Статьи

Национализация бренда

Национализация брендаКитай постепенно приступает к переоценке репутации производимой им продукции, но ему мешает все еще сохраняющаяся политика необходимости обеспечения работой большого числа жителей страны.
Всознании миллионов потребителей во всем мире есть стереотип, который позволяет оценить качество товара, не покупая его. «Порвется, сломается, развалится», - выражения, которыми обильно потчуют китайский товар покупатели. Однако меры по снижению влияния этого стереотипа на потребительское сознание начаты, и начаты они в самом Китае - на каждом производстве, на каждой линии, в каждом цехе.

Китайская мануфактура

В большинстве случаев китайская производственная компания - это множество схожих между собой, но независимых друг от друга цехов с полным циклом операций. В одном цехе товар производится для одного или двух клиентов одновременно.

Автоматизация производства, совмещенная с большим объемом ручного труда, и есть главная отличительная черта современного китайского производства. Обе составляющих настолько важны, что не могут существовать друг без друга, и непонятно, за счет какой из них достигается большая эффективность производства. Можно даже сказать, что симбиоз машин и человеческих ресурсов служит подтверждением эволюции бизнес-процессов, происходящей в производственном сегменте экономики Китая.

Предприятия по выпуску транспортного оборудования (грузовые тележки, тачки), на которых нам удалось побывать, можно разделить на два типа. Первые представляют собой полностью автоматизированное производство, оснащены дорогостоящими немецкими станками с числовым программным управлением, реже встречается китайское оборудование. Примерная численность рабочих на таких предприятиях варьируется от одной тысячи и больше, что отличается от мелкой полукустарной мануфактуры, где работают не более двухсот человек.

Большинство - выходцы из бедных слоев общества. Приезжают на заработки - шесть дней в неделю работают, а на выходной едут домой или остаются сверхурочно (китайцы привыкли много и усердно трудиться, а на заработанные деньги кормить семью в деревне и растить детей - сберегать нечего, а приобретать «роскошные» вещи почти недоступно).

Заводы, как правило, имеют автономную систему водоснабжения, на территории размещены общежития и столовые для рабочих. Обычно это большая огороженная территория, на которой располагаются офисное здание и ряды цехов. Некоторые подобные мощности построены не без технической помощи европейцев, но со временем грань между уровнем национального и европейского производства стирается.

Цены на фабриках выше, чем у кустарных изготовителей. И все равно они стремятся не пропустить ни один, даже самый маленький заказ, предлагая потенциальным партнерам выгодные условия - например, готовность выпустить принципиально новую модель продукции «под клиента», руководствуясь логичными соображениями - раз она понадобилась одному заказчику, то может пригодиться и остальным.

Второй тип предприятий - полумануфактурный - довольно сильно отличается от первого. Небольшие заводики, в цехах грязно, общежитий для рабочих или нет, или они находятся в ветхом или аварийном состоянии, территория не огорожена, численность сотрудников не превышает 200 человек.

Используются простые станки, в основном китайского производства. Именно на таких заводах многие детали изготавливаются кустарным ручным способом. Зачем использовать еще один производительный станок, когда можно поставить десяток рабочих? Руками делают все, на что неспособны имеющиеся станки, особенно в области мелкой обработки. Изделие, выточенное на станке, зачастую портится на этапе мелкой доделки вручную. Неудивительно, что, допустим, резьба при таком изготовлении часто имеет неодинаковый шаг и вследствие этого возникает несоответствие деталей. Те места, которые не закручиваются легко, всегда можно подкрутить с помощью простого гаечного ключа. Китайцы удивляются: зачем иностранцы считают, что все должно само легко вкручиваться и выкручиваться? Товар, изготовленный таким полукустарным способом, не сломается, он и дешевый, и служить будет долго. Но мелкие и досадные дефекты при использовании ручного труда доставляют неудобство в эксплуатации и являются типично китайским почерком производства. Питательной средой тех самых стереотипов.

Однако часть ответственности лежит и на российских компаньонах нерадивых китайцев - компании могут сознательно заказывать в Китае продукцию низкого качества, а продавать по цене высокого.

«Нам жаль, что так происходит. Российские фирмы заказывают у нас плохой товар и просят маркировать его, как товар более высокого класса, и мы это делаем», - говорит Джуди, менеджер по коммерции одного из завода в городе Нингбо.

Переломить потребительские установки крайне сложно, они не всегда оберегают нас от некондиционной продукции, а зачастую лишают возможности покупать дешевый, но по-настоящему качественный товар. Казалось бы, выгоднее приобретать более дорогие, но гарантированно более надежные вещи. Однако не всегда. Директора китайских компаний отмечают, что торговые и производственные фирмы из Европы уже давно заказывают у них продукцию под чужими, не китайскими, а европейскими марками. Подделка ли это? Китайцы объясняют: у завода есть легальные права использовать разные бренды на товаре и продавать той или иной европейской фирме.

Скоростная внимательность

Хуань Датун, директор завода по выпуску запасных частей для транспортного оборудования, искренне пытался нас убедить в том, что половина всего мирового производства находится в Китае и, соответственно, половина всей мировой продукции выпущена в Китае. И неважно, какая страна указана как производитель: «мы можем выпустить любую продукцию, любой марки, размера, формы».

Действительно, китайцы с легкостью идут на уступки, делают новые чертежи, образцы. Директор и инженер одной китайской компании после того, как стало понятно, что производимая ими продукция не соответствует нашим требованиям, в течение пары дней придумали оптимальный вариант решения проблемы. Накануне отъезда они пригласили нас на ужин и вручили готовый исправленный образец. «Спасибо, что научили нас, что вам важно наше хорошее качество, - сказали они. - Мы готовы работать с вами и улучшать свою продукцию, ведь для других клиентов это тоже важно».

Каждый завод, как и каждый китаец, зарабатывает деньги всеми возможными способами. Китайские компании стремятся не потерять ни одного своего клиента, предлагая более интересную цену, работая над качеством изделий.

Впрочем, так бывает не всегда. Наша поездка в Китай была запланирована для того, чтобы объяснить одному из производителей его технологические ошибки и поработать вместе над их устранением. Выяснилось, что этого не получится - завод большой и вопросам повышения качества внимание уделяется минимальное: товар штампуется быстро и дешево продается по миру. Там не держатся за клиента. На одном предприятии выпускается однотипный товар, но разного качества, которое само руководство условно делит на «хорошее», «средне плохое» и «очень плохое». Соответственно, «хорошее качество» продается в Италию, Испанию и другие европейские страны под разными брендами, «плохое» - в том числе в Россию.

«Если вам нужна продукция хорошего качества, то мы готовы сообщать, когда будет крупный европейский заказ, чтобы в этой же партии сделать товар для вас», - не смущаясь, сообщил нам директор завода.

Отголоски прошлого

Некоторые принципы устройства старой экономической и социальной системы в Китае, такие, как «железная миска риса», отошли в прошлое. Но в Китае все еще слышны отголоски прошлого - там массово используется ручной труд, которым управляют владельцы с более-менее современными представлениями о ведении бизнеса.

Тем не менее, китайцы быстро осваивают новые технологии, выпускают новые товары, реагируют на малейшую динамику своего сегмента рынка. И многие предприниматели здесь уже стремятся ставить национальные интересы выше своей выгоды. Можно предположить, что в недалеком будущем китайские товары перестанут прятаться за европейскими брендами, создав собственные национальные, и тогда окончательно произойдет смена стереотипов в работе с китайскими производителями.

Ольга Юрченко
Эксперт

28.01.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Повседневная жизнь Японии периода Эдо (1603-1868 гг.) в гравюре укиё-э

Повседневная жизнь Японии периода Эдо (1603-1868 гг.) в гравюре укиё-э
Повседневная жизнь Японии периода Эдо (1603-1868 гг.) в гравюре укиё-э. Книга посвящена повседневной жизни Японии отображенной в традиционной гравюре укиё-э. Городская планировка, торговля и развлечения, религиозные фестивали и праздники, еда и образование — издание рассказывает о различных аспектах жизни японского общества. Гравюры позволяют расширить знания об устройстве крупнейших городов Японии, о бытовых условиях жизни японцев, о развлечениях и в целом о вещах и явлениях, которые были обычными, само собой разумеющимися для городских жителей. Авторы гравюр — знаменитейшие художники периода Эдо. Многие аспекты повседневной жизни Японии XVIII-XIX вв. нашли отражение в японской гравюре на дереве укиё-э. Это искусство процветало с 1680-х годов, и на протяжении сотен лет отдельные листы, альбомы и иллюстрированные гравюрами книги были исключительно популярны среди городского населения. Десятки тысяч изображений, дошедших до наших дней, являются уникальным визуальным материалом. Гравюры позволяют расширить знания об устройстве крупнейших городов Японии, о бытовых условиях жизни японцев, о развлечениях и в целом о вещах и явлениях, которые были обычными, само собой разумеющимися для городских жителей периода Эдо (1603-1868 гг.). Европейцы, которым удавалось посетить закрытую страну, неизменно удивлялись тому необычному и непривычному для них образу жизни, который вели её граждане. Период Эдо берет своё название от города Эдо — сейчас он известен всему миру как Токио и является столицей Японии.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 21:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация