Вернулась тяга к шоколаду
В прошедшем августе индекс «Кофе с Молоком» показал традиционную для последнего летнего месяца динамику, а именно пошел в рост после летнего спада. Так, по сравнению с июлем КсМ прибавил 1,9% и достиг отметки в 903 п.п. За год же значение Индекса увеличилось всего на 0,7%, что ощутимо не дотягивает до уровня накопленной инфляции в 3,3%. Рост индекса простых удовольствий в августе состоялся в основном благодаря шоколаду, которого купило больше семей и в несколько в больших объемах, а также кофе, за который россияне платили дороже. В Москве же КсМ в августе показал небольшую, но отрицательную динамику. За месяц Индекс похудел на -0,5% и остановился на отметке 1084 п.п. Однако по сравнению с августом прошлого года столичный КсМ вырос на 5,9%. Судя по всему, москвичи в августе продолжили наслаждаться альтернативными удовольствиями. Время кофе и шоколада еще не пришло.
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 30 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 100 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
В прошедшем августе индекс «Кофе с Молоком» показал традиционную для последнего летнего месяца динамику, а именно пошел в рост после летнего спада. Так, по сравнению с июлем КсМ прибавил 1,9% и достиг отметки в 903 п.п. (см. Диаграмму 1). За год же значение Индекса увеличилось всего на 0,7%, что ощутимо не дотягивает до уровня накопленной инфляции в 3,3%.
Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком», 2013 – 2017.
Рост индекса простых удовольствий в августе состоялся в основном благодаря кофе и шоколаду. Так, шоколада в августе купило сразу на 4% семей больше, чем месяцем ранее. При этом шоколада россияне купили на 0,7% больше, хотя и по сниженной на 3% цене. С кофе сложилась обратная ситуация. Его было куплено меньше на 0,3%, зато по цене на 5,5% выше, чем в июле. Воды было приобретено за месяц на 5,5% больше, чем месяцем ранее при снизившейся -1,4% цене на нее. Молоко же за месяц показало компенсационный результат. Купили россияне молока меньше на 0,6% при выросшей на 0,8% цене.
Годовой рост КсМ оказался скромным за счет значительного снижения цен почти на все составляющие Индекса. И даже рост объемов их покупки не смог внести ощутимые коррекции. Так, по сравнению с августом прошлого года сократились цены на воду на 7,6%, на кофе на -4,7% и на шоколад на -7%. Подорожало только молоко на 6,3%. Но именно его россияне купили в разрезе года меньше на -0,7%. Остальные продукты, входящие в Индекс, показали рост объемов покупки за год. Кофе было куплено на 3,4% больше, шоколада – на 4,7%, а воды – на 9,1%.
Таким образом, можно говорить о том, что каникулы для традиционных простых удовольствий закончились. Россияне опять начали баловать себя кофе и шоколадом, что и привело к росту индекса «Кофе с Молоком» в августе.
Диаграмма 2. Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве, 2013 – 2017.
В Москве же КсМ в августе показал небольшую, но отрицательную динамику. За месяц Индекс похудел на -0,5% и остановился на отметке 1084 п.п. То есть теперь августовское значение стало самым низким за текущий год (см. Диаграмму 2).
Однако по сравнению с августом прошлого года столичный КсМ вырос на 5,9%, что значительно превосходит накопленную инфляцию. Тем не менее, не стоит списывать со счетов тот факт, что летом прошлого года индекс простых удовольствий в Москве показывал резкое снижение. То есть нынешний рост оказался возможен, в том числе, и благодаря так называемой низкой базе прошлого года.
В продолжившемся в августе снижении КсМ в Москве оказался повинен шоколад. Хотя его и купили на 3,7% больше домохозяйств, чем месяцем ранее, но месячное снижение цены на него на 12% и сокращение объемов покупки на -1,5% изрядно повлияло на общий результат. И даже подорожавший на 8,6% кофе, которого, правда, было куплено на -0,1% меньше, или рост объемов покупки воды на 12,3%, правда, по немного более низкой цене (-1,2%) смогли лишь немного сгладить общее падение индекса.
Зато в разрезе года рост индекса был обеспечен как ростом цен – на кофе (+10,7%) и на молоко (+6,2%), так и увеличением объемов покупки составляющих индекса – воды на 15,2%, шоколада на 1,3%, молока на 1,9%. И даже снижение цен на шоколад в столице относительно августа прошлого года на -5,3% и объемов покупки кофе на -3,3% не смогли оказать существенного влияния на общий рост Индекса.
Судя по всему, москвичи в августе продолжили наслаждаться альтернативными удовольствиями. Время кофе и шоколада еще не пришло. Хотя по сравнению с прошлым годом маленьких гастрономических радостей столичные жители позволяют себе все больше.
14.09.2017
Еще статьи по теме
- Потребитель активен вопреки - 17.01.2023
- Бренды перестали учитывать мнение потребителей - 26.12.2022
- Пандемия не заставила россиян разлюбить походы по магазинам: совместное исследование Ромир и Fix Price - 13.09.2021
- Затратный Ретроградный: как Меркурий заставил россиян раскошелиться - 26.11.2020
- Опрос Criteo: Кризис доходов не отразился на желании россиян совершать покупки - 02.11.2020
- Исследование "Связного": россияне предпочли iPhone 11, дешевые зрелища и улететь - 25.02.2020
- Покупка косметики: что определяет выбор потребителя - 24.09.2019
- Только 12% российских потребителей верны выбранному бренду - 12.09.2019
- Микрочипы, 3D-принтеры и дроны - самые популярные желания российских потребителей - 30.05.2019
- Как россияне воспринимают технологии и будущее - 27.05.2019
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий