 1600 различных шрифтов, созданных в самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях всего мира для дизайнеров, режиссёров, арт-директоров и типографов, и рассказывает о лучших работах. "Энергия шрифтов 2" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Вы узнаете о таких агентствах, как No Bodoni, Underware, You WorkForThem, а также Parkinson, Holland Fonts и Neufville Digital. Стили шрифтов варьируются от лучших классических работ Франсистека Сторма до новейших работ студии Atomic Media. Полный список дизайнерских мастерских, их веб-сайтов и телефонных номеров позволяет читателю напрямую задать интересующий его вопрос дизайнеру. Не менее полезны окажутся глоссарий терминов по типографике и индекс для быстрого поиска. "Энергия шрифтов 2" издана вместе с диском. Книга и диск - это лучший способ найти универсальный шрифт на все случаи жизни или же особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

01.03.2025 - 23:41
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация