Свежевыжатый $501 млн.
"Это был один из самых профессионально подготовленных процессов поглощения в истории Coca-Cola", – заявил, закрывая сделку по покупке ЗАО "Мултон", финансовый директор Coca-Cola Hellenic Bottling Company (CCHBC, греческая "дочка" Coca-Cola) Дорос Константину.
Действительно, параметры сделки обсуждались всего несколько месяцев, почти полтора из которых стороны ждали вердикта Европейской комиссии. "Все, чего можно было достичь на рынке соков, "Мултон" достиг, – говорит управляющий директор ЗАО "Мултон" Александр Критский. – Вкладывать и дальше в этот рынок для наших амбициозных акционеров – бессмысленно. Им нужны большие проекты, и есть масса быстрорастущих и более емких рынков, например ритейл и "пищевка". В них, в частности, и будут инвестированы средства".
Имена экс-акционеров ЗАО "Мултон" – Дмитрий Коржев, Дмитрий Троицкий, Юрий Пилипенко – появились в прессе сразу после сообщений о продаже компании (источниками информации для СМИ служат базы данных Регистрационной палаты, налоговиков, а также предположения других участников рынка).
До 1998 года, как вспоминают старожилы петербургского бизнеса, оперативным управлением "Мултона" занимался один из учредителей, Дмитрий Троицкий. История роста началась в 1998 году, когда двери офиса открыл Александр Критский, назначенный управляющим директором.
"Акционеры нашли меня через агентство. Прежде чем я возглавил компанию, мы общались почти полгода. Они поставили серьезную задачу – превратить "Мултон" из локальной компании в национальную", – вспоминает Критский. Под его руководством родился бренд "Добрый"; именно Критский не поддержал объявленную в 2002 году московским "Вимм-Билль-Данном" ценовую войну, не прогадав на растущем рынке, а позже запустил бренд Rich. Кстати, после покупки "Мултона" высказывалось предположение, что Coca-Cola приобрела компанию именно из-за этого бренда, чтобы было что противопоставить "Тропикане" PepsiCo (разливается на мощностях новосибирского "Нидана"). Александр Критский, разубеждая в этом корреспондента "ПП", приводит такие аргументы: "Прибыль, которую приносит Rich, несравнима с прибыльностью другого бренда – "Доброго". Кроме того, о какой конкуренции в сегменте соков между Coca-Cola и Pepsi-Co вообще можно говорить?"
Владельцы "Мултона", всматриваясь в потенциальных топ-менеджеров, не ошиблись в выборе. К началу 2000-х годов "Мултон" действительно "опутывает" всю Россию, а акционеры получают возможность активно вкладываться в другие проекты. Одни из них реализуются более-менее публично. Но в основном бизнес-инициативы непубличных учредителей становятся богатой почвой для предположений в среде петербургского бизнеса, к чему еще имеют отношение "мултоновцы".
Отметим, что серьезный интерес к западным инвесторам, как говорит Александр Критский, у акционеров ЗАО "Мултон" родился в 2002 году. Именно тогда акционеры начали задумываться над формой привлечения иностранного капитала: частичная или полная продажа компании либо IPO (первоначальное публичное предложение акций). "С одной стороны, нужны были средства на развитие "Мултона", с другой стороны – вложения в другие проекты акционеров. С течением времени выбор пал на стопроцентную продажу компании", – вспоминает Александр Критский.
Как уже отмечалось, полученные $501 млн. будут вложены в другие проекты. "Мултон" же ждет свой путь, по которому его поведет новый акционер и топ-менеджмент, осуществляющий оперативное руководство. Сейчас компания переживает период интеграции. Через 3-4 месяца будет ясно, какие именно из сильных сторон покупателя и объекта покупки могут быть взаимовыгодно использованы, а с обновленным лицом "Мултон" предстанет конкурентам и потребителям через год.
Как акционеры повышали капитализацию "Мултона"
2002 год
Запуск бренда Rich, который, по сути, стал соковой революцией № 2 (№ 1 – запуск сока под брендом "Добрый" в 1999 году). Участники рынка высказывали мнение, что Coca-Cola приобрела ЗАО "Мултон" исключительно из-за "квадратных коробочек" (см. текст).
Доля рынка по РФ: 22%
2003 год
Консолидация активов ЗАО "Мултон" – двух заводов (Петербург, Москва) и двух торговых компаний. Аудитором ЗАО стала компания KPMG, а "Объединенная финансовая группа" – финансовым консультантом. Прозвучали первые оценки аналитиками стоимости бизнеса ЗАО "Мултон" – $150 млн.
Доля рынка по РФ: 25,5%
2004 год
Устойчивое положение на рынке. Компания проводит ряд встреч относительно возможной покупки других участников рынка. "Если бы мы объединились тогда с другим производителем, – отмечает Александр Критский, – сейчас компания была бы продана значительно дороже".
Доля рынка по РФ: 26%
2005 год
Переговоры с Coca-Cola о продаже компании начались осенью 2004 года. Сделка была закрыта в апреле 2005 года. Аналитики, оценивая вероятную стоимость сделки (до ее официального объявления), называли цифры от $300 млн. до 700.
Доля рынка по РФ: нет данных
Источники: данные компании, оценки аналитиков
Чем еще владеют создатели "Мултона"
"Пищевка"
В 2002 году Дмитрий Коржев и Дмитрий Троицкий (в качестве учредителей ЗАО "Русский сок" и ЗАО "Нева-Русь" при участии еще одной компании) приобретают контрольный пакет акций "Очаковского молочного завода". Практически сразу после сделки делаются заявления о дальнейшей покупке аналогичных предприятий в Вологде, Белгороде, Воронеже и Новосибирске. Возвращаясь к "свежим" $501 млн., заработанным на продаже ЗАО "Мултон", и интересу, который питают экс-мултоновцы к пищевой промышленности, логично предположить, что именно сейчас и всплывут прежние планы.
Автомобильный бизнес
Экс-акционеров "Мултона" связывают также и с участием в автомобильном бизнесе. Действительно, согласно данным налоговых органов, Дмитрий Коржев до весны 2002 значился учредителем ООО "Русь-Авто", деятельностью которого являлась оптовая торговля. А ЗАО "Русь-Авто" – официальный дилер Audi в Петербурге – по некоторым данным, является родственной компанией "Очаковского молочного завода".
Ритейл
И наконец, еще один проект, в связи с которым упоминаются имена "мултоновцев": появившаяся в Петербурге в 2002 году сеть гипермаркетов "О’Кей". С одной стороны, создатели "Мултона" намерены увеличивать свое присутствие в рознице (официально не сообщается, какой). С другой стороны, несколько поставщиков "О’Кея", опрошенных "ПП", подтверждают, что среди учредителей Dorinda Holding S.A. (Люксембург), компании, развивающей в России сеть гипермаркетов "О’Кей", присутствуют "мултоновские" имена. Кроме того, по информации эстонских СМИ, г-н Хиллар Тедер (известный в Эстонии предприниматель) "входит в число собственников Dorinda вместе с российскими предпринимателями, чьим бизнесом раньше было производство соков". Вместе с тем, руководство "O’Кея" никак не комментирует личности владельцев. На вопрос корреспондента "ПП" о планах учредителей генеральный директор сети Игорь Макаров ответил так: "Сейчас мы строим три гипермаркета, планируем искать новые участки под застройку… Кто такой Троицкий? В первый раз слышу такую фамилию". К 2010 году компания намерена построить в России 10 торговых комплексов и 50 гипермаркетов.
"Предприниматель Петербурга"
31.05.2005
Комментарии
Написать комментарий