Кризис на "креативном" рынке труда - миф?
По данным опросов агрегаторов вакансий, чаще всего соискатели на российском рынке труда сегодня конкурируют за рабочие места в сферах искусства, развлечения, СМИ, маркетинга, рекламы и PR. Вакансий становится меньше, а количество резюме растёт. Директор по работе с персоналом Коммуникационной группы TWIGA Мария Золотарева делится наблюдениями о том, как изменилась ситуация с трудоустройством для представителей «креативных профессий» и рассказывает, можно ли назвать мифом текущий кризис.
Прежде всего важно помнить, что креативных индустрий в России довольно много: 22. Маркетинг, реклама и связи с общественностью — лишь малая часть этих направлений. Сюда же относятся дизайн (в том числе промышленный), архитектура, урбанистика. Если, например, посмотреть на деятельность Российской креативной недели, на то, какие мероприятия и круглые столы проводят ее организаторы, мы увидим, что креативных индустрий в современной России достаточно много.
При этом говорить про некую единую концепцию кадров в них не совсем правильно, потому что эти сферы очень разные. Нельзя сравнивать кадровую ситуацию в урбанистике или в архитектуре с кадровой ситуации в пиаре: это совершенно разные вещи. Главное отличие системы digital-навыков — в том, что многие из них можно получить дистанционно, а трудоустройство совмещать параллельно с основной работой.
В результате произошло два явления: во-первых, возник «пузырь» на рынке предложения обучающих услуг и курсов; во-вторых, рынок переполнили кандидаты, либо уже трудоустроенные где-то еще и ищущие вакансии для совмещения, либо пытающиеся «войти в индустрию» вообще без какого-либо опыта и с пустым резюме.
Важно понимать и то, что сегодня мы не наблюдаем никакого спада потребности на архитекторов, урбанистов или гейм-дизайнеров: TWIGA CG всегда находится в поисках хороших профессионалов в дизайне, арт-директоров, специалистов, которые могут придумывать идеи для различных каналов и различных форматов — и мы видим не спадающий интерес к соискателям в этих сегментах рынка.
Также стоит отметить, что на рынке есть запрос на молодых специалистов, особенно в драйвовых направлениях, связанных с созданием и производством контента для digital. А в отношении кризиса речь прежде всего идет о рынке маркетинга и рекламы.
К тому же главная тенденция на сегодняшнем рынке — не на сегментацию, а на агрегацию. Нельзя сказать, что налицо переизбыток неквалифицированных кадров. Но есть большое количество людей, которые прошли лишь базовые онлайн-курсы и имеют недостаточную квалификацию. Они не пользуются такой большой популярностью, в то время как спрос на специалистов с опытом работы 2-3-5 лет огромен.
Обилие «быстрых навыков» и поверхностных курсов наполняет рынок кандидатами, которые не востребованы у работодателей. Помимо этого, такие кандидаты серьезно сокращают количество свободного времени у рекрутинговых служб, мотивируют внедрять автоматические решения по роботизации фильтрации и найма и т. д. В результате притока на рынок волн таких низкоквалифицированных кадров создается впечатление, что он переполнен, а найти работу очень сложно и трудозатратно. Порой это впечатление ложно, особенно если брать макростатистику по рынку и удивляться количеству вакансий, не беря в расчет качественную сторону вопроса.
Что же до таких категорий занятости, как «Искусство, развлечения, массмедиа» и «Маркетинг, реклама, PR» — да, на HeadHunter есть незначительное снижение по предложенным вакансиям. Но чаще всего поиск в этих категориях происходит не напрямую, а с помощью профессиональных сообществ.
Традиционно обмен вакансиями и кандидатами происходит так: внутри профессионального сообщества или сообщества HR-менеджеров определенной индустрии часто обмениваются резюме подходящих кандидатов либо просят друг друга помочь с контактами профессионалов в креативном направлении (и речь идет не только о проектной занятости или поиске специалиста-фрилансера, что частая практика в агентствах). В открытый доступ такие контакты по понятным причинам не попадают, и у любого наблюдателя со стороны создастся ощущение, что вакансий не так много — но на самом деле их немного лишь в открытом доступе.
И наконец стоит сказать, что ни искусственный интеллект, который пришел на помощь всем нам, ни ситуация, которая сейчас есть на рынке, никак не способствуют спаду спроса на специалистов. Мое мнение как профессионала таково: рынок каждый день находится в постоянном поиске квалифицированных специалистов. Запрос очень высокий, бизнесу нужны кадры — и нам в TWIGA в том числе.
25.05.2024
Еще статьи по теме
- TWIGA CG объявила о назначении Александра Жомова управляющим директором TWIGA DATA SOLUTIONS - 11.10.2024
- Галина Аникина назначена коммерческим директором TWIGA и управляющим директором MEDIA FIRST - 26.08.2024
- Алена Былбас поднимается еще на одну ступеньку в группе компаний TWIGA и становится членом совета директоров медиаблока - 25.08.2024
- ZdravPunkt и "Слабикап" заглянули внутрь организма и разбудили кишечник - 22.05.2024
- TWIGA PR объявляет о запуске автомобильной практики внутри агентства - 04.04.2024
- "Петрович" подвел итоги тендера по размещению рекламы на радио - 27.03.2024
- TWIGA CG объявила о создании нового агентства внутри группы - "Международные Интегрированные Решения" (М.И.Р.) - 26.02.2024
- Карина и Александр Оганджанян: Мы уверены, что бренды меняют смыслы, в том числе и в обществе - 12.12.2023
- win-win - это когда у вас в компании два Академика Российской Академии Рекламы - 14.11.2023
- Мерч Коммуникационной Группы TWIGA к 30-летию бренда - 07.09.2023
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий