Статьи

Как digital-решения меняют рынок доставки еды

Как digital-решения меняют рынок доставки еды

Рынок доставки еды в России бьет все рекорды. Согласно информации от Data Insight, общий объем этого рынка к концу текущего года достигнет 1,1 триллиона рублей, с числом заказов в 788 миллионов. Быстрый рост вызывает увеличение конкуренции, где будут преобладать крупные компании, которые уже начали заниматься доставкой еды в регионы и вытеснять маленькие бизнесы. Однако, действительно ли у малых компаний есть возможность выживания и дальнейшего развития на рынке? Основатель компании «Dostaevsky» Владимир Овелян уверен, что такой шанс есть, но лишь в том случае, если бизнес будет оптимизирован с помощью инноваций. Сегодня он рассказывает, как удалось это сделать в его компании.

Когда модели устаревают

 Еще в недавнем прошлом бизнес-модель была предельно проста: создается производственная площадка, на которой готовится еда, нанимается персонал, штат курьеров, проводится рекламная кампания – и далее все зависит от интереса клиентов. Для регионального микробизнеса такая схема, возможно, приемлема и сегодня. Но когда компания начинает приобретать популярность, расти, расширять целевую аудиторию, возникают риски, и главные из них – устаревшая модель взаимодействия между подразделениями, избыточные функции (соответственно, избыточный штат), повышенный интерес конкурентов к занимаемой компанией нише.

С этими проблемами столкнулись и мы. Как это выглядит в реальном процессе, расскажу на примере работы кухни. Расширяясь, мы организовали несколько производственных площадок, разделенных на зоны, в соответствии с этапами приготовления и сборки заказа. В кухню заявка поступает в виде обычного бумажного чека, и он начинает перемещаться между зонами, которые коммуницируют друг с другом голосом. Где-то чек теряется, требуется подтверждение заявки, в это время продукт уже готовится, и нет уверенности в том, что он будет востребован. При это компания была вынуждена держать огромный штат логистов – по одному на каждую площадку. И производство, и логистика работали везде по-своему, дистанционный контроль был невозможен. Соответственно, скорость доставки падала, возникала путаница с заказами, что чревато уже снижением доходов и репутационными рисками.

IT-платформа: оптимизируя процессы

Так мы пришли к необходимости оптимизировать бизнес-процессы с помощью современных digital-инструментов. Анализ этого сегмента показал, что сегодня на рынке есть около двух десятков стандартизованных «коробочных» решений, вполне пригодных для микробизнеса. С учетом нашего объема работы, нам потребовались индивидуально разработанные инструменты. Поэтому мы наняли команду разработчиков, которые за несколько месяцев создали специальную платформу для нас, которую мы назвали Доставизор. Принцип работы платформы следует из ее названия. На каждой производственной площадке, надо всеми рабочими зонами установлены мониторы, которые фиксируют рабочие процессы, в том числе и логистические. Контролируются все этапы приготовления продукта и сборки заказа, причем каждый этап начнется не раньше, чем завершится предыдущий. Кроме того, платформа принимает информацию с установленных в рабочих зонах камер и весов, обрабатывая полученную информацию. Так можно эффективно контролировать расход продуктов и качество приготовленной еды.

Также была внедрена ячеечная система: сотрудники кухни на этапе сборки заказа через планшет получают номер ячейки, в которую необходимо вложить собранный заказ. После того, как он появляется в ячейке, логист получает информацию об этом. Также он имеет возможность, не выходя из программного интерфейса, отслеживать на карте нахождение каждого заказа, который находится на производстве.

Изменилась и система управления логистикой. Отпала нужда коммуницировать голосом между сотрудниками кухни, логистами и курьерами. После того как логист нашел все подходящие в данной локации заказы, он выделяет их в маршрут и назначает курьера. Курьер получает информацию о назначении на маршрут у себя в приложении, которое также было разработано в рамках внедрения платформы. После того, как заказ вышел на маршрут, логист может отслеживать местонахождение курьера что значительно упростило процесс контроля.

Таким образом, внедрение платформы позволило нам централизовать процесс доставки и убрать логистов с каждого производства, заменив их сотрудниками в офисе, которые способны управлять сразу тремя производствами (четырьмя в ночное время) вместо одного, как было до внедрения. Это позволило сократить количество логистов в 7 раз, а время доставки заказа - на 20 процентов.

Так вкратце выглядит кейс, который дал нам хороший инструментарий для оптимизации основных бизнес-процессов с тем, чтобы развиваться дальше. Полученный опыт и анализ ситуации позволил определить основные тренды, которые сегодня формируются на рынке доставки еды.

Фудтех, точечные решения и бюджеты

Первый тренд – стремительное проникновение фудтеха, который внедряется в оба основных процесса – приготовление и логистику. И если небольшие компании в последнем случае могут пользоваться услугами агрегаторов, то в производственной сфере без современных IT-инструментов уже не обойтись. То же самое относится к маркетингу: если вы хотите эффективно продвигать бизнес, необходимы новые каналы и площадки коммуникации с клиентом, персонализированный сервис, который обеспечивают такие решения, как, например, чат-боты на сайте компании, основанные на генеративном искусственном интеллекте. Они позволяют вести диалог без использования человека, что существенно экономит ресурсы компании и дает возможность предложить именно тот продукт, который может заинтересовать покупателя.

Второй тренд – популярность точечных решений. Крупные игроки приходят на региональные рынки с традиционным набором сервисов и продуктов, ориентированным на миллионы потребителей. Раньше это считалось преимуществом, но сегодня клиент настроен на индивидуальный подход, максимум внимания и гибкость. Очевидно, что небольшой сервис по доставке продуктов будет более внимателен к каждому покупателю, чтобы обеспечить его лояльность.

Наконец, третий долгосрочный тренд – жесткое бюджетирование. Платежеспособность населения, как минимум, не возрастает, и это требует от компаний ориентироваться на более бюджетные направления, предлагать различные скидки и акции, пересматривать ассортимент. Одновременно возрастет спрос на средства оптимизации производства и логистики с тем, чтобы максимально снизить себестоимость.

Доставка еды – один из тех рыночных сегментов, которые быстрее других меняются, трансформируются, отвечая на столь же быстро возникающие вызовы и тенденции. Конкуренция велика, однако современные методы ведения бизнеса, включающие уже упомянутые digital-инструменты в области организации производства, маркетинга и рекламы в какой-то степени нивелируют различия между игроками, оставляя всем шанс удержать занятую нишу. Это дает поводы для осторожного оптимизма и надежду на то, что рыночная ситуация останется сбалансированной.

28.05.2024

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.12.2024 - 17:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация