"Потребительский" интернет становится лицом отрасли
Прошедший год стал для Рунета неформальной «точкой отсчета»: обогнав Англию и Германию по объему интернет-аудитории, Россия стала Интернет-рынком №1 в Европе, и потенциал его роста еще далеко не исчерпан.
В ближайшие годы Рунет будет прирастать регионами (центр уже весь там), а драйвером роста станет электронная коммерция и развитие потребительских онлайн сервисов.
Речь идет о вполне традиционных для потребителя продуктах и услугах, которые во многих случаях удобнее получать онлайн, чем офлайн, например, заказывать авиабилеты, бронировать гостиницы, подбирать жилье, искать информацию и даже спутника жизни. Бурное развитие потребительского сегмента обусловлено массовым выходом в онлайн традиционной розницы и очевидным превышением спроса над предложением в области качественных онлайн сервисов.
Несомненным признаком «взросления» российского интернет-рынка становится укрупнение его игроков и появления лидеров - ведущих компаний в пользовательских вертикалях (клубный шоппинг - Kupivip.ru, агрегатор товаров - Wikimart.ru, бесплатные объявления - Avito.ru и т. д.). В глазах мировой инвестиционной аудитории Рунет перестал, наконец, исчерпываться двумя-тремя крупнейшими игроками.
По нашим оценкам, в 2011 году общий объем инвестиций в российский интернет-рынок без учета сделок Mail.ru и Yandex составил около 700 млн долл. Безусловно, сравнение в абсолютных показателях пока не в нашу пользу: в США - самой развитой Интернет-державе мира - эта цифра в 10 раз больше. Но и Интернет аудитория там в 4 раза больше! Временной лаг между появлением востребованных онлайн сервисов в России и США составляет от двух до десяти лет. Между Ozon.ru и Amazon.com - 4 года, между Molotok.ru и eBay - девять, между Sapato.ru и Zappos.com - 10! И множество ниш еще остается незанятыми. Так что нам, безусловно, есть куда расти.
Более того - мощная конкуренция со стороны американских онлайн гигантов нам пока не грозит. В отличие от большинства европейских интернет-рынков ключевые позиции в Рунете занимают локальные игроки, и ситуация в ближайшее время вряд ли радикально изменится. Сегодня вектор американской Интернет экспансии направлен на Индию и Китай. Там интернет-аудитория значительно больше чем в России.
Потенциальным стимулом развития Рунета может стать удешевление смартфонов и снижение цен на мобильный Интернет: как только это произойдет, и массовый выход в онлайн с мобильных телефонов станет нормой, трафик соцсетей, информационных сайтов и онлайн магазинов, а значит и приток пользовательских денег в Интернет, значительно возрастет.
Сдерживающими факторами роста могут стать растущий дефицит кадров (их просто неоткуда брать - у нас в стране почти никто не учит интернет-предпринимательству) и постепенное «старение» аудитории. Число пользователей Интернета будет расти исключительно за счет людей старшего поколения, так как аудитория до 30 уже почти на 100% живет в онлайне. А ответ на вопрос, насколько поколение 70-х и старше будет столь же активными потребителями онлайн услуг, пока остается открытым. Тем не менее, роль поколения Игреков (им сейчас до 30) будет очевидно нарастать в другой плоскости. Это поколение будет с годами все глубже внедряться в бизнес- и государственные структуры, постепенно смещая с ключевых позиций своих старших предшественников (Иксов), и привносить в корпоративную практику принципиально новые стандарты использования Интернета.
Advertology.Ru
13.02.2012
Комментарии
Написать комментарий