Московские торговые центры первыми ощутили снижение спроса
Российские продавцы одежды первыми ощутили сокращение спроса: впервые за многие годы в высокий сезон – март-апрель – ритейлеры проводят распродажи и промоакции, чтобы привлечь покупателей.
По данным компании Watcom, которая специализируется на измерении покупательских потоков в торговых центрах (в Москве оценивает около 100 объектов, включая ТЦ «Мега», Vegas, «Золотой Вавилон», «Афимолл»), с середины марта по середину мая падение покупательского трафика в столичных моллах составило 6,1%.
Не до покупок
Люди стали меньше ходить в магазины и предпочитают не тратить деньги, считает вице-президент сети магазинов одежды Sela (включает более 400 торговых точек) Эдуард Остроброд.
Владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко считает, что сработал психологический эффект: сообщения о событиях на Украине сменяются информацией о новых санкциях со стороны Европы и США, плюс все наблюдают колебания курсов валют.
«Покупатели стараются спасти накопления и вкладываются, например, в недвижимость. А вот одежда – одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов», – говорит Ярошенко.
Еще один фактор, который сказывается на выручке магазинов – сокращение потребительского кредитования, отмечает вице-президент группы «Новард» (владеет обувной сетью «Эконика») Сергей Саркисов.
Рынок розничных кредитов был сильно перегрет, поэтому банки по рекомендации ЦБ ужесточили требования к заемщикам. В первом квартале 2014г. объем кредитов физическим лицам вырос всего на 2,7%, тогда как за аналогичный период прошлого года рост составил 4,7%. У некоторых банков портфель кредитов вовсе сократился: у «Ренессанс Кредита» – на 1,7%, у Хоум Кредит Банка – на 5,2%, у «Русского стандарта» – на 0,7%, у ОТП Банка – на 1,2%.
Вынужденные скидки
Одежные ретейлеры с начала весны фиксируют замедление роста продаж и даже падение, особенно в регионах, рассказал РБК Остроброд. Продажи очень нестабильны, согласен Ярошенко. В феврале, когда начались общеполитические и экономические проблемы, Baon зафиксировал падение сопоставимых продаж (в одних и тех же магазинах) на 5%. В марте продажи выросли на 14%, но в апреле прироста не было, а май начался с отрицательной динамикой, говорит Ярошенко.
По словам Остроброда, количество вещей в чеке уменьшается, люди предпочитают покупать все с большими скидками. В итоге Sela пришлось вложить дополнительные средства в маркетинг – продажи не упали, но снизилась рентабельность, говорит он. Такая же ситуация у продавца мужской одежды Henderson – для поддержания продаж приходится проводить больше акций, рассказал ее владелец Рубен Арутюнян.
Февраль был очень хорошим, а март и апрель – фактически провальными, говорит основной владелец Bosco di Ciliegi (мультибрендовые бутики Bosco Donna, Bosco Uomo, Bosco Bambino, магазины спорттоваров Bosco Sport, ювелирные бутики Sublime by Bosco) Михаил Куснирович. Продажи в феврале у Bosco di Ciliegi выросли на 23% к февралю 2013г. – в основном за счет реализации товаров с олимпийской символикой. В апреле и марте наблюдалось падение, в итоге с 1 февраля к концу мая выручка увеличилась только на 7%, говорит Куснирович. «Прямо скажем: ожидали большего», – сетует он.
В мае продажи идут хорошо, что связано с ранним потеплением: например, в ГУМе за это время трафик вырос на 11%. «Это необычная ситуация. Как правило, май очень плохой, а в июне продажи растут одновременно с началом скидок. Но все равно на этот год мы имеем сдержанно-оптимистичный прогноз, заказы на летнюю коллекцию 2015г. даже немного сократили», – рассказывает бизнесмен.
В обувном ретейле наблюдается та же тенденция, говорит Саркисов. По его словам, за март-апрель сопоставимые продажи упали на 8% по всей сети, а в отдельных магазинах еще сильнее: из-за этого «Эконика» уже ведет переговоры с торговыми центрами о пересмотре валютных ставок аренды. Общее падение покупательского трафика в сети составило за март-апрель 12%. По словам топ-менеджера, в первые 20 дней мая также есть падение сопоставимых продаж на 4%, но за счет последних десяти дней он надеется «выйти в ноль».
Впервые за многие годы в самый высокий сезон – апрель – обувные торговцы активно проводили промоакции, отметил Саркисов: компании предлагали дополнительные скидки постоянным клиентам, а покупка второй пары обуви стимулировалась скидками вплоть до 50%.
В этом году при самом оптимистичном прогнозе темпы роста рынка одежды не превысят 2-4%, а в пересчете на доллары и евро продажи даже сократятся на 5-10%, считает директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. В 2013г., по ее данным, рынок вырос на 4%, до 1,6 трлн руб.
Вместо одежды
В Leroy Merlin продажи тоже растут, говорит директор по маркетингу сети Филипп Мужо. Он связывает это с ранней весной, закрытием нескольких московских строительных рынков, а также с девальвацией рубля: есть тенденция к тому, что клиенты предпочитают потратить накопления на товары, которые в будущем могут подорожать.
У сети мебельных магазинов Hoff c начала года сопоставимые продажи выросли более чем на 15%, а в марте-апреле рост был более 20%, говорит совладелец сети Михаил Кучмент. Покупательский поток в марте-апреле вырос на 10%, с начала года – более чем на 5%. Доля выданных потребительских кредитов в сети осталась на уровне 2013г.
В Watcom связывают повышение спроса на стройматериалы и мебель с тем, что люди решили сохранить накопления, вложившись в недвижимость, и сейчас обустраивают приобретенное жилье.
С начала года банки отмечали повышенной спрос на ипотечные кредиты. Сбербанк сообщал, что в первом квартале этого года портфель ипотечных кредитов вырос на 80%, до 255 млрд руб. ВТБ24 за тот же период выдал на 63,3% больше ипотечных кредитов, чем в аналогичный период 2013г. Спрос на ипотеку фиксировал и Delta Credit: количество поданных заявок за первые три месяца года увеличилось более чем вдвое.
30.06.2014
Еще статьи по теме
- Аккаунты продуктовых ритейлеров и брендов одежды быстрее всего набирают подписчиков в ВКонтакте - 17.05.2023
- Хард-дискаунтеры завоевывают российский ритейл: как на это влияет мерчандайзинг? - 17.04.2023
- Максим Нагорный: "Я вижу оптимистичные перспективы" - 07.10.2022
- Как помирить маркетинг и продажи - 27.10.2020
- Как ведут социальные сети крупнейшие ритейлеры БТиЭ - 12.03.2019
- Как перестать продавать "в лоб" и полюбить несформированный спрос - 31.07.2018
- Интерес россиян к собственным торговым маркам магазинов пошел на спад (9) - 06.04.2018
- 24 правильных ответа на возражение "Дорого" (2) - 22.09.2016
- ФАС запретила ритейлерам публично прогнозировать ситуацию с ценами - 10.08.2016
- Розница лишилась большей части выплат от поставщиков (2) - 06.07.2016
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий