Статьи

Эхо цифровой революции

Эхо цифровой революции

Самый известный в мире разработчик технологий обработки звука - компания Dolby Laboratories, Inc. - в 2010 г. открыла в России свое представительство. За счет самостоятельного выхода на наш рынок она планирует поучаствовать в программе цифровизации местного телевидения. Но телеканалы от этого не в восторге.

Впервые отечественный рынок столкнулся с Dolby еще в 1996-м, когда в Москве был открыт кинотеатр «Кодак Киномир», изначально работавший со звуком Dolby Digital. В этой области компания чувствует себя в России более чем уверенно. По данным независимого аналитического агентства Screen Digest, по итогам первого полугодия 2010-го Dolby занимала 55,4% рынка цифровых серверов в кинозалах РФ, а система Dolby 3D была установлена в 64% залов. По информации самой Dolby Laboratories, в настоящее время для 360 экранов в нашей стране используются серверы с Dolby, а фильмы по технологии Dolby 3D можно посмотреть в 299 кинозалах России. Но для развития этого направления приходить в РФ было совсем не обязательно. Dolby не занимается производством и поставкой оборудования для кинотеатров, а разрешает использовать свои ноу-хау по лицензии. По словам вице-президента Dolby Laboratories в регионе EMEA Андреаса Спехтлера, открытие российского офиса объясняется тремя причинами. Во-первых, этот рынок входит в тройку крупнейших в своем регионе. Во-вторых, Москва «открывает дорогу» во все бывшие советские республики. И в-третьих, фактором привлечения являются планы правительства РФ по переводу телевещания в цифровой формат. Несмотря на то, что процесс цифровизации должен завершиться к 2015 году, в Dolby считают, что, вероятно, это произойдет раньше - к 2013-му, накануне Олимпиады в Сочи.

Куда дошла техника

Пока в российском офисе Dolby работают всего три сотрудника, но в ближайшие месяцы планируется увеличить их число до 5-10. В компании подчеркивают, что это не просто представительский офис: основной его задачей будет техническая поддержка местных партнеров. «Для того чтобы работать с технологией многоканального объемного звучания, нужно очень хорошо уметь смикшировать звук плюс добавить к нему голос комментатора, если речь идет, к примеру, о спортивной передаче, и т.д. Чтобы телевещательная компания могла это делать, постоянно нужен специалист на месте, который бы ее консультировал», - разъясняет Андреас Спехтлер. На данный момент речь идет о том, чтобы объяснить российским игрокам, какое оборудование им необходимо для перехода на звук от Dolby. Этим занимаются специально присланные из Великобритании инженеры. По словам Андреаса Спехтлера, «в связи с тем, что в Европе и Америке уже большое количество каналов перешло на цифру, эти системы уже готовы». «Мы сотрудничаем с производителями, которые делают оборудование, уже «заточенное» под наши технологии, поэтому по большому счету вещателям просто нужно будет купить «коробки» с уже встроенным программным обеспечением Dolby», - поясняет он. Во сколько вещателям обойдется приобретение такой «коробки», точно сказать сложно. Речь может идти как о совсем небольших суммах, так и о миллионах долларов - в зависимости от уже накопленной технической базы каждого конкретного канала.

В настоящий момент Dolby ведет переговоры со всеми ведущими российскими каналами, и Спехтлер практически уверен, что в ближайшие месяцы они смогут объявить о первой сделке. Назвать первого претендента он пока отказался, заметив лишь, что это будет уже цифровой канал, который станет вещать 24 часа в сутки с использованием технологии Dolby Digital Plus. Дальше по плану должен начаться процесс эволюции, к которому постепенно будут подключаться и другие каналы. Стоит отметить, что Dolby уже работает в России с «НТВ-Плюс», осуществляющим свое вещание как в стереоформате, так и в объемном звучании. Как рассказал «Ко» руководитель дирекции производственно-технологического обеспечения ТРК «Петербург - Пятый канал» Юрий Резвяков, они «активно сотрудничают с Dolby по внедрению многоканального звука в звуковых трактах производственного и вещательного комплекса компании». По словам эксперта, в 2011-2012 гг. в их компании запланирована модернизация оборудования и трактов, что позволит производить контент с многоканальным звуком. В свою очередь директор департамента IT и ТВ-технологий «СТС Медиа» Александр Декевич заверил «Ко», что в настоящее время никаких переговоров с представительством Dolby эта компания не ведет.

Сверим цифры

Согласно ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы», все население нашей страны должно получить возможность бесплатно принимать три мультиплекса каналов в цифровом формате. На это было выделено 122,4 млрд руб. Однако пока озвучен лишь список участников первого мультиплекса, в который войдет 9 каналов. Известен его состав: это Первый канал, «Россия 1», «Россия 2», «Россия К», «Россия 24», Пятый канал, НТВ, а также новый детско-юношеский канал «Карусель», созданный на базе «Бибигона», и девятый - региональный. Состав двух других мультиплексов пока неизвестен, однако претендентов значительно больше, чем мест. Так, на участие во втором уже собрано 18 заявок, среди них ТНТ, РЕН, телерадиокомпания «Мир» и другие. При этом претенденты заранее недовольны суммой расходов, которые им придется нести. Дело в том, что первый мультиплекс, куда вошли каналы с госучастием, будет оплачивать государство, а «второй пакет» - сплошь коммерческие каналы, и за ретрансляцию им выставлен, по выражению одного из экспертов, «оглушительный ценник». При этом до момента окончательного перехода на цифру придется платить одновременно за цифровое и аналоговое вещание. Апофеозом этих волнений стало выступление президента «ПрофМедиа» Рафаэля Акопова на международном конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей в ноябре прошлого года. Именно на эту речь сейчас принято ссылаться на рынке. Как заявил эксперт, цифра в России не нужна ни вещателям, ни зрителям, ни стране, поскольку технология не отвечает современным требованиям: не обеспечивает интерактивность, HD, 3D и т.п. По прогнозу Рафаэля Акопова, региональным телестанциям придется закрыться: по экономическим причинам или по регулятивным, если каждый губернатор получит по одному региональному телеканалу в мультиплексе. При этом расходы на связь для каналов второго мультиплекса составят около $30 млн в год.

По экспертным оценкам, львиная доля тематических каналов в России планово убыточна на данном этапе развития, и только очень немногие окупаются или получают прибыль. «Сегодня в России нет полноценно работающего наземного цифрового телевидения, - рассуждает по поводу современности технологии цифры директор по развитию «TNS Россия» Дмитрий Колесов. - Еще не слышно по поводу того, чтобы большое количество зрителей купило эту «коробочку», и вопрос в том, что эта «коробочка» умеет». Кроме того, по его мнению, программа цифровизации может оставить людей с девятью каналами, которые продолжат показывать передачи по линейному расписанию. «Стоимость дистрибьюции серьезно возрастет, и именно поэтому вещательное сообщество обсуждает с регулятором возможные компромиссные варианты запуска второго мультиплекса, предполагающие поэтапное включение и исключение из схемы второго мультиплекса малых городов», - заявил «Ко» генеральный директор «ЮТВ-Медиа» (каналы «Муз-ТВ», 7ТВ) Дмитрий Сергеев.

Имеющие уши

Впрочем, Андреаса Спехтлера не пугают разговоры о том, что в многоканальном звучании нуждаются только фильмы и зрелищные передачи. «Сегодня большая часть передач - это кинофильмы и сериалы. А большинство фильмов на сегодняшний день, по крайней мере западных, уже снято в системе объемного многоканального звучания. И российский кинематограф тоже переходит на подобную съемку», - отмечает он. По его словам, в новостных или образовательных программах необходимость в объемном звучании меньше, но тем не менее ведущие мировые вещатели все равно стараются этой технологией воспользоваться. Например, BBC или National Geographic показывают свои программы в объемном звучании. Если смотреть в среднем по западным каналам, подавляющее большинство (75-80%) передач в дневные часы идут именно с многоканальным звуком. А в США использование технологии Dolby является обязательным стандартом. «Наши каналы могут готовить и транслировать новости в объемном звучании. Остается вопрос, многие ли зрители имеют возможность их слушать в объемном звучании», - рассуждает Александр Декевич. При этом производство программ с многоканальным звуком стоит гораздо дороже обычного стерео. «Есть несколько независимых друг от друга этапов, каждый из которых должен быть совместим с технологией Dolby: производство контента, доставка, прием и воспроизведение. Если один из них рушится, никому это не нужно», - рассказывает Дмитрий Колесов. По его мнению, пока не понятен формат цифрового вещания. Как говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, российский рынок неэфирного телевидения в целом (СТВ, КВТ, IPTV), широко использующий HDTV, развивается достаточно динамично, и потенциал дальнейшего роста здесь, несомненно, очень высок. «Говоря о 3D-вещании, надо учесть два сдерживающих фактора: количество устройств, позволяющих принимать и смотреть 3D, и объем такого контента на рынке, - объясняет Дмитрий Сергеев. - Пока это все-таки достаточно нишевая история, скорее, для кабельных и спутниковых операторов, которые хотят расширить свою продуктовую линейку».

Впрочем, по словам Максима Клягина, решения Dolby могут в первую очередь заинтересовать все-таки крупных федеральных вещателей - участников первого мультиплекса. «Вероятно, каналы пока не видят для себя возможности использования их технологий, но будут знать, кто это может сделать для  них в будущем. Но в любом случае сначала нужно запустить в массы цифровое телевидение, а потом уже думать над новыми технологиями», - подчеркивает аналитик ИК «Атон» Ирина Скворцова. Дмитрий Колесов полагает, что сам факт выхода услуги Dolby на рынок способен повлиять на ситуацию. «Здесь мы имеем дело с новой технологией, которая создает под себя оборудование и рынок», - говорит Колесов. По его мнению, так уже было с 3D: технология сначала появилась в кинотеатрах, а потом постепенно производители стали выпускать 3D-телевизоры.

Анастасия Маркина, ko.ru
Advertology.Ru

27.01.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

20.12.2025 - 05:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация