Изнаночная сторона нейминга
Когда-то давно, когда я училась вышивать крестиком, мне рассказали историю о том, как проходит экзамен у тех, кто учится вышивать профессионально. Показывая преподавателю свою работу, вышивальщица сначала демонстрирует не лицевую сторону, а изнаночную. И в первую очередь по тому, как выглядит изнанка, экзаменатор оценивает мастерство ученицы.
И как изнаночную сторону вышивки вы можете никогда не увидеть, так вы можете никогда не соприкоснуться с тем, что происходит за кулисами неймингового процесса. Но если вы знаете о том, из чего складывается изнанка нейминга, вы можете:
- Самостоятельно разработать название
- Оценить уровень специалиста-неймера, задав правильные вопросы
- Осознанно принять решение, выбирая названия из вариантов, предложенных нейминговым агентством
LINII занимаются неймингом с 2003 года и знают все об идеальной изнанке!
Брифование
Лицевая сторона
Этап заполнения брифа — это уже начало работы над названием. Чем лучше заполнен бриф, тем спокойнее и продуктивнее проходит проект.
Часто заказчики признаются, что только заполнив наш бриф, и таким образом упорядочив свои мысли, они смогли окончательно определиться, каким именно видят свое будущее название.
Изнаночная
Важно не только то, насколько полно заполнен бриф, но и то кто именно его заполнял. Часто бывает так, что бриф заполняет руководитель проекта на стороне заказчика, а собственник бизнеса впервые видит его только на первой презентации. Поэтому мы настаиваем на обсуждении заполненного брифа перед началом нейминга со всеми лицами, которые будут принимать решение о названии.
Кроме того, встреча для обсуждения брифа на нейминг — это в какой-то степени сеанс психотерапии. Мы считываем информацию, которая не попала в бриф: личные предпочтения, скрытые ожидания и разные трудно формализуемые вещи.
Тайминг
Лицевая сторона
Более чем 20-летняя наша практика показала, что оптимальный срок для разработки нейминга — четыре недели. В этот срок укладываются и технические и творческие процессы.
Мы успеваем сделать два круга разработки и провести две презентации. Каждый круг разработки занимает 10 рабочих дней.
Почему именно два круга, а не один и не три?
Первый круг часто бывает самым плодотворным и именно на нем определяется название, которое становится финалистом по итогам проекта, но бывает и так, что только увидев первые варианты нейминга, заказчик понимает, что именно он хотел от названия. И после первой презентации бриф уточняется и отрабатывается на втором этапе.
Изнаночная
Пару раз в год мы сталкивается с горящими проектами: когда у заказчика есть сложная нейминговая задача и очень мало времени на ее решение.
Таким для нас был проект Ноу Хау: команда была забрифована в пятницу, а в понедельник мы уже сдавали названия.
Нейминг для хард дискаунтеров Первый выбор В1 тоже разрабатывался в невероятно сжатые сроки. На весь проект — от разработки концепции бренда до сдачи макетов в производство у нашей команды было всего 3 месяца.
Поэтому, когда нас спрашивают, можно ли разработать название за два дня, мы уверенно отвечаем, что можно, но творческий процесс все-таки требует времени. Менделеев придумал таблицу химических элементов за одну ночь, но загрузил свой мозг этой задачей за много недель до этого.
Изучение рынка и целевой аудитории
Лицевая сторона
В идеальном мире в нейминговый отдел проект передают заботливые руки отдела стратегии. И тогда вместе с брифом команда неймеров получает платформу бренда — документ с исчерпывающей информацией о миссии бренда, его архетипе, ситуации на рынке, поведении конкурентов и ожиданиях целевой аудитории.
Изнаночная
Часто на стратегический этап не хватает временных или финансовых ресурсов. В этом случае команда неймеров максимально подробно интервьюирует заказчика, и затем, вооружившись полученной информацией и брифом, посвящает несколько дней погружению в бизнес заказчика, изучению рынка, конкурентного окружения и целевой аудитории. Бренд — не сферический конь в вакууме, поэтому о среде его обитания и нюансах его целевой аудитории важно выяснить все возможное.
Разработка названия
Лицевая сторона
Творческий процесс сложно формализуем, но 20 лет назад, когда мы задумали агентство, специализирующееся только и исключительно на нейминге, нашей целью было так организовать творческий процесс нейминга, чтобы каждый раз получать предсказуемый результат.
За годы работы мы придумали разные техники нейминга, которыми делились на первой в России Школе нейминга, которую проводили в 2008 году.
Изнаночная
Свободный полет неймерской мысли ограничивают два основных фактора:
- Требования брифа
- Требования охраноспособности
С нюансами заполнения брифа мы разобрались выше, здесь же остановимся на юридических аспектах разработки названия.. Охраноспособность, т. е. возможность зарегистрировать название в качестве товарного знака — это именно то, что составляет основную ценность работы неймера. И, кстати говоря, напрямую влияет на стоимость неймингового проекта.
В брифе на нейминг обязательно есть вопрос о том, в каких классах предполагается регистрировать название. Классов МКТУ всего 45, товары и услуги распределены по классам по принципу подобия. Количество зарегистрированных товарных знаков в разных классах разное. Есть очень популярные классы, например 35 (оптовая и розничная торговля, услуги по продвижению товаров), в этом классе зарегистрировано более 200 000 обозначений.
А есть 15 класс (музыкальные инструменты), в котором на данный Момент всего 20 000 действующих регистраций.
Из приведенных цифр легко сделать вывод о том, что в некоторых классах большинство идей неймера не встретят особенных препятствий, а в других – команде предстоит сложная и кропотливая работа не только по придумываю оригинальных названий, но и по проработке ювелирно точных комбинаций букв, слогов, звуков для того, чтобы нейм стал охраноспособным. В сложных классах неймеры сразу подключают к проекту патентного поверенного.
Презентация и выбор названия
Лицевая сторона
Если проект проходит в два этапа, то мы делаем две презентации с вариантами названия, после каждого этапа соответственно.
Мы не пишем длинных описаний и не рассказываем много о каждом названии. Уверены, что если название приходится долго объяснять, то и целевой аудитории будет сложно понять, заложенные в нейминг смыслы.
Презентуем мы только те названия, которые прошли предварительную проверку на охраноспособность.
Изнаночная
Если и после второго этапа разработки заказчик затрудняется с выбором, то тут может быть несколько причин:
- задача поставлена некорректно и нужно перебрифоваваться;
- уже есть название, которое нравится, но на всякий случай решено обратиться в нейминговое агентство и проверить, вдруг будет что-то получше.
“Перебить” название, с которым заказчик уже живет какое-то время и которое нравится, новыми разработками невероятно трудная задача. Скорее даже из области психологии, нежели нейминга.
- в названии нет острой необходимости, проект делается “в стол”.
Но иногда неймингу действительно нужна небольшой дополнительный этап. Обычно это случается тогда, когда презентация вариантов становится стихийным брейнштормом совместно с заказчиком. В этом случае мы забираем с собой идеи, которые наштормили вместе, и уходим на несколько дней, чтобы их доработать.
Юридическая защита
Лицевая сторона
У профессиональных неймеров есть неймерская насмотренность: многие годы работы с базами зарегистрированных товарных знаков часто позволяют еще до проверки сказать, у какого названия, какие шансы на регистрацию.
В любом случае, за 3-4 дня до даты презентации, все варианты, которые были отобраны в шорт-лист – это порядка 30-50 названий – уходят на проверку на охраноспособность.
Результат проверки — таблица-светофор, где красные названия — занятые, зеленые — предварительно свободные для регистрации, желтые — названия, шансы на регистрацию которых предварительно оцениваются как 50/50.
В презентацию попадают названия из “зеленого” списка и иногда из “желтого”, если есть понимание, как название можно защитить.
Изнаночная
Плотность регистрации в популярных классах такова, что “зеленых” названий после проверки часто оказывается всего 2-3 штуки. Поэтому уже на этапе формирования презентации мы консультируемся с патентными поверенными о возможных способах защиты того или иного варианта, фиксируем все риски и составляем план по их минерализации, который так же обсуждаем с заказчиком на презентации.
На этом этапе, кстати, к команде неймеров часто подключаются дизайнеры. Потому что с помощью дизайна можно решить часть проблем с охраноспособностью названия. И речь не идет о том, чтобы, какую-то букву заменить на графический элемент: например, в слове “Остров” первую О заменить на спасательный круг и и потом регистрировать получивщуюся, якобы охраноспособную конструкцию из значка спасательного круга и слова “стров”. В такой регистрации нет никакого смысла, слово “остров” все равно нельзя будет использовать в коммуникации.
Дизайнерам, для того, чтобы повысить охраноспособность названия, нужно проделать непростую работу по созданию такого графического решения, которое позволит зарегистрировать слово с том виде, в котором его придумали неймеры. Подобные графические решения – всегда индивидуальны и дать общую рекомендацию невозможно. Но если перед вами стоит задача защитить название с низкой охраноспособностью, мы точно можем рекомендовать провести брейншторм тремя командами: неймеров, дизайнеров и патентных поверенных.
Нейминг — сложный, но творческий и увлекательный этап брендинга. А дьявол, как обычно, кроется в деталях, вернее – в изнанке этого процесса. Теперь вы знаете, где его искать.
09.12.2024
Еще статьи по теме
- DDVB разработали новый бренд детских смесей INFANY для компании "Прогресс" - 09.12.2024
- Tikkivala: нейминг и логотип для лидера в мире красок - 25.11.2024
- PR2B Group: нейминг для строительной компании Фасис (1) - 08.11.2024
- Bloggers - о радостных моментах: разработка новой ТМ мармелада от Fabula Branding - 25.10.2024
- Нейминг и дизайн зерновых смесей "Пекушек" от PG Brand Reforming - 20.10.2024
- Пшшш - слышите? Это распыляются порошковые краски "ОХТЭК" - 11.10.2024
- LINII x BOMBA: Ребрендинг крупного ритейлера электроники и бытовой техники в Молдове - 21.09.2024
- На высокой вибрации: бренд интерьерного бюро Space 528 от Fabula Branding - 14.09.2024
- С заботой: нейминг и айдентика для социальных программ сети "Пятёрочка" - 04.09.2024
- LINII и "Гедеон Рихтер" о женском здоровье - 21.08.2024
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий