Школа рекламиста

Way to Russia. 6 российских городов с новой айдентикой

Way to Russia. 6 российских городов с новой айдентикой

Рассказываем про «индустриальный» шрифт Ижевска, дружелюбного маскота посёлка Никель, деловой бренд Югры и другие красивые решения.

Что дизайн может рассказать о городе? Как на его визуальный образ влияет история места, география, архитектура и повседневная жизнь горожан? В нашем материале — развёрнутый обзор городской айдентики — 2021 с комментариями её создателей.

Тюмень. Исторический градиент

Изображение: дизайн студии бренд-дизайна «Лайтшоп»

Концепцию бренда Тюмени дизайнеры выстроили по принципу градиента — от старого к новому, а главную идею отразили в слогане: «Город, где начинается путь». Со слоганом сочетается логотип ― дощаник, вписанный в геральдический щит. Лого отсылает к классическому гербу Тюмени, на котором изображено речное судно.

Герб Тюмени. Изображение: Википедия

АЛЕКСАНДР НАЗАРОВ, основатель тюменской студии бренд-дизайна «Лайтшоп»: 

"Мы брали за основу главные принципы брендинга многих скандинавских городов: минимализм, простоту и понятное использование. Дощаник, изображённый на нашем гербе, ― самый точный и узнаваемый символ города, который на протяжении веков был судоходным. Раньше по реке Туре проходило много торговых путей, сейчас пространство вокруг неё притягивает множество людей.
Дощаник оставили в качестве символа, но логотип — это не герб, поэтому мы упростили его: убрали волны, поменяли форму щита и отрисовали судно точнее с точки зрения геральдики. Тюмень — город, с которого начинается Сибирь, и при этом город европейский, построенный купцами, комфортный для жизни. Мы позиционируем Тюмень именно так, поэтому добавили в айдентику города немножко «скандинавскости» и «европейскости»."

Изображение: дизайн студии бренд-дизайна «Лайтшоп»

Элементами фирменного стиля дизайнеры сделали узнаваемые архитектурные формы Тюмени. Например, среди них есть очертания многоэтажки советской постройки, которую в городе называют «муравейником». Её силуэт предлагают использовать в оформлении сувениров и мерча.

Изображения: дизайн студии бренд-дизайна «Лайтшоп»

В айдентике Тюмени несколько цветовых решений. Дизайнеры предлагают выбирать их в зависимости от задачи и места использования: для всего, что связано с историей, рекомендуют брать натуральные оттенки (зелёный, бежевый, голубой), для креативных индустрий ― более яркие цвета.

Цветом городской навигации станет чёрный. Им навигацию в Тюмени оформляли и в царское, и в советское время.

Особенность навигации — исторический градиент: на пути от центра города к современным кварталам стиль будет меняться. На металлических табличках в центре планируют использовать шрифт Stronte — современную антикву с европейскими и русскими мотивами. Удаляясь от центра, люди будут видеть таблички, на которых Stronte будет сочетаться с чётким, строгим гротеском Wellington.

Изображение: дизайн студии бренд-дизайна «Лайтшоп»

В новых районах текст навигации будет набран шрифтом Wellington — навигация будет выполнена исключительно этим гротескным шрифтом, а таблички сменятся на лайтбоксы.

Изображения: дизайн студии бренд-дизайна «Лайтшоп»

Систему навигации в Тюмени начнут использовать в первую очередь в новых городских парках. Если говорить об айдентике, которую предложили дизайнеры, в целом, то её уже начали внедрять. В фирменном стиле, например, выполнят оформление Дня города, который в 2021 году будут праздновать 31 июля. Также новую айдентику уже можно увидеть на сувенирах.

«Лайтшоп» разработал туристический бренд Тюменской области. Его цель ― рассказать о регионе так, чтобы туристы захотели туда приехать. Основой фирменного стиля стал резной наличник ― символ деревянной архитектуры Тюмени. Главный слоган, который предложили дизайнеры, ― «Открой окно в сердце Сибири».

Изображения: дизайн студии бренд-дизайна «Лайтшоп»

Югра. Открыты для бизнеса

Изображение: дизайн агентства «Мелехов и Филюрин»

В апреле 2021 года на международной промышленной выставке «Иннопром» представили инвестиционный бренд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Его разработали в новосибирском агентстве «Мелехов и Филюрин».

Смыслы бренда нацелены на предпринимателей, которые уже ведут бизнес в регионе, и на инвесторов, готовых создать предприятие на территории. Такой бренд должен быть деловым, серьёзным и при этом дружелюбным.

По сути, весь комплекс маркетинга территорий ― инвестиционный, туристический бренд или общерегиональный ― направлен на то, чтобы привлекать деньги. Но категория инвесторов как целевой аудитории бренда крайне размыта. Перед нами стояла задача ― создать инвестиционный бренд, который будет работать на разных уровнях и с разными людьми.

ВЛАДИМИР ТОМКО, руководитель проекта по созданию инвестбренда Югры, директор по развитию агентства «Мелехов и Филюрин»: 

"На мой взгляд, мы создали уникальный для российского рынка продукт ― инвестиционный бренд региона, который стал «зонтиком» для институтов развития бизнеса и органов власти, влияющих на инвестиционный климат и политику Ханты-Мансийского автономного округа. При этом нам удалось отойти от стереотипных образов, связанных с Югрой: в айдентике нет этники и природы. Бренд получился исключительно деловым, но не формалистским."

Изображение: дизайн агентства «Мелехов и Филюрин»

Логотип бренда Югры состоит из двух частей ― знака и слогана/названия бренда: «Ugra Open For» или «Югра открыта для». Дизайнерам было важно отразить в слогане название региона и при этом сделать его лёгким для восприятия как на русском, так и на английском языке, ведь округ с этой айдентикой будут представлять и на международных выставках.

Слоган специально построили так, чтобы его можно было использовать на разных площадках и с разными целями. Например, для оформления спортивного мероприятия к слогану можно добавить слово «спорт», чтобы получилось «Ugra Open For Sport» или «Югра открыта для спорта».

В айдентике округа использовали семейство шрифтов Intro, их дизайнеры называют простыми, но современными.

Знаковая часть логотипа ― это коллаж из букв «U» и «O», которые вместе образуют букву «Ю» ― первую в названии региона.

Изображения: дизайн агентства «Мелехов и Филюрин»

Основными цветами в айдентике стали зелёный и голубой, традиционные для округа. В похожей палитре оформлен новый герб Югры, который внесли в геральдический регистр России в феврале 2021 года.

Новый герб Югры. Изображение: Википедия

Также брендбук разрешает использовать дополнительные цвета: жёлтый, синий, красный, зелёный. Ими дизайнеры предлагают выделять разные направления развития региона: образование, культуру, науку, бизнес и спорт.

Изображение: дизайн агентства «Мелехов и Филюрин»

Ижевск. Голос города

Новый шрифт Ижевска. Скриншот: сайт izh.design

В конце мая 2021 года студия Paratype и Центр территориального развития Удмуртской Республики представили шрифт Ижевска.

В 2020 году к юбилею Ижевска Центр дизайна Удмуртии провёл большое исследование визуального наследия города ― собрал коллекцию городских вывесок, заводских штемпелей, упаковки и логотипов продукции местных заводов, значков, обложек книг, рекламы. Всё это стало вдохновением для создания городского шрифта.

ВЯЧЕСЛАВ ПРАВДЗИНСКИЙ, директор Центра территориального развития Удмуртской Республики, сооснователь образовательного проекта «Дизайн-выходные»: 

"Каждый раз, когда мы работали с айдентикой Ижевска, у нас возникал вопрос про шрифты. Особенно актуальным он стал, когда мы начали запускать второй этап дизайн-кода города ― это регулирование адресных табличек. Нам нужно было зафиксировать их дизайн в Правилах благоустройства Ижевска.
Сначала мы думали купить для этого готовый шрифт, но лицензия, которая позволяла бы масштабировать надписи на весь город, вышла бы очень дорогой. Бесплатные шрифты нам тоже не подошли ― мы не нашли среди них такого, который бы идеально встраивался в городскую среду. Так мы пришли к решению заказать для Ижевска свой шрифт, основанный на визуальном наследии города."

Первые концепции будущего шрифта разрабатывали ижевские дизайнеры ― это происходило на воркшопе в школе практического дизайна «Реформа» под руководством арт-директора Paratype Александры Корольковой и дизайнера студии Николая Недашковского. Они взяли за основу шрифта четыре разных концепции местных дизайнеров, объединили и доработали их.

Концепции, предложенные дизайнерами из Ижевска в школе «Реформа». Изображение:
Paratype / Центр территориального развития УР / Школа практического дизайна «Реформа»

АЛЕКСАНДРА КОРОЛЬКОВА, арт-директор студии Paratype: 

"Мы с самого начала работы знали, что шрифт обязательно должен поддерживать удмуртский язык. Это требовало не так много дополнительных знаков ― всего пять букв с двумя точками сверху, как у буквы ё. Они есть далеко не во всех шрифтах, а для таких городов, как Ижевск, в которых официальные таблички должны быть набраны на двух языках, это принципиально важно."

В результате дизайнеры создали два шрифта, которым придумали индустриально-оружейные названия. Первый ― IZH-260 A — акцидентный шрифт, предназначенный для заголовков и табличек. Он похож на шрифт с адресных табличек из исторической части Ижевска, но выглядит более современным.

Шрифт IZH-260 A. Изображение: дизайн Paratype / Центр территориального развития УР / Школа практического дизайна «Реформа»

Второй шрифт ― IZH-260 Т ― информационный, подходящий для длинных текстов. Дизайнеры Paratype называют его скромным, но брутальным, он отсылает к швейцарским гротескам 1960-х годов. Шрифт поддерживает очень много знаков, стрелок, копирайты.

Шрифт IZH-260 Т. Изображение: дизайн Paratype / Центр территориального развития УР / Школа практического дизайна «Реформа»

Среди знаков есть два варианта герба Ижевска, их можно набрать прямо с клавиатуры.

Ижевские шрифты — это голос города: ими, в первую очередь, будут набирать адресные и офисные таблички, номера и названия маршрутов общественного транспорта, объявления, навигационные знаки, информационные стенды.

ВЯЧЕСЛАВ ПРАВДЗИНСКИЙ, директор Центра территориального развития Удмуртской Республики, сооснователь образовательного проекта «Дизайн-выходные»:

"Ижевск станет первым городом России, где шрифт будет зафиксирован в Правилах благоустройства. Следующий этап ― мы разработаем новый дизайн адресных табличек. Они исторически в Ижевске имеют свою специфику ― у каждого района есть свой цвет, поэтому на таблички добавляли цветную полосу. Мы переработаем то наследие, которое уже есть у города. Возможно, вынесем это на «Реформу» и к осени представим новый дизайн табличек.
Мы не фиксируем жёстко, как именно шрифты Ижевска должны использоваться, пытаемся применять их в разных форматах. Например, 10–12 июня в Ижевске праздновали День города, и вся коммуникация была оформлена новыми шрифтами. Также их уже можно увидеть в соцсетях главы и администрации Ижевска.
В целом шрифтами можно будет пользоваться тем, кто говорит от лица всего города. Сейчас мы пытаемся понять, как правильно построить работу со шрифтами, чтобы они не размывались и были именно голосом Ижевска. С другой стороны, важно, чтобы ими можно было понятно и удобно пользоваться."

Шрифт использовали в оформлении коммуникации на день города. Изображение: Центр территориального развития Удмуртской Республики

Шрифты будут распространяться бесплатно, но не свободно ― использовать их разрешат только для некоммерческих ижевских проектов. Также шрифты можно будет бесплатно использовать для производства сувениров. С предпринимателями будут заключать договоры, чтобы закреплять характер использования шрифтов.

Никель. Путь в Скандинавию / Путь в Россию

Изображение: дизайн компании «Асмысл»

Никель ― монопосёлок в Мурманской области, где до декабря 2020 года работал плавильный цех «Норникеля». После закрытия цеха жители посёлка вместе с экспертами и Центром социальных проектов «Вторая школа» разработали новую социально-экономическую стратегию Никеля. Её частью стала разработка бренда посёлка.

Теперь драйвером будет развитие приграничной сервисной экономики и туризма. Для этого команда компании «Асмысл», которая занимается брендингом северных территорий, разработала бренд.

У посёлка выгодное расположение. Он находится на границе сразу с двумя северными странами: Норвегией и Финляндией. До эпидемии в Никель приезжало много норвежцев: заправить машину, купить продукты, сходить к стоматологу. Всё это в российском посёлке стоит значительно дешевле. Однако у посетителей не было мотивации задержаться в Никеле на ночёвку или две. Теперь это будут исправлять с помощью развития приграничных сервисов и услуг для туристов. Новый бренд поможет «упаковать» новые возможности, в том числе международную систему навигации, карту, сайт и туристско-информационный центр.

Основную идею бренда Никеля дизайнеры «Асмысла» заложили в слоганах. Их сразу два: «Путь в Россию» — для туристов, которые приезжают из Северной Европы, и «Путь в Скандинавию» — для россиян.

НАТАЛЬЯ РЫБАЛЬЧЕНКО, сооснователь и бренд-стратег компании «Асмысл»: 

"Логотип посёлка ― слово Nikel с размноженной буквой i, которая символизирует развитие и рост. Получается такое приглашающее слово «Нииииикель», оно означает: «Теперь мы не монопосёлок, у нас много всего: возможностей, сервисов, туристов, инвестиций, бизнесов». Разные цвета буквы i подчёркивают разные направления, в которых может двигаться Никель."

Изображение: дизайн компании «Асмысл»

Количество i в логотипе может быть любым. Это даёт возможность заполнить им любое пространство и объём. Логотип можно закруглить, так он подойдёт для печатей, иконок соцсетей и сувениров.

Изображение: дизайн компании «Асмысл»

В новой айдентике преобладают холодные оттенки, вызывающие ассоциации с Севером. Основные два цвета — чистый белый и «синий никель». В качестве дополнительных дизайнеры предлагают использовать спокойные оттенки розового, синего, зелёного, фиолетового.

Изображения: дизайн компании «Асмысл»

Основной шрифт айдентики посёлка ― Nekst, его называют суровым гротеском.

Для Никеля написали специальную программу, которая выкладывает любую надпись в перспективу, так слова образуют «путь», это перекликается с основной идеей бренда. Программу можно использовать, чтобы быстро нарисовать, например, афишу, а также для создания сувениров.

Изображения: дизайн компании «Асмысл»

Особенность бренда Никеля ― свой маскот.

Изображения: дизайн компании «Асмысл»

НАТАЛЬЯ РЫБАЛЬЧЕНКО, сооснователь и бренд-стратег компании «Асмысл»:

"Если подниметесь на сопки, которые окружают Никель, под ногами увидите керн, ― пробы горной породы. Керн ― это тоже часть идентичности посёлка: геологической и исторической. Мы подумали, что здорово сделать из этого коммуникацию. Так нашли идею для персонажей ― это Керны. Они могут шутить и общаться друг с другом на разных языках.
С консульством Норвегии мы планируем создать музей стереотипов о России и Скандинавии, которые мешают путешествовать. Сначала сделаем онлайн-музей, а потом и офлайн-версию в Никеле. Бороться со стереотипами сложно с серьёзным лицом. Ты не можешь просто серьёзно сказать: «У нас тут медведи по улицам не бегают». Персонажи смогут ненавязчиво рассказывать истории и развенчивать мифы о России.
Персонажи уже полюбились местным жителям. Предпринимателей они вдохновили, например, на конфеты в виде керна."

Персонаж станет частью карты и навигации Никеля, которую сейчас разрабатывают дизайнеры.

Сольвычегодск. В чём твоя соль?

Логотип и слоган Сольвычегодска. Изображения: дизайн компании «Асмысл»

Ещё одна разработка от «Асмысла» — фирменный стиль Сольвычегодска, небольшого города-курорта в Архангельской области. Чтобы до него добраться, нужно сначала ехать на поезде или машине до Котласа, а потом ещё плыть на пароме.

Удалённое расположение стало преимуществом для города, куда в советское время не завозили дешёвые стройматериалы. Это помогло Сольвычегодску сохранить свой уникальный облик.

Историческая уникальность города — промышленники Строгановы, которые оставили в наследство Сольвычегодску новаторскую для того времени архитектуру, технологии по созданию металла из болотной руды, выращиванию жемчуга, выварке соли, а также финифть, эмаль и шитьё. Основа состояния Строгановых и экономики города — соль, которую здесь добывали с XVII века.

Соль стала концептуальной основой для бренда.

НАТАЛЬЯ РЫБАЛЬЧЕНКО, сооснователь и бренд-стратег компании «Асмысл»:

"Суть бренда в том, что мы хотим показать «соли» этого городка: «соль» историческую, архитектурную, литературную, гастрономическую, лечебную. Всё в Сольвычегодске — чистое и кристальное: если это, например, архитектура, то она необычная, строгановская, очень хорошо сохранившаяся.
В Сольвычегодске нет лишних деталей, которые возникли в советское время в других местах. Мы подумали, что за счёт своего минимализма этот город — исторический бутик: не яркий, массовый, а чёрно-белый. Он для тех, кто может его понять.
Когда мы опрашивали жителей города и Архангельской области, выяснили, что для большинства Сольвычегодск ― место для одиночного путешествия, соло-туризма. Он неспешный, эстетичный, туда едут люди, чтобы поразмышлять о жизни в одиночестве. Так появился слоган ― вопрос, который город задаёт тебе, а ты ему: «В чём твоя соль?»"

Сувениры с айдентикой Сольвычегодска. Изображения: дизайн компании «Асмысл»

Дизайн сделали «максимально минималистичным» и «дорогим». Основные цвета бренда — чёрный и белый, в качестве акцентов дизайнеры предлагают использовать также серый, розовый, синий и бирюзовый. Основные шрифты
бренда ― Zangezi и Zangezi Sans дизайнера Дарьи Петровой.

Логотип города — рисованные кристаллы соли, похожие на бриллианты. Каждый олицетворяет смыслы Сольвычегодска: Строгановых, санаторий, музей, гастрономию.

Сейчас дизайнеры «Асмысла» работают над оформлением городской навигации, в том числе создают карту. Она тоже чёрно-белая, напоминает рентгеновский снимок. Чем ценнее здание с исторической точки зрения, тем ярче оно на карте.

Карты и элементы навигации города. Изображения: дизайн компании «Асмысл»

Сольвычегодск входит в шесть муниципалитетов Архангельской области, для которых в 2018 году «Асмысл» разработал отдельный бренд ― «Северное трёхречье». Его логотип ― дерево, три ветви которого символизируют три реки.

Бренд Сольвычегодска в контексте «Северного Трёхречья». Изображение: дизайн компании «Асмысл»

Южно-Сахалинск. Вид сверху

У логотипа две версии: строгая ― для оформления официальных мероприятий ― и более динамичная, с улицами навылет, ― для неформальных. Изображения: дизайн Студии Артемия Лебедева

В июне Студия Артемия Лебедева представила логотип Южно-Сахалинска, в нём дизайнеры соединили очертания гор и сеть городских улиц у их подножия. Притом улицы нарисовали так, как их видно сверху ― с горы Большевик. Этим дизайнеры сделали отсылку к азиатской эстетике. В то же время горы изображены фронтально, чтобы подчеркнуть европейский взгляд на мир, который тоже есть у жителей города.

СТУДИЯ АРТЕМИЯ ЛЕБЕДЕВА:

"Южно-Сахалинск — дальневосточный российский город с богатой историей и совершенно особым обликом: здесь удивительным образом смешались две разные культуры — азиатская и европейская. Город окружён нетронутой природой и потрясающими горными ландшафтами, привлекающими путешественников со всей России и из близлежащих стран. В студии разработали айдентику, отражающую особенности обеих культур и подчёркивающую яркую индивидуальность города."

Изображение: дизайн Студии Артемия Лебедева

Логотип сделали разноцветным. Так он напоминает о цветных домах, крышах и сохранившихся советских мозаиках. Дизайнеры предлагают менять цвета логотипа в зависимости от задачи: городские организации могут покрасить его в свои фирменные оттенки.

Изображение: дизайн Студии Артемия Лебедева

Новый логотип Южно-Сахалинска, на котором строится вся его айдентика, жители выбирали из четырёх вариантов.

Варианты логотипа города, которые предложила студия. Изображения: официальный сайт администрации Южно-Сахалинска

Студия Лебедева также разработала дизайн-код города, в том числе дала рекомендации, как сделать привлекательнее советскую панельную застройку.

13.07.2021

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.11.2024 - 14:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация