Новости

Последствия массовой информации

Последствия массовой информации

Жертвами стремительно принятого Госдумой закона, запрещающего иностранцам контролировать больше чем 20% в российских средствах массовой информации, могут оказаться не только медиахолдинги. Обладателями лицензий СМИ оказались сайты мобильных операторов, негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и банков, в капитале которых есть доля иностранных инвесторов. Разбираться с требованиями закона придется и владельцам корпоративных СМИ, которые есть у большинства крупнейших российских компаний. 

Сайты МТС, «МегаФона», «Вымпелкома» и «Т2 РТК холдинга» (оказывает услуги под брендом Tele2) числятся в перечне зарегистрированных Роскомнадзором СМИ как «электронные периодические издания». «Вымпелком» оформил лицензию СМИ еще в 2005 году, МТС и «МегаФон» — в 2006-м, Tele2 — в 2009-м, следует из реестра. Как пояснили “Ъ” в МТС, сотовые компании обязаны через СМИ информировать абонентов об условиях предоставления услуг. Такое требование действительно содержится в Правилах оказания услуг подвижной связи, принятых постановлением правительства еще в мае 2005 года: оператор должен не менее чем за десять дней предупредить пользователя об изменениях в тарифах.

При этом практически все крупнейшие сотовые компании в России имеют среди акционеров зарубежные структуры. 48,54% МТС находятся в свободном обращении, основная часть пакета торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже. 25,17% «МегаФона» принадлежат шведско-финской TeliaSonera, еще 14,7% торгуются на Лондонской фондовой бирже. 100% «Вымпелкомома» принадлежат Vimpelcom Ltd, зарегистрированной на Бермудских островах. Наконец, «Т2 РТК Холдинг» на 55% принадлежит зарегистрированной в Швеции Tele2 Russia Holding AB.

Но с февраля 2016 года компании, иностранный капитал в которых превышает 20%, уже не смогут владеть российскими СМИ, следует из поправок к закону «О СМИ», которые в минувшем сентябре всего за девять дней приняла Госдума. Российские компании и физические лица, контролирующие доли в медиа через иностранные структуры, получат отсрочку до февраля 2017 года.

На прошлой неделе законопроект одобрил Совет федерации, теперь он ждет подписания президентом. Речь в проекте идет не только о прямом, но и о косвенном владении СМИ. В МТС говорят, что такие изменения в законе «О СМИ» «могут повлиять на процедуры информирования абонентов о новых услугах, изменениях в тарифах и условиях предоставления услуг», но не уточняют, как планируют выходить из ситуации. В «МегаФоне» считают, что для корпоративных сайтов требование закона избыточно. Еще одной проблемной зоной поправок является то, что под них попадают СМИ с развлекательным, образовательным и другим не новостным контентом, например, Discovery, Disney или National Geographic. В других сотовых операторах “Ъ” заявили, что пока анализируют поправки.

Согласно базе данных Роскомнадзора, сотовые операторы не единственные непрофильные владельцы СМИ. Такие же лицензии имеют и более десятка негосударственных пенсионных фондов. «Это нужно, чтобы размещать всю информацию, которую фонд обязан раскрывать по закону об НПФ. Например, ежегодный отчет об инвестировании средств. Регистрация сайта фонда как СМИ позволяет упростить данную процедуру»,— говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Это также позволяет сэкономить существенную сумму денег на размещение информации в сторонних СМИ, добавляет топ-менеджер НПФ из топ-10. Раньше фонды являлись некоммерческими организациями, но по новому законодательству обязаны акционироваться. Пока своих владельцев раскрыли меньше половины НПФ. Закон об ограничении владения иностранцами СМИ может коснуться, например, НПФ «Наследие» (контролируется через кипрскую UCP PE Assets Limited), НПФ «КИТ Финанс» (кипрская Waylong Holdings Limited), НПФ «Стальфонд» (кипрская «Ренсетло Инвестментс Лимитед»).

Лицензия СМИ есть у банка «ВТБ 24» (принадлежит ВТБ, 39% которого находятся в свободном обращении). Руководитель пресс-службы «ВТБ 24» Артем Бочкарев объяснил регистрацию сайта в качестве СМИ тем, что он «является таковым по формальным признакам». «Мы продолжаем работать над расширением функционала и наполнения. Статус СМИ, как нам представляется, дает в этом отношении больше возможностей»,— сообщил он. Как СМИ зарегистрирован и российский сайт системы моментальных платежей Qiwi (64,4% торгуются на NASDAQ, остальное принадлежит нескольким иностранным компаниям). В пресс-службе компании, впрочем, уточняют, что сейчас основным сайтом является международный Qiwi.com, а необходимость в ресурсе с лицензией СМИ уже отпала.

Кроме того, многие крупнейшие российские компании выступают владельцами лицензий собственных корпоративных СМИ, в основном печатных (подробно см. справку). Например, у ГМК «Норильский никель» (в составе акционеров две зарегистрированные за рубежом компании с долями более 20%) есть одноименный корпоративный журнал. Но в ГМК вчера заявили, что «они российская компания и поправки к ним неприменимы». Проблем с этим направлением не будет, считает управляющий партнер «ЛюдиPeople» (издатель корпоративных СМИ) Владимир Змеющенко. «Например, издателем может стать подрядчик — компания, которая создает продукт. Есть множество способов обойти запрет»,— уверен он.

Чтобы информировать о своих услугах, компаниям не обязательно создавать редакции и регистрироваться как СМИ, заявил вчера “Ъ” один из разработчиков законопроекта, депутат Леонид Левин. «Они могут информировать через различные СМИ, рассылая свои пресс-релизы. Но если такая проблема есть — пусть приводят ресурсы в соответствие требованиям нового законодательства. Ничто не мешает сотовой компании оформить российское юридическое лицо»,— считает он. «Надуманной» называет проблему и один из профильных чиновников. «СМИ, через которое информируют пользователей, необязательно должно быть официальным сайтом компании. Можно оформить его на физическое лицо, или компании могут скинуться, создать общий сайт и через него вместе информировать»,— рассуждает он.

Анна Балашова, Мария Яковлева, Анна Афанасьева, Елена Ковалева, Владислав Новый, Анатолий Джумайло
(Коммерсантъ)

Advertology.Ru

07.10.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

19.12.2025 - 23:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация